Проблемы качества на преприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:35, контрольная работа

Краткое описание

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество.

Содержание

Введение
1 Анализ недостатков предприятия в области управления качеством
2 Определение задач повышения качества функционирования предприятий
3 Стратегическое планирование качества развития предприятия
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность проблем управления качеством в реальной экономике.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Функция внутрипроизводственного  учета и отчетности по качеству продукции  заключается в систематической регистрации данных о фактическом количестве продукции и труда подразделений и отдельных работников, составлении отчетов на разных уровнях управления принятием решений. 
3 Стратегическое планирование качества развития предприятия

Одна из задач подразделения качества — разъяснение высшим руководителям значения повышения качества для прибыльности и репутации компании. Руководство необходимо убедить, что стратегическое планирование качества имеет не меньшее значение, чем планирование в любых других областях деятельности компании. До тех пор, пока забота о качестве не станет неотъемлемой составной частью работы компании на протяжении всего производственного цикла, нельзя быть уверенным в том, что действительно удастся достичь полной удовлетворенности клиентов.

Стратегическое планирование целиком и полностью базируется на экономических показателях, которые  служат средством обоснования планируемых  прибылей компании. Показатели величины затрат, связанных с качеством, также  могут использоваться при стратегическом планировании и учитываться в планах и бюджетах всех подразделений, вызывающих эти затраты. Таким образом, внедрение системы управления затратами, связанными с качеством, можно рассматривать как прорыв, превращающий службу качества в полноправного участника экономически ориентированного менеджмента компании.

Процесс стратегического  планирования включает: обзор и анализ достигнутых и текущих значений показателей деятельности компании; установление задач компании с учетом современных и предполагаемых условий ее работы; выработку специальных стратегических планов действий по достижению каждой из установленных целей; выполнение планов и отслеживание достигнутых результатов. Задачами службы качества в рамках этого процесса должны быть:

  • Анализ основных тенденций изменения уровня удовлетворенности потребителей, интенсивности появления дефектов или ошибок, величин затрат, связанных с качеством, в масштабах компании и в рамках отдельных программ или проектов. Выявленные тенденции служат исходными данными для установления целей и задач компании.

Оказание помощи другим службам и подразделениям в работе с затратами, связанными с качеством, в проведении анализа, устанавливающего цели и задачи соответствующих служб (подразделений).

Разработка общего стратегического плана компании в области качества, учитывающего все цели и стратегические планы мероприятий службы качества, включая ее бюджет.

Для службы качества нет  и не может быть лучшего способа  упрочения своих позиций в  компании, нежели разработка стратегического  плана действий, подкрепленного экономическими обоснованиями с определением ожидаемых затрат, связанных с качеством.

Выработка стратегии  предприятия - не самоцель стратегического  планирования. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители предприятия вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т.е. управлять им.

Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязанных  плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и  распределения ресурсов. Система  планов служит формой материализации плановой деятельности предприятия, но не главным ее результатом. Главным является определение целей стратегий, программ, распределение ресурсов, позволяющие предприятию во всеоружии встретить будущие перемены. А эти перемены служат содержательным результатом стратегического планирования и могут включать планы НИР, диверсификации продукции, утверждение на рынке новой продукции, сворачивание и ликвидацию нерентабельных производств. На рис. представлена концептуальная схема системы планов, которые должно разрабатывать предприятие в условиях рыночной экономики.

Основная предпосылка, лежащая в основе структуризации системы планов, отражает известный  вывод теории управления - «закон необходимого разнообразия», согласно которому сложная система требует сложного управляющего механизма. Иными словами, система планирования должна быть такой же сложной, как само предприятие и внешние факторы, которые должны быть в ней отражены.

На современном предприятии должны разрабатываться четыре группы взаимосвязанных планов:

  1. Основные направления деятельности, главным содержанием которых является стратегия на обозримое будущее - 10-15 лет, иногда и более.
  2. Планы развития предприятия на срок от 1 года до 5 лет. С позиций стратегического планирования важнейшим содержанием их служат перспективы совершенствования производства, переход к выпуску нового поколения продукции, новой технологии.
  3. Тактические планы, регламентирующие текущую деятельность предприятия.
  4. Программы и планы-проекты, которые носят целевой характер: разработка новой продукции и технологии, снижение затрат на производство, экономия энергоресурсов, проникновение на новые рынки и т.д.

Первые две группы планов являются основным продуктом стратегического планирования. Эти планы должны в последующем трансформироваться в тактические и планы-проекты, поскольку они могут быть реализованы только через них. К тому же проекты служат обоснованием выбранных на более ранних стадиях стратегий развития предприятия. Следовательно, тактические планы и проекты также частично входят в систему стратегического планирования.

Основные направления  деятельности. Этот план еще называют стратегическим. Он является вершиной системы планов, потому что характеризует основное назначение предприятия, его цели и стратегии. Этот план служит ориентиром для всех прочих планов. Одновременно он служит и ограничением при принятии решений относительно основных направлений деятельности (продуктов и услуг) и рынков.

План развития предприятия. Определяет мероприятия, которые необходимы для создания новых поколений продуктов и услуг, более четко очерчивает пути выхода на новые позиции, определенные в «Основных направлениях деятельности». План развития дает ответы на вопросы: Какие условия и климат необходимо создать внутри предприятия, чтобы облегчить выпуск новых видов продукции и выявление новых рынков сбыта? Каковы имеющиеся ресурсы для создания новых видов продукции и услуг?

План развития служит ориентиром для разработки плана  диверсификации, который характеризует  создание новых видов продукции, услуг и рынков, призванных дополнить или заменить выпускаемую продукцию; ликвидационного плана, который показывает, от каких элементов предприятие должно освободиться (от продуктов, услуг, собственности или структурных подразделений); плана НИР, в котором отражены мероприятия по разработке новых товаров и технологических процессов с учетом существующего спроса или новых рынков для уже производимых товаров и услуг. План НИР затрагивает все элементы предприятия - продукты, рынки, финансы и управление.

Тактические планы. Эти планы также называют «планами текущей деятельности» или «планами прибыли». Они ориентированы на мероприятия, с помощью которых выпускаемые товары и услуги производятся и поступают на существующие рынки. Планы текущей деятельности подкрепляются планами для каждой функциональной зоны: сбыт, финансы, производство, закупки и т.д. Эти планы тесно увязаны со стратегическим планом, хотя и не являются его частью.

Тактические планы служат основным инструментом реализации стратегических планов и с этой точки зрения имеют некоторые отличия от последних, которые необходимо учитывать в практической работе:

  • тактические планы разрабатываются в полном соответствии со стратегическими, в их развитие;
  • при разработке тактических планов реализуется принцип: «Кто должен выполнять планы, тот их и разрабатывает». Иными словами, если стратегические планы и решения по ним принимает высшее руководство предприятия, то тактические планы разрабатываются на уровне руководителей среднего звена;
  • тактические планы, как правило, рассчитаны на более короткий период времени, чем стратегические, поэтому результаты их реализации проявляются сравнительно быстро и возможно своевременное принятие мер по выявленным отклонениям.

Здесь важно также  подчеркнуть, что в условиях перехода к рыночной экономике существенно меняются структура тактических планов, принципы их разработки и приоритеты основных разделов. Так, годовой план, как правило, включает четыре основных раздела: план по маркетингу, финансовый план, план производства, план закупок. План по маркетингу продукции, который разрабатывается с помощью маркетингового подхода, является «задающим» для всех последующих разделов. В зависимости от этапа развития рыночных отношений и сложившихся внешних условий деятельности предприятия меняются приоритеты разделов плана, их значимость. На первое место может выходить план сбыта, финансовый или производственный план.

Каждый стратегический план обязательно подкрепляется комплексом программ и планов-проектов. Так, например, план развития предприятия обосновывается кратко-, средне- и долгосрочными программами, конкретизирующими включенные в него мероприятия. Это могут быть программы разработки и внедрения нового вида продукта, новой управленческой информационной системы; перестройки организационной структуры предприятия. Программы, в свою очередь, подкрепляются конкретными проектами. Каждый проект уникален в том смысле, что имеет определенную стоимость, график реализации и технико-экономические параметры.

Стратегический план субъективен по своей природе и основан на предположениях, мнениях, прогнозах и предсказаниях, сопряженных с некоторой степенью неопределенности и риска. Поэтому руководству предприятия необходимо знать, что произойдет, если сделанные предположения и прогнозы не сбудутся. Ситуационные планы позволяют ответить на поставленный вопрос и определить, до какой степени предприятию придется изменить цели и стратегию своего поведения в будущем.

Предприятия, на которых  ситуационные планы стали ординарной частью общей системы планов, приобретают способность быстро и эффективно реагировать на перемены во внешней среде; эта реакция находит отражение прежде всего в планах текущей деятельности предприятия. Таким образом, адаптивный стратегический план должен представлять собой совокупность ситуационных планов, каждый из которых вступает в действие в определенных ситуациях, складывающихся во внешней среде.

Система планов, программ и проектов, выполняя основную функцию  управления, служит еще и необходимым  инструментом распределения стратегических и тактических ресурсов. Планы помогают распределять ресурсы по направлениям, которые, по мнению руководства, являются наиболее эффективными и ведут к достижению поставленных целей. Вместе с тем планы не дают полного ответа на вопрос о том, какие конкретно ресурсы и в каком количестве требуются.

Существует несколько  методов определения потребностей в ресурсах, необходимых для реализации выбранной предприятием стратегии  и координации последующих действий. На первом этапе планирования используются оценки экспертов, различные укрупненные методы, основанные на нормативах. Но наиболее широко распространенным методом формального планирования, который используется для обеспечения согласованности между различными планами, является разработка бюджетов.

В отечественной практике перспективного планирования, когда основным источником финансирования развития служил государственный бюджет, для этих целей разрабатывались сметы расходов. Преимущество бюджетов заключается в том, что они не только отвечают на вопрос, сколько и каких ресурсов требуется, но и показывают источники их пополнений. Основной чертой бюджета является количественная оценка ресурсов и целей. Обычно бюджеты разрабатываются и оцениваются в стоимостных показателях, но иногда применяются временные, трудовые и натуральные. Количественные показатели бюджета дают возможность руководителю оценить, сравнить и скоординировать различные аспекты работы предприятия.

Разработка бюджета - довольно сложная и ответственная  работа, которая выполняется в  рамках стратегического планирования. Она начинается с объявления руководством предприятия общей миссии и целей стратегических хозяйственных подразделений (СХП). Затем СХП приступают к разработке предварительных смет или бюджетов на определенный плановый период. Эти документы представляются руководству, которое их тщательно изучает, и в планы СХП вносятся необходимые коррективы и руководящие указания по уточнению бюджетов. Фактически на этой стадии происходит распределение имеющихся ресурсов между СХП и определяются фонды, из которых они будут финансироваться или снабжаться. На завершающем этапе разработки бюджета на основе указаний руководства происходит детальный постатейный учет ресурсов и источников их получения.

Как правило, процесс  распределения ресурсов между СХП, планами и программами не заканчивается разработкой итогового бюджета. Адаптивный характер стратегических планов предполагает периодическую корректировку бюджетов в соответствии с изменением целей или стратегий предприятия или его подразделений. Поэтому очень важно создать постоянно действующий механизм перераспределения ресурсов. Эта задача может решаться уже названными методами.

Планирование  стратегии - вид управленческой деятельности, требующий значительных усилий и затрат времени. Поскольку функции стратегического планирования осуществляют люди, то, как отмечалось выше, этот процесс должен быть формализован и им нужно управлять. Управление реализацией стратегии должно осуществляться и через стимулирование соответствующего отношения к нему руководителей и работников всех уровней. Особенно здесь следует отметить необходимость создания и постоянного поддержания хорошего организационно-психологического климата.

Информация о работе Проблемы качества на преприятии