Реализация статуса органов дознания в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, которые решаются в данной курсовой работе:
1. исследуется вопрос понятия и значения дознания в уголовном процессе;
2. анализируется процессуальный порядок производства дознания, изучаются функции лиц, наделенных правом производства дознания в уголовном процессе.
3. делаются выводы по итогам проведенного исследования.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1.Назначение органов дознания и виды осуществляемой ими уголовно- процессуальной деятельности
1.1Понятие и система органов дознания в современной России ....................4
1.2. Функция и подфункции органов дознания.................................................7
1.3. Виды и полномочия органов дознания.....................................................12
2. Реализация статуса органов дознания в уголовном процессе
2.1Правовой статус сотрудников органов дознания в уголовном процессе..20
2.2. Практика деятельности органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела ...................................................................................................23
Заключение..........................................................................................................26
Список источников и литературы..................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

упп курс.docx

— 53.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение..............................................................................................................3

 1.Назначение органов дознания и виды осуществляемой ими             уголовно- процессуальной деятельности

 1.1Понятие и система органов дознания в современной России ....................4

 1.2. Функция и подфункции органов дознания.................................................7

 1.3. Виды и полномочия органов дознания.....................................................12

 2. Реализация статуса органов дознания в уголовном процессе

2.1Правовой статус сотрудников органов дознания в уголовном процессе..20

2.2. Практика деятельности органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела ...................................................................................................23

Заключение..........................................................................................................26

Список источников и литературы..................................................................27 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С принятием УПК РФ процедура расследования в форме дознания была существенно изменена. Органы дознания получили возможность расследовать преступления, отнесенные к своей компетенции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституционных прав граждан, с составлением обвинительного акта. Завершение дознания имеет теперь специфическую форму и осуществляется в упрощенном режиме. Законодатель в отдельных нормах сформулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, определил их компетенцию. Все эти новеллы безусловно следует считать прогрессивными. Дознание — одна из форм предварительного расследования. Поэтому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.  В комментарии в ст. 98 УПК РСФСР 1923 г. было написано: «Роль органа дознания ничем существенно не отличается по закону от роли следователя, и этим органам представлены широкие права в стадии производства дознания».Отсутствие этого разграничения сохранилось и в УПК РСФСР 1960 г., причем понимание и применение Закона осложнилось в связи с упоминанием в нем об оперативно-розыскных мерах, проводимых органами дознания, и введением протокольной формы. В действующем УПК РФ, функция осуществления дознания напрямую связанна с выполнением как неотложных следственных, так иных и процессуальных действий, протокольная же форма в настоящее время не существует.  Целью данной работы является раскрытие содержания производства дознание в уголовном процессе.  
Задачи, которые решаются в данной курсовой работе: 
1. исследуется вопрос понятия и значения дознания в уголовном процессе; 
2.  анализируется процессуальный порядок производства дознания, изучаются функции лиц, наделенных правом производства дознания в уголовном процессе.

3. делаются выводы по итогам проведенного исследования. 
 
Основные положения данной работы основываются на требованиях Конституции РФ, нормах уголовно-процессуального законодательства, актах Конституционного Суда РФ, а также на теоретических достижениях в области науки уголовного процесса.

 

1.Назначение органов  дознания и виды осуществляемой  ими             уголовно- процессуальной деятельности

1.1Понятие и система органов дознания в современной России

С учетом характера совершаемых преступлений, места и времени, а также субъектов преступной деятельности дознание в уголовном судопроизводстве рассредоточено по различным органам государственного управления. В соответствии с ныне действующим законодательством  к числу органов дознания относятся:

  1. Милиция;

  1. Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений;

  1. Органы федеральной службы безопасности;

  1. Начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов;

  1. Органы государственного пожарного надзора;

  1. Органы пограничной службы Р. Ф.;

  1. Капитаны морских судов, находящиеся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

  1. Федеральные органы налоговой полиции;

  1. Таможенные органы;

Данный перечень органов дознания, в совокупности с подсудными им делами, приведен в ст. 117 УПК. Он не подлежит произвольному толкованию и может быть изменен только в соответствии с Законом. Процессуальная деятельность органа дознания основана на уголовно-процессуальном законодательстве и производна от основной функции данного органа. Тем не менее, для одних органов производство дознания непосредственно вытекает из их основных функций, составляет их постоянную обязанность, а для других - носит эпизодический характер. Так, милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению. В то время как деятельность остальных органов дознания Закон ограничивает по различным основаниям:

  •     по составам преступлений (например, органы государственного пожарного надзора вправе производить дознание лишь по делам о пожарах и о нарушении правил пожарной безопасности.);
  • территориальными и погодными условиями (например, производство дознания возлагается на капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании или на начальников зимовок - в период отсутствия транспортных связей с зимовкой. Они выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.);
  • субъектами преступлений (например, командиры воинских частей, соединений, военных учреждений проводят дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и т. д.);

Анализируя статью 117 УПК, можно выявить, что уголовно-процессуальный закон в одних случаях при определении круга органов дознания относит к ним руководителей отдельных учреждений (начальников, командиров), а в других  - государственные органы (милиция, государственный пожарный надзор, федеральные органы налоговой полиции и т.д.) без указания, какие  должностные лица должны вести дознание. Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание. Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия, принимая по ним любые, предусмотренные законом решения. В этих случаях он руководствуется процессуальными нормами, адресованными как органу дознания, так и лицу, производящему дознание. В тоже время орган дознания в лице его начальника вправе поручить производство дознания по уголовному делу уполномоченному должностному лицу - лицу, производящему дознание. Стоит отметить, что именно с этого момента данное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и суд, прокурор, следователь, на основе ч. 1 ст. 71 УПК оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестроннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания, который при поручении расследования преступления должностному лицу, начальник органа дознания сохраняет за собой право контролировать его процессуальную деятельность и так же как и должностное лицо в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причененного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознаня. или по его поручению.

Необходимо отметить, что в соответствии с нормами УПК РСФСР наиболее важные решения по делу принимает именно орган дознания¹. Только орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении (ст. 112-114 УПК), задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления (ст. 122 УПК), приостановить или прекратить производство по делу (ст. 124 УПК). В круг его обязанностей входит выявление причин и условий совершения преступлений и принятие необходимых мер к их устранению (ст. 21, 21 ч. 1 УПК). Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются. 

 

1.2. Функция и  подфункции органов дознания

В соответствии со ст. 118 ч. 1 и 2, а также ст. 127 ч. 4 и ст. 132 ч.3 на органы дознания возложены следующие обязанности: а)производить предусмотренные уголовно-процессуальным законом действия и оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц их совершивших; б) принимать все меры, необходимые для предупреждения и пресечения преступления; в) выполнять поручения и указания следователей в производстве следственных и розыскных действий, оказывать им помощь при проведении следственных действий. Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся милицией. Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.  После чего все собранные материалы необходимо передать следователю, который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением всех формальностей. 
 
Уголовно- процессуальные функции. Традиционно в науке под уголовно-процессуальными функциями понимаются отдельные направления, отдельные виды уголовно-процессуальной деятельности, различающиеся по своей направленности, т.е. главной цели, на достижение которой направлен данный вид деятельности, "вокруг которых складывается деятельность всех участников уголовного судопроизводства".  В соответствии со ст. 109 ч.1 УПК органы дознания обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток. Заявления могут приниматься, как устные, так и письменные (обязательны от предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц). Устные заявления заносятся в протокол, которые подписывают заявитель и лица производящие дознание, если он принял заявление (ст.110 УПК). Протокол также составляется и при явке с повинной (ст. 11 УПК РСФСР). После ознакомления с поступившим заявлением принимается одно из следующих решений: 
- Возбудить уголовное дело в порядке, доказанном в ст. 112 УПК. 
- Отказать в возбуждении дела. При этом выносится мотивированное постановление(ст.112УПК).  
- Передать заявление или сообщение по подследственности или подсудности (ст.114УПК). 
- Проведение проверочных действий в связи с наличием иных поводов к возбуждению уголовного дела.

- Дознание (Данная функция  закреплена в ст.115 УПК, в которой  четко говорится о том, что  после вынесения постановления  о возбуждении уголовного дела, орган дознания приступает к  производству дознания, руководствуясь  правилами уголовно-процессуального  закона с санкции прокурора). 
- досудебная подготовка материалов в протокольной форме. 
 
      По делам о преступлениях, перечисленных ст. 414 УПК, органы дознания не позднее чем в десятидневный срок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, получают объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде (ч. 1 ст. 415). Обстоятельства совершения преступления заносятся в протокол, который составляется в соответствии со ст.415ч.3УПКРСФСР.  
- производство розыскных и следственных действий по поручениям следователей (ст. 127, 132, 196 УПК РСФСР). 
- участие в отдельных следственных действиях, проводимых следователями, для оказания помощи  (Данная функция нашла свое закрепление в ст.127 ч.4 УПК, которая гласит: следователь по расследуемым им делам в праве требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Свое требование он представляет в письменном виде, и оно является для органов дознания обязательно-выполнимым).  
     

     Оперативно-розыскные функции. Что же касается оперативно-розыскной деятельности органов, как мне кажется, следовало бы сначала перечислить те государственные органы, в полномочия которых входит оперативно-розыскная деятельность. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: 

Органов внутренних дел Российской Федерации

Органов федеральной службы безопасности

Федеральных органов налоговой полиции

Федеральных органов государственной охраны

Органов пограничной службы Российской Федерации

Таможенных органов Российской Федерации

Службы разведки Российской Федерации

Министерства юстиции Российской Федерации (п.8 введен Федеральным законом  от 21.07.98 № 117-ФЗ) Как видно из данного перечня, не все органы дознания осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Данной деятельностью не обладают руководители отдельных учреждений (командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, капитаны морских судов, начальники зимовок), а также органы государственного пожарного надзора.  На основе ст. 2 того же закона, органы, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью преследуют решения следующих задач:

Информация о работе Реализация статуса органов дознания в уголовном процессе