Реализация статуса органов дознания в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, которые решаются в данной курсовой работе:
1. исследуется вопрос понятия и значения дознания в уголовном процессе;
2. анализируется процессуальный порядок производства дознания, изучаются функции лиц, наделенных правом производства дознания в уголовном процессе.
3. делаются выводы по итогам проведенного исследования.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1.Назначение органов дознания и виды осуществляемой ими уголовно- процессуальной деятельности
1.1Понятие и система органов дознания в современной России ....................4
1.2. Функция и подфункции органов дознания.................................................7
1.3. Виды и полномочия органов дознания.....................................................12
2. Реализация статуса органов дознания в уголовном процессе
2.1Правовой статус сотрудников органов дознания в уголовном процессе..20
2.2. Практика деятельности органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела ...................................................................................................23
Заключение..........................................................................................................26
Список источников и литературы..................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

упп курс.docx

— 53.53 Кб (Скачать файл)

 
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление  лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших; 
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; 
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

         При этом для осуществления решений, поставленных перед ними задач, указанным выше органам необходимо провести ряд оперативно-розыскных мероприятий: Опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение, отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

 

1.3. Виды  и полномочия  органов дознания.

В УПК РФ установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1)  органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.   (На  основании  ст. 13   Федерального  закона  РФ  «Об  оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ такими полномочиями обладают оперативные подразделения: а) органов внутренних дел РФ; б) органов федеральной службы безопасности; в) федеральных органов налоговой  полиции;  г)   федеральных  органов  государственной  охраны (Главного управления охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ); д) органов пограничной службы РФ; е) таможенных органов РФ; ж) Службы внешней разведки РФ; з) Министерства юстиции РФ. Правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены также оперативные подразделения органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, однако только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов);

2) Главный судебный пристав  Российской Федерации, главный военный  судебный пристав, главный судебный  пристав субъекта Российской  Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3)  командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы Государственной  противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания. На органы дознания возлагается: 1) производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, - в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ. УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

1)  органы дознания, указанные в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК, - по всем уголовным   делам,   за   исключением  дел,   указанных   в   п.   2-6   ч.   2 ст. 157 УПК;

2)  органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

3)  таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2-Л), 189, 190, 193 УК РФ;

4) командиров воинских  частей и соединений, начальников  военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5)  начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6)  иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования. Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить его прокурору в порядке, установленном п. 3 ст. 149 УПК. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае, если по направленному прокурору делу не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Таким образом, новый процессуальный закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия: 1) принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК); 2) производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст. 157 УПК); 3) производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 223-226 УПК); 4) производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя; 5) оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК). Поскольку в уголовном судопроизводстве процессуальная деятельность занимает наибольший объем, то законодатель не только установил перечень государственных органов исполнительной власти и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие, но и разграничил компетенцию между следователями и дознавателями в соответствии с правилами о подследственности уголовных дел. В соответствии с законом (п. 41 и 8 ст. 5 УПК) следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и иные полномочия, предусмотренные в УПК РФ, в том числе производить дознание в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК.

В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне. Дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование преступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК). Перечисленные в п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя письменным распоряжением (приказом) начальника органа дознания, в котором состоит в должности дознаватель. При этом запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания прокурора и начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения. УПК РФ наделяет дознавателя правом обжаловать письменные указания начальника органа дознания непосредственно прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК). Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели и следователи имеют единый процессуальный статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел. В УПК РФ определена и разграничена подследственность органов дознания по предметному (родовому) признаку в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а также по персональным признакам субъекта преступления либо по месту его совершения. Подследственность определяет компетенцию органов дознания и дознавателей, указывает на то, какие именно государственные органы либо должностные лица расследуют то или иное преступление.

Разграничение компетенции органов дознания в Российской Федерации производится с учетом подследственности, установленной ч. 3 ст. 151 УПК. Дознаватели (следователи) органов внутренних дел осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2-6 ч. 3 ст. 151 УПК. Дознаватели (следователи) органов налоговой полиции ведут дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

-  уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды - без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 198 УК);

-  уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК);

Дознаватели органов пограничной службы Российской Федерации осуществляют дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

-  нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК);

- незаконную добычу водных  животных и растений, обнаруженную  органами пограничной службы Российской Федерации (ст. 256 УК);

-  незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации - без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 322 УК);

- противоправное изменение  Государственной границы Российской  Федерации - без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 323 УК);

-  контрабанду, задержанную органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федерации - без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК).

Дознаватели органов службы судебных приставов Министерства юстиции правомочны проводить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

- воспрепятствование осуществлению  правосудия и производству предварительного   расследования -   без   квалифицирующих   признаков   (ч. 1 ст. 294 УК);

- неуважение к суду (ст. 297 УК);

- разглашение сведений  о мерах безопасности, применяемых  в отношении судьи и участников уголовного процесса - без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 311 УК);

-  незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК);

- неисполнение приговора  суда, решения суда или иного  судебного акта (ст. 315 УК).

Дознаватели таможенных органов Российской Федерации ведут дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

- контрабанду- без квалифицирующих  признаков (ч. 1 ст. 188 УК);

- уклонение от уплаты  таможенных платежей (ст. 194 УК). Дознаватели  органов Государственной противопожарной  службы осуществляют дознание по уголовным делам:

-  об уничтожении или повреждении чужого имущества, совершенном путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной  опасности  либо   повлекшем  тяжкие  последствия  (ч.   2 ст. 168 УК);

- о нарушении правил  пожарной безопасности, совершенном  лицом, на котором лежала обязанность  по их соблюдению, если это  повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК);

- об уничтожении или  повреждении лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК).

Следователи прокуратуры ведут дознание по всем уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных: 1) членом Совета Федерации; 2) депутатом Государственной Думы; 3) депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; 4) депутатом, членом выборного органа местного самоуправления; 5) выборным должностным лицом органа местного самоуправления; 6) судьей Конституционного Суда РФ; 7) судьей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда; 8) мировым судьей; 9) судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ; 10) присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия; 11) Председателем Счетной палаты РФ, его заместителем или аудитором Счетной палаты РФ; 12) Уполномоченным по правам человека в РФ; 13) Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий; 14) кандидатом в Президенты РФ; 15) прокурором; 16) следователем; 17) адвокатом; 18) должностными лицами органов федеральной службы безопасности, службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона (подп. «б» и «в» п. 1ч. 2 ст. 151 УПК). В пределах полномочий, предусмотренных законом (п. 17 и 24 ст. 5), орган дознания вправе принять решение о том, каких должностных лиц органа дознания необходимо наделить правом осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

 

 

 

 

2. Реализация  статуса органов дознания в  уголовном процессе 

2.1Правовой  статус сотрудников органов дознания в уголовном процессе

Лица, реализующие уголовно процессуальную функцию органа дознания. Сотрудников органа дознания в уголовном процессе принято именовать: начальник органа дознания, должностное лицо органа дознания, лицо, производящее дознание.

Информация о работе Реализация статуса органов дознания в уголовном процессе