Роль суда в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Судебным заседанием руководит председательствующий судья, в соответствии с ч. 1 ст. 243 УПК РФ он принимает все предусмотренные законом меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон при исследовании доказательств для точного и неуклонного соблюдения требований закона, выбора средств и способов исследования доказательств в зависимости от особенностей рассматриваемого дела и конкретной ситуации, а также соблюдению распорядка судебного заседания, исполнению его регламента, установленного ст. 257 УПК РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

уголовный процесс роль суда.docx

— 22.18 Кб (Скачать файл)

Судебным заседанием руководит  председательствующий судья, в соответствии с ч. 1 ст. 243 УПК РФ он принимает все предусмотренные законом меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон при исследовании доказательств для точного и неуклонного соблюдения требований закона, выбора средств и способов исследования доказательств в зависимости от особенностей рассматриваемого дела и конкретной ситуации, а также соблюдению распорядка судебного заседания, исполнению его регламента, установленного ст. 257 УПК РФ.

Суд - единственный орган, который  в соответствии с Конституцией имеет  право осуществлять правосудие по уголовным  делам.

Под правосудием понимается особый вид государственной деятельности, заключающийся в рассмотрении и  разрешении различных социальных конфликтов, связанных с действительным или  предполагаемым нарушением норм права. Под правосудием можно понимать решение наиболее значимых вопросов в правоприменительном процессе по уголовному делу, как на досудебных стадиях, так и на судебных.

Правосудие по уголовным  делам может осуществляться мировыми судьями, районными, областными и приравненными  к ним судами, Верховным Судом  РФ. Компетенция мировых судей  в уголовном судопроизводстве обозначена в ч. 1 ст. 31 УПК РФ. Мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы.

Мировые судьи являются судьями  общей юрисдикции субъектов РФ и  входят в единую судебную систему  государства. Функционируют мировые  судьи в пределах судебных участков, которые создаются на территориях  с численностью населения 15–30 тысяч  человек.

В судебную систему судов  общей юрисдикции входят помимо мировых  судей также районные (межмуниципальные, городские) суды, областные, краевые, Верховные  суды республик в составе РФ, и, наконец, Верховный Суд России. В нее входят и Военные суды, имеющие также свою иерархическую структуру построения.

Дискреционные (распорядительные) полномочия суда могут реализовываться  в равной степени как на досудебных стадиях уголовного процесса, так и на судебных. К сущностной стороне функции правосудия в судебных стадиях надо относить весь комплекс правомочий по ведению судебного разбирательства, принятию решений в ходе него, т.к. основополагающая роль в уголовном процессе принадлежит суду.

Суд как носитель судебной власти в уголовном судопроизводстве наделен тремя видами полномочий.

1. По разрешению уголовных дел (только суд правомочен:

  • признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
  • применить к лицу принудительные меры медицинского характера;
  • применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия;
  • отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (ч. 1 ст. 29 УПК РФ)).

2. По ограничению конституционных прав граждан, в том числе в ходе досудебного производства (только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:

  • об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
  • о продлении срока содержания под стражей;
  • о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
  • о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 Кодекса;
  • о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;
  • о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч.2 ст. 29 УПК РФ)).

3. По контролю за законностью  действий органа дознания, дознавателя,  следователя и прокурора (суд  правомочен в ходе досудебного  производства рассматривать жалобы  на действия (бездействие) и решения  прокурора, следователя, органа  дознания и дознавателя (ч. 3 ст. 29 УПК РФ)).

Уголовные дела рассматриваются  федеральными судами общей юрисдикции коллегиально или судьями единолично. Если об этом ходатайствует обвиняемый, коллегиально рассматриваются следующие  уголовные дела:

1) о тяжких и особо  тяжких преступлениях - коллегией  из трех судей федерального  суда общей юрисдикции или  единолично судьей;

) о преступлениях, указанных  в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (т.е. за наиболее тяжкие преступления, за которые грозит наказание вплоть до смертной казни), в составе судьи федерального суда и 12 присяжных заседателей. Мировыми судьями уголовные дела рассматриваются только единолично.

Уголовные дела по апелляционным  жалобам или апелляционным представлениям на приговоры мировых судей рассматриваются  единолично судьями районных судов.

В кассационном порядке и  в порядке надзора уголовные  дела рассматриваются только коллегиально. Рассмотрение уголовных дел в  кассационном порядке осуществляется коллегией из трех, а в надзорном - не менее трех судей.

Суды осуществляют правосудие единолично и в коллегиальном  составе. Единолично рассматриваются  уголовные дела мировыми судьями, федеральными судьями – подавляющее число  дел в первой инстанции и дела в апелляционном порядке. Коллегиальное  рассмотрение дел осуществляется в  составе трех профессиональных судей  или в составе профессионального  судьи и двенадцати присяжных  заседателей. В надзорном порядке  дело слушается числом судей более  трех.

Коллегия в составе  трех профессиональных судей ведет  разбирательство дел о тяжких и особо тяжких преступлениях  при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного  заседания, а также, разбирательство  дел в кассационном порядке. Коллегиальный  порядок рассмотрения дел в составе  судьи и двенадцати присяжных  заседателей предусмотрен, если лицо обвиняется в совершении преступлений, относящихся к подсудности областного и приравненного к нему суда (ч. 3 ст. 31 УПК РФ) и если имеется специальное ходатайство о том подсудимого.

Судебная власть осуществляется посредством профессионального  и народного начал при осуществлении  правосудия. Народное начало проявляется  в привлечении к рассмотрению и разрешению уголовных дел судом  присяжных заседателей. Основная задача присяжных заседателей – вынесение  вердикта о виновности или невиновности подсудимого. Для того, чтобы вердикт был законным и объективным, закон предоставляет присяжным заседателям ряд прав и возлагает на них обязанности (ст. 333 УПК РФ).

Присяжные заседатели наделены следующими правами: 1) участвовать  в исследовании всех обстоятельств  дела; 2) просить председательствующего  разъяснить нормы закона, относящиеся  к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие непонятные для них вопросы и понятия; 3) вести собственные записи и  пользоваться ими при подготовке ответов на поставленные вопросы  в совещательной комнате.

Одновременно, присяжные  должны исполнять следующие обязанности: 1) не покидать зал судебного заседания  во время рассмотрения уголовного дела; 2) не высказывать свое мнение по делу до обсуждения вопросов при вынесении  вердикта; 3) не общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств уголовного дела; 4) не собирать сведения по делу вне судебного  разбирательства; 5) соблюдать тайну совещания и голосования при постановлении вердикта.

Основополагающим для  правового статуса суда является положение о его самостоятельности  и независимости. Самостоятельность  судов есть внешнее выражение  отделенности судебной власти от других властных ветвей — законодательной и исполнительной, что обеспечивает их взаимодействие в рамках общей государственно-демократической системы сдержек и противовесов. Понятие независимости вполне применимо к отдельным судьям и составам суда, но его использование в отношении всей судебной ветви государственной власти не вполне корректно, ибо независимость семантически предполагает возможность автономной деятельности субъекта, что вполне естественно для суда, рассматривающего юридическое дело, но не согласуется со смыслом принципа разделения властей и положением судебной власти в целом. Независимость судей имеет своим непосредственным источником не разделение властей, а состязательность процесса.

Независимость суда гарантируется  в уголовном судопроизводстве:

–  запретом на смешение в его деятельности судебных и  каких-либо других процессуальных функций. В частности, суд не вправе возбуждать уголовные дела, поскольку это  является начальной формой уголовного преследования;

-  правом на отвод  и самоотвод судей;

– запретом на навязывание  суду чьего-либо постороннего мнения;

– запретом в уголовном  процессе на применение формальных критериев  оценки доказательств;

– правом суда в случае признания  подсудимым своей виновности продолжить рассмотрение дела, если собранные  доказательства оставляют у него сомнения в достоверности такого признания (ч. 2 ст. 316 УПК);

– гласностью судебного  разбирательства;

– участием в составе  представителей народа — шеффенов либо присяжных заседателей;

– служебным судейским  иммунитетом.

Современное законодательство европейских государств развивает  положения об активной роли суда в  состязательном процессе, английское право все более проникается  идеей, что уголовный процесс  не должен сводиться исключительно  к противоборству двух сторон в суде. Его задачей, прежде всего, является не победа кого-то из "процессуальных противников", а выявление лиц, действительно виновных в совершении преступления. По тому же пути идет практика Европейского суда по правам человека. Сравнивая нормы УПК РФ с указанными положениями законодательств зарубежных государств, мы убеждаемся, что в России роль суда в исследовании доказательств по уголовному делу неоправданно принижена.

Таким образом, активность суда необходима прежде всего для того, чтобы обеспечить сторонам подлинно равные возможности для отстаивания своих интересов, гарантировать вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора, основанного на установлении всех обстоятельств совершенного преступления посредством всестороннего, полного и объективного исследования доказательств. Активность суда должна проявляться в порядке, который наиболее способствовал бы раскрытию истины.

Вместе с тем, занимая  центральное место в системе  органов уголовного судопроизводства, суд призван реализовывать указанное  в Конституции РФ уголовное судопроизводство для защиты прав и свобод граждан  в ходе отправления правосудия. Поэтому  от содержания установленного процессуальным законом статуса суда, его обязанностей, пределов полномочий и предоставленных  ему правовых средств в значительной мере зависит эффективность решения поставленных перед уголовным судопроизводством задач. В новом уголовно-процессуальном законодательстве существенно изменяются назначение, роль и содержание компетенции суда.

Основополагающим фактором конституирования уголовно-процессуального положения суда является осуществление правосудия по уголовным делам на основе принципов равноправия сторон и состязательности, исключения уголовного преследования из компетенции суда. Концептуальная новизна положения суда в системе современного российского уголовного судопроизводства выражается в ограничении активности суда в инициировании обвинительных функций в расследовании дела, в отделении доказывания от функции правосудия и возложении обязанности собирания, представления доказательств и их интерпретации на стороны.

Вместе с тем значительно  усиливается и возрастает объем  полномочий суда по судебному контролю за соблюдением процессуальных прав участников уголовного судопроизводства; в подготовке судебного заседания при изучении поступившего в суд уголовного дела и в ходе проведения предварительного слушания. При этом значительная часть распорядительных полномочий по применению государственного принуждения на досудебных этапах уголовного судопроизводства передается в ведение суда (введение судебного порядка применения меры пресечения в виде заключения под стражу, судебная процедура ограничения иных конституционных прав граждан).

Исключая принцип объективности  и полноты исследования обстоятельств  дела из числа основ судебной деятельности, законодатель одновременно принимает  меры к усилению гарантий беспристрастного разрешения судом уголовного дела по существу.

Информация о работе Роль суда в уголовном процессе