Проблемы качества на преприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:35, контрольная работа

Краткое описание

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество.

Содержание

Введение
1 Анализ недостатков предприятия в области управления качеством
2 Определение задач повышения качества функционирования предприятий
3 Стратегическое планирование качества развития предприятия
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность проблем управления качеством в реальной экономике.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Ликвидационная  концепция направлена на ликвидацию государственных предприятий. Считается, что они не пригодны к включению  в рыночную экономику и поэтому  их нужно либо приватизировать либо ликвидировать. Данная концепция, к примеру, была принята в Польше в качестве основы действий сразу же в начальный период радикальных системных преобразований. Как реакция на прошлое, когда преобладала государственная собственность, возникло стремление к тому, чтобы как можно быстрее ликвидировать эту форму собственности во всех ее проявлениях. Приватизация стала главным лозунгом программы преобразований.

Важным  аргументом в пользу ликвидационной концепции послужила оценка, что  государственные предприятия сильно зависят от бюрократических структур, они не смогут освободиться от связанных с этим навыков бесхозяйственности. С исторической точки зрения были основания для такой оценки.

Коммерциализационная  концепция направлена на то, чтобы  государственные предприятия начали функционировать, как и другие рыночные субъекты, в соответствии с законами рынка. Необходимо для этого создать условия эффективной деятельности предприятий при наличии рыночной конкуренции. Приватизация нужна лишь в той мере, в какой она этому способствует. Утверждать, что на почве государственной собственности нельзя действовать эффективно, значит опираться не на доказательство, а на идеологические предпосылки. Этому противоречит и деятельность многочисленных государственных фирм в капиталистических странах. Государственные фирмы следует приватизировать в таком объеме и таким образом, что это вело к действительному повышению эффективности. Вместе с тем следует создавать фирмам полную возможность действовать на рыночных началах. Если они достигнут хороших результатов, то нет оснований ни для их ликвидации, ни для их приватизации.

Наделение менеджеров государственных предприятий  правом на принятие решений практически  означает передачу дирекции части прав, связанных с правом собственности. Поэтому в определенном смысле коммерциализацию можно определить как приватизацию управления.

Для более  глубокого осмысления роли и значимости форм и методов современной системы  управления хозяйственной деятельностью  на микроуровне представляется обоснованным несколько подробнее рассмотреть основные элементы эволюции менеджмента.

Проблемам управления и функционирования предприятий  в условиях рынка - микроэкономике - уделяется чрезвычайно много  внимания и в современных зарубежных научных источниках. По мнению Я. Корнаи, экономика есть реальная наука (в отличие от формальных - математики, логики и т.д.), задача которой состоит в объяснении экономической действительности, а критерием ее истинности является сравнение полученных выводов с реальной практикой хозяйствования.

В то же время необходимо подчеркнуть, что  сегодняшний этап развития российской экономики как никогда ранее  предоставляет руководителю предприятия  возросшую степень свободы творческого  мышления в выборе тех или иных линий поведения. При всем несовершенстве принятых законов они означают беспримерное санкционированное переустройство основы производственных отношений, а именно отношений собственности. Руководители предприятий, совместно с трудовыми коллективами получают право выбирать предусмотренную законом форму собственности, вводить адекватную систему оплаты труда и материального стимулирования, по своему усмотрению распоряжаться чистой прибылью, создавать без излишних согласований новые структуры управления.

Разработка и  реализация стратегии предприятия по существу сводится к управлению экономикой на микроуровне, для чего необходимо построение соответствующей системы, выполняющей следующие основные функции: направляющую - обоснование целей и выбор главных путей их достижения; координирующую - балансировка важнейших ресурсных ограничений и согласование противоречивых интересов всех участников производственного процесса; стимулирующую - активизация движущих сил развития. Опыт показывает, что при сложности выполнения всех стоящих задач, одной из наиболее трудноосуществимых является последняя из названных функций. Она направлена на то, чтобы заинтересовать работника в успехе общего дела и в реализации его способностей и возможностей. Как правило, традиционными (для нас) методами такую задачу практически решить удается лишь частично. По оценкам специалистов, в нашем народном хозяйстве в настоящее время используется менее половины творческого потенциала занятых в нем работников (и в этом, очевидно, одна из первопричин возникшей ныне кризисной ситуации). В первую очередь, поэтому, путь из тупика следует искать в сфере мотивации людей, то есть в сфере взаимодействия их интересов, выгоды. Но для этого нужно иметь четкое представление о составе и структуре экономических интересов в управляемом коллективе, знать и постоянно учитывать интересы не только общие для всего предприятия, но и специфические - коллективов подразделений (основных, вспомогательных, управленческих и т.д.), а также различных категорий работников (по полу, возрасту, уровню квалификации и т.п.). Без такого знания не может действовать внутренний механизм экономического управления, механизм стимулирования и мотивации труда.

Однако не менее  важен и внешний контур - механизм взаимодействия предприятия с различными агентами и контрагентами, партнерами и конкурентами в регионе, стране, ближнем и дальнем зарубежье. По своей новизне и набору во многом непривычных, выдвигаемых рынком, этот механизм еще более сложен. Для выработки моделей поведения предприятия с субъектами внешнего контура отношений необходим непрерывный анализ - мониторинг, отслеживающий состояние внешнего контура и своевременно выявляющий возникающие проблемы. И прежде всего это проблемы маркетинга.

Таким образом, перечисленные  выше задачи можно разделить на два  уровня: макроэкономический - разработка государственными органами “правил игры” и микроэкономический - непосредственная адаптация конкретных хозяйствующих субъектов к новым условиям производства и потребления товаров.

 Основными задачами управления качеством являются:

- изучение рынка сбыта;

- изучение национальных и международных  требований к выпускаемой продукции;

- разработка методов и средств  воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;

- сбор, анализ, хранение информации  о качестве продукции. Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций:

- разработка программы управления, планирования и повышения качества  продукции;

- сбор и анализ информации  о любом объекте, влияющем на  качество;

- выработка управленческих решений  по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;

- выдача управленческих решений;

- анализ информации об изменениях  качества объекта, которые вызваны  управленческими воздействиями.

Управление качеством опирается  на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип критериев, методы, средства и т. д. 
Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления.

При управлении качеством продукции  непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают  на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Выработка управляющих решений  производится на основании сопоставления  информации о фактическом состоянии  управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. 
Иногда в качестве объекта управления выступает конкурентоспособность, технический уровень или другой показатель. 
Субъект управления — управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Цель управления качеством  — это обеспечение выпуска  продукции,  отвечающей заданным требованиям конкуренции на  рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.

Для эффективности организации  процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.Руководители среднего звена несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с общей стратегией предприятия и предусматривает последующие шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и   принципа «товар — рынок».

Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную  деятельность, которая определяется на краткосрочный период.   Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия.

Политика в области  качества является  начальной точкой программы руководства по качеству и одним из элементов общей политики предприятия. 
Политика в области качества — это ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности предприятия. 

Основными факторами, влияющими  на формирование политики в области качества, являются:

- ситуация на рынке  сбыта; 

- конкурентоспособность  продукции; 

- научно-технический  прогресс и борьба с конкурентами;    

- состояние дел внутри  предприятия; 

- вложение инвестиций  в развитие предприятия. 

Разработанная политика в области качества в виде основных направлений и целей включается в «Руководство по качеству». Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций, многообразие которых затрагивает различные стороны объекта и субъекта управления. В этой связи их можно классифицировать на следующие управленческие функции. 
Функции прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции направлены на:

- выявление требований  потребителей к номенклатуре, ассортименту  и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления;

- выявление научно-технических  и экономических возможностей  и путей удовлетворения перспективных  требований потребителя;

- определение номенклатуры, ассортимента и показателей качества  при разработке перспективных видов продукции и модернизации существующих.

Функция планирования повышения  качества продукции предполагает:

- разработку новых  видов продукции (номенклатура, ее  основные показатели, этапы и  сроки разработки);

- освоение новых видов  продукции;

- повышение технического  уровня и качества выпускаемой  продукции;

- разработку задания  по освоению новой продукции  и снятию с производства устаревших  изделий;

- повышение качества  изготовленной продукции и качества  работы.

Аттестация продукции  включает комплекс организационно-технических и экономических мероприятий, обеспечиващих подготовку к аттестации продукции по категориям качества, а также проведение фирменной аттестации.

Функция разработки и  налаживания производства продукции  направлена на создание и освоение в короткие сроки образцов  новой продукции, технический уровень и экономические показатели которой соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям или превосходят их. 
Функция технологического обеспечения качества продукции  призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с  заданными показателями. 
Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме  мероприятий по достижению единства и требуемой точности  измерений параметров изделий, характеристик оборудования и  инструмента.

Функция материально-технического обеспечения качества продукции  направлена на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и др.  
Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовым методам  разработки, изготовления и использования продукции.

Функция организации  взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками  сырья, материалов, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями, с другой.

Функция обеспечения  стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции, и поддержание показателей качества на уровне значений, установленных  нормативно-технической документацией.  
Функция стимулирования повышения качества продукции  направлена на расширение выпуска изделий высокого качества  и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции.

Функция контроля качества и испытаний продукции направлена на предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, чертежей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам.

Информация о работе Проблемы качества на преприятии