Роль прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы. Целями уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод граждан.
Важнейшей составляющей деятельности органов предварительного следствия по достижению этих целей является контроль за применением конкретных правовых норм, регулирующих уголовно-процессуальные правоотношения в досудебном производстве

Вложенные файлы: 1 файл

Роль прокурора.docx

— 64.49 Кб (Скачать файл)

Роль прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 1

Глава 1. Прокурор как субъект уголовного процесса. 5

1.1 Понятие прокурора как  участника уголовного процесса. 5

1.2. Процессуальные функции  прокурора и результаты деятельности  прокурора в стадии возбуждения  уголовного дела.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы данной курсовой работы. Целями уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод граждан.

Важнейшей составляющей деятельности органов предварительного следствия по достижению этих целей является контроль за применением конкретных правовых норм, регулирующих уголовно-процессуальные правоотношения в досудебном производстве. В качестве форм такого контроля, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством выступают процессуальный ведомственный контроль, осуществляемый начальником следственного отдела или органа дознания, прокурорский надзор, осуществляемый, соответственно, прокурором, и судебный контроль, субъектом которого является суд (судья).

Дискуссия по проблеме процессуальных функций прокурора на досудебных стадиях ведется давно. Если исходить из исторических традиций, а также современного законодательства, то прокуратура остается многофункциональным органом, осуществляющим на досудебном производстве и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и уголовное преследование. Оптимальное определение границ выполнения этих функций прокурором в настоящий момент особенно важно. Прокурорский надзор является наиболее традиционной для отечественного уголовного судопроизводства формой обеспечения законности уголовно-процессуальной деятельности на досудебных стадиях.

Объектом изучения являются правоотношения, складывающиеся на досудебных стадиях между прокурором и другими участниками уголовного судопроизводства при осуществлении прокурором своих полномочий.

Предметом изучения составляют конституционные, уголовно-процессуальные нормы, нормы, закрепленные в иных федеральных законах, регламентирующих полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Целью настоящей работы является изучение теоретических основ роли прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса и уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Прокурор как субъект уголовного процесса.

 

1.1 Понятие прокурора как  участника уголовного процесса.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом участниками Уголовного судопроизводства являются лица, принимающие участие в уголовном процессе.

Участники уголовного процесса - это, с одной стороны, лица, которые выступают носителями процессуальных прав и обязанностей. С другой стороны, участниками являются не только лица и организации, наделенные правами и выступающие носителями определенных обязанностей, но также органы, обладающие властными полномочиями в отношении других участников процесса.

К участникам уголовного судопроизводства УПК РФ относит следующих субъектов: суд (ст.ст. 29-36 УПК РФ); прокурор (ст. 37 УПК РФ); следователь (ст. 38 УПК РФ); начальник следственного отдела (ст. 39 УПК РФ); орган дознания (ст. 40 УПК РФ); начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ); дознаватель (ст. 41 УПК РФ); потерпевший (ст. 42 УПК РФ); частный обвинитель (ст. 43 УПК РФ); гражданский истец (ст. 44 УПК РФ); частный обвинитель (п. 59 ст. 5 УПК РФ ); представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (ст. 45 УПК РФ); подозреваемый (ст. 46 УПК РФ); обвиняемый (ст. 47 УПК РФ); защитник (ст.49 УПК РФ); гражданский ответчик (ст. 54 УПК РФ); представитель гражданского ответчика (ст. 55 УПК РФ); свидетель (ст. 56 УПК РФ); эксперт (ст. 57 УПК РФ); специалист (ст. 58 УПК РФ); переводчик (ст. 59 УПК РФ); понятой (ст. 60 УПК РФ).

В свою очередь Ю.К. Якимович считает, что неправильно в число участников процесса включать и суд, и понятого. Поэтому следует вернуться к разделяемой большинством ученых концепции о разграничении понятий «Участник уголовного процесса» (как лицо, имеющее постоянный процессуальный статус и могущее в той или иной степени влиять на ход и исход процесса) и «субъект уголовно - процессуальной деятельности, который такого статуса не имеет»1

Участники уголовного судопроизводства в зависимости от направления их деятельности делятся на «участников со стороны обвинения» и «участников со стороны защиты» (гл. 6, 7 УПК).

Уголовное судопроизводство представляет собой специфический вид государственной деятельности. В законе четко определен круг органов и лиц, которые могут принимать в нем участие.

При этом определяющее значение имеет тот факт, что все государственные органы, юридические, должностные и физические лица, тем либо иным образом связанные с производством по уголовному делу, вступают между собой в определенные отношения. Данная разновидность социальных связей именуется уголовно-процессуальными правоотношениями. Наиболее характерные свойства подобных отношений состоят в том, что они: 1) регламентированы действующим законодательством; 2) возникают и развиваются только в рамках производства по конкретному уголовному делу (или при разрешении вопроса о его возбуждении); 3) выражаются в наличии у участников правоотношений уголовно-процессуальной право - и дееспособности; 4) предусматривают наличие у одной из сторон определенных прав, а у другой - соответствующих им обязанностей.

Детерминированность правоотношений рамками конкретного уголовного дела означает, что предоставление определенных прав и обязанностей жестко связано с наличием фактических данных, указывающих на совершение общественно-опасного деяния. Государственные органы, должностные, физические или юридические лица приобретают права и исполняют обязанности только в рамках конкретного уголовного дела. Так, следователь может осуществлять свои полномочия только по уголовному делу, находящемуся в его производстве. В противном случае полученные доказательства будут признаны недопустимыми (п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК). Лицо, которому преступлением был причинен тот либо иной вид вреда, может вступить в правоотношения в качестве носителя определенных прав и обязанностей только после приобретения их в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 42 УПК).

Участники уголовного судопроизводства (или уголовного процесса) по - разному вовлекаются в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни - в силу должностных обязанностей (суд, судья, прокурор, дознаватель, следователь и др.); другие - посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законные представители); третьи - по воле должностных лиц (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.); четвертые - путем исполнения поручения, полученного от иного субъекта (защитник, представитель, эксперт и т.п.).

В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Под прокурором согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ понимаются Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В отличие от профессиональных представителей стороны защиты, детализирующих высказываемое в силу привычки, на стороне обвинения не сформировалось четкого разделения понятий прокурор как должностное лицо и прокурор как участник уголовного процесса (прокурор как государственный обвинитель). Устоявшаяся связка «адвокат - защитник» не является аналогией связке «прокурор - государственный обвинитель».

Пункт 31 ст. 5 УПК РФ определяет прокурора так: «Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре». Интересно, что УПК РФ в данном определении не упомянут как регулятор прав и обязанностей прокуроров (их должностных полномочий) - лидирующая роль отдана Закону о прокуратуре. С учетом того, что по общему правилу должностные полномочия не могут трактоваться в сторону расширения, получается, что прокурор, участвующий в уголовном судопроизводстве, наделен только теми полномочиями, которые предоставлены ему Федеральным законом «О прокуратуре», что противоречит ч. 2 ст. 1 и ст. 7 УПК РФ.

УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1 ст.37 УПК РФ).

Здесь одним из элементов статуса прокурора выступает наличие компетенции, установленной УПК РФ. Можно было бы сказать, что определение п. 31 ст. 5 УПК РФ является ошибкой, технической недоработкой законодателя, если бы не вторая половина ч. 1 ст. 37 УПК РФ, которая указывает опять же на понятие, используемое в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а именно - надзор. Следует отметить, что нигде больше в тексте УПК РФ о прокурорском надзоре не говорится. В то же время ч. 2 п. 16 ст. 37 УПК РФ предусматривает для прокурора возможность «осуществлять и иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом», т.е. опять «замыкает» его компетенцию на УПК РФ.

При сопоставительном анализе приведенных положений п. 31 ст. 5 и ст. 37 УПК РФ обнаруживаются существенные противоречия в определении прокурора как участника уголовного процесса. С одной стороны, под прокурором понимается должностное лицо органов прокуратуры, с другой - закон непосредственно указывает на обязательность своих положений и следование исключительно нормам УПК РФ, в то же время, устанавливая возможность использования прокурором полномочий, не предусмотренных Кодексом. Одновременно с этим УПК РФ указывает, что полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 5 ст. 37), т.е. конкретно называет перечень должностей, к которым могут быть применены предусмотренные им полномочия. Следуя логике, отметим, что все остальные полномочия (по Федеральному закону о прокуратуре) корреспондируют другим должностям. Одно противоречит другому, противореча самому себе.

Можно понять, что прокурор в УПК РФ не имеет ничего общего с процессуальным статусом участника уголовного процесса. Под понятием прокурора скрываются все должностные лица органов прокуратуры, наделенные двуединой компетенцией (с одной стороны, полномочиями, предусмотренными Законом о прокуратуре, с другой - полномочиями, предоставленными УПК РФ). Об этом же свидетельствует и тот факт, что процессуальный закон называет в качестве участника процесса и «орган прокуратуры» (ч. 2 ст. 1 УПК РФ).

В то же время ч. 3 ст. 37 УПК РФ упоминает исключительно о прокуроре, как о лице, поддерживающем государственное обвинение, указывая на возможность поручения этой функции, обратимся к п.6 ст. 5 УПК РФ, где указано, что: «государственный обвинитель – лицо, поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры».

Таким образом, УПК РФ предоставляет доступ к участию в процессе на стороне обвинения должностным лицам прокуратуры, дознания и следствия с правами и компетенцией, предусмотренной как самим УПК РФ, так и Законом о прокуратуре.

1.2. Процессуальные функции прокурора и результаты деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.

 

Возбуждение уголовного дела является начальной стадией уголовного процесса, на которой полномочные органы государства или должностные лица, получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие основания для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

Сущность этой стадии заключается в установлении наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок предварительного расследования.

Началом стадии возбуждения уголовного дела является момент поступления сообщения о преступлении. Заканчивается рассматриваемая стадия принятием решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Стадия возбуждения уголовного дела характеризуется рядом признаков, определяющих ее особое место и роль в общей системе стадий уголовного судопроизводства.

1. Данная стадия является  самостоятельной стадией уголовного  судопроизводства. Она обладает  всеми признаками, которые характеризуют  любую стадию уголовного процесса:

а) ее не может миновать ни одно уголовное дело;

б) она имеет такую непосредственную задачу, невыполнение которой препятствуют дальнейшему развитию процесса;

в) она характеризуется спецификой характера деятельности и положения участников уголовного процесса;

г) данная стадия завершается итоговым процессуальным актом.

2. Уголовно-процессуальная  деятельность на данной стадии  осуществляют органы государства  и должностные лица, обладающие  соответствующими полномочиями. Решение  о возбуждении уголовного дела  в пределах своей компетенции  вправе принимать:

а) следователь - при реализации им своих полномочий по поступившему сообщению о преступлении (п.1 ч.2 ст. 38 УПК РФ);

б) дознаватель - при реализации им своих полномочий (ч. 3 ст. 41 УПК РФ);

в) орган дознания – при возбуждении им уголовного дела в целях последующего производства неотложных следственных действий (ч.1 ст. 157 УПК РФ);

г) руководитель следственного органа – Председатель следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (п.п. 1-8, 12 ч.1 ст. 448 УПК РФ), руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (п.п. 9, 11 ч.1 ст. 448 УПК РФ) и другие (ст. 448 УПК РФ);

Информация о работе Роль прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса