Реализация международных принципов и стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве и практике исполнения наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:02, реферат

Краткое описание

События 1990-х годов, а прежде всего, присоединение Российской Федерации к Совету Европы 26 февраля 1996 года и исполнение приобретённых при этом обязательств определили необходимость пересмотра подходов к проблемам российской уголовно-исполнительной системы. Ряд нормативных актов Российской Федерации, в том числе и Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, ставят перед государственными органами России любого уровня, институтами гражданского общества определенные задачи по совершенствованию работы с лицами, осужденными к лишению свободы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

№ 86537.docx

— 71.11 Кб (Скачать файл)

 

Реферат по дисциплине: «Уголовно-исполнительное право»

 

на тему: «Реализация  международных принципов и стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве и практике исполнения наказания в виде лишения свободы»

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

 

РЕАЛИЗАЦИЯ  МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5

 

ПРОБЛЕМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В  УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ 12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. События 1990-х годов, а прежде всего, присоединение Российской Федерации к Совету Европы 26 февраля 1996 года и исполнение приобретённых при этом обязательств (в основном, внесение изменений в законодательство с учетом требований европейских стандартов) определили необходимость пересмотра подходов к проблемам российской уголовно-исполнительной системы.

Ряд нормативных актов  Российской Федерации, в том числе  и Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1,  ставят перед государственными органами России любого уровня,  институтами гражданского общества определенные задачи по совершенствованию работы с лицами, осужденными к лишению свободы.

Однако современная пенитенциарная система российского общества не выполняет свою функциональную роль, не способствует исправлению осужденных, которые в условиях, подавляющих  личное достоинство, в большинстве  своем подвержены дезадаптации, что способствует росту рецидива в обществе, не способном воспринимать осужденного как личность.

Данные социологических  опросов свидетельствуют, что из 738,4 тысяч лиц, отбывающих наказание  в исправительных учреждениях, 47% ‒ это рецидивисты, причем 30-40% из них совершают преступления в первый год после освобождения из мест лишения свободы2.

Таким образом, требуется усовершенствовать правовое регулирование исполнения наказания в виде лишения свободы, привести его в соответствие с международным правом, т.к. законодательство России и правоприменительная практика еще не обеспечивают должный уровень исполнения данного вида наказания.

Степень научной  разработанности. В период действия союзно-республиканского исправительно-трудового законодательства указанная проблема исследовалась мало, главным образом в производственном контексте, а научные издания не были рассчитаны на широкий круг читателей. В настоящее время в связи с реформированием пенитенциарной системы возникла острая необходимость в формировании новых теоретических подходов к проблемам уголовно-исполнительного права. Особо следует отметить работы Е.В. Емельяновой3, В.И. Хижняка4, которые впервые комплексно рассмотрели проблему реализации норм международного права в уголовно-исполнительном праве России.

В основу работы положен диалектический метод познания.

Объект исследования ˗ комплекс общественных отношений, складывающихся в теоретическом и практическом аспекте в процессе реализации норм международного права в российском уголовно-исполнительном праве.

Предмет исследования ˗ процесс реализации норм международного права в российском уголовно-исполнительном праве непосредственно.

Целью работы является теоретико-правовое исследование реализации норм международного права в российском уголовно-исполнительном праве, выявление ее проблем и формулирование предложений по совершенствованию указанного социально-правового явления.

 Для достижения данной  цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить нормативно-правовые акты по рассматриваемой проблеме;
  2. определить понятие и основные формы реализации норм международного права в уголовно-исполнительном праве России;
  3. выявить основные проблемы, возникающие в процессе реализации международных норм в уголовно-исполнительном праве России;
  4. установить причины, которые препятствуют эффективной реализации международно-правовых норм в уголовно-исполнительном праве России;
  5. сформулировать обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения в целях повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Признание приоритета общечеловеческих ценностей в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права определили необходимость реорганизации пенитенциарной системы России.

Процесс реформирования, его  успешное продолжение, в основном, определяется в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права.

Под реализацией международных принципов и стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве и практике исполнения наказания в виде лишения свободы следует понимать их практическое применение, исполнение и неукоснительное соблюдение.

Международные принципы – это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу актуальных вопросов международной практики.

Международные стандарты  – это документы, содержащие требования к терминологии, выполнению каких-либо работ либо услуг и др., принятые международной организацией и признаваемые мировым сообществом.

В.И. Хижняк под  реализацией международно-правовых норм в российском уголовно-исполнительном праве понимает процесс воплощения международных правовых предписаний в поведение субъектов уголовно-исполнительного права России5.

Реализация международных  принципов и стандартов в уголовно-исполнительном законодательстве России и практике исполнения наказания в виде лишения свободы возможна в двух формах:

  1. прямое действие международно-правовых норм наряду с внутригосударственными нормами (непосредственно применение);
  2. приведение внутригосударственных правовых актов в соответствие с международными актами (опосредованное применение).

Приведение внутригосударственных  правовых актов в соответствие с  международными актами возможно путем  внесения соответствующих изменений  в действующее российское законодательство. При этом возможно следующие способы  внесения изменений:

  1. Установление порядка применения в России норм определенного международного акта.
  2. Издание во исполнение принятого международного договора нормативных актов.
  3. Включение в действующее законодательство отсылок к международному договору:
    1. «если, то» - если международным договором России предусмотрены иные правила, чем внутригосударственным законом, то применяются правила международного договора;
    1. «и, и» - применяется и международный договор, и закон России;
    2. «за исключением» - применяется закон России, за исключением случаев, установленных международным договором;
    3. «другие» - международный договор устанавливает иные варианты регулирования отношений;
    4. «смотри» - норма установлена в международном договоре.

Прямое действие международно-правовых норм наряду с  внутригосударственными нормами возможно на основании ч. 4 ст. 15 Конституции  Российской Федерации6.

Международно-правовые нормы могут реализовываться в уголовно-исполнительном праве Российской Федерации с помощью четырех основных способов: использование; исполнение; соблюдение; применение.

Использование международно-правовых норм, в частности стандартов и  принципов, в российском уголовно-правовом праве и практике исполнения наказания  в виде лишения свободы подразумевает  осуществление правомочий субъектов уголовно-исполнительного права в соответствии с требованиями международного права, как с помощью активного поведения, так и пассивного. В данном случае реализуются те международно-правовые нормы, которые наделяют субъектов уголовно-исполнительного права правами.

В качестве примера  использования международных стандартов и принципов в уголовно-исполнительном праве России можно назвать токование  норм уголовно-исполнительного законодательства. Так, ранее в практике исполнения уголовных наказаний возникало  множество споров относительно понятия  «пытка». В современности же данный термин трактуется в соответствии с  международными актами, что приводит к единообразию правоприменительной  практики различных государств. 

Исполнение международных  принципов и стандартов в уголовно-исполнительном праве России обязует субъектов  права выполнить предписания, содержащиеся в международных документах. Здесь  преимущественно субъектами выступают  органы государственной власти Российской Федерации, т.к. именно они наделены соответствующими полномочиями.

Соблюдение международно-правовых норм в уголовно-исполнительном праве  связано с воздержанием субъектов права от действий, которые прямо запрещаются международными документами (например, пытки).

Применение международно-правовых норм в российском уголовно-исполнительном праве представлено активной властной деятельностью уполномоченных органов  по разрешению определенной ситуации.

Среди универсальных международных  актов необходимо выделить принятые ООН: Всеобщую декларацию прав человека7, Международный пакт о гражданских и политических правах8, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания9, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка10, а также принятую Советом Европы Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания11.

Среди специальных международных  актов следует назвать принятые ООН Минимальные стандартные  правила обращения с заключенными12, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме13, Основные принципы обращения с заключенными14. По нашему мнению, существенным недостатком данных международных актов выступает то, что большая часть из них носит рекомендательный характер, что означает то, что обязательностью для исполнения они не обладают. Положительным моментом здесь является то, что некоторые наиболее важные положения специальных международных актов находят воплощения в иных международных актов, признанных обязательными – например, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Тем самым юридическая значимость соответствующих конкретных положений существенно возрастает.

В 2006 г. Совет Европы принял новую редакцию Европейских тюремных правил15, которые в отличие от предыдущих, опираются на Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, установленные ООН. Россия, являясь членом Совета Европы, обязана соблюдать указанные Правила. Эксперты Совета Европы систематически наблюдают за ходом реформирования российского законодательства с учетом действия Европейских тюремных правил, а также за реализацией их на практике.

В современной России реализация международных стандартов и правил при исполнении наказания в виде лишения свободы является одним из важнейших и перспективных направлений деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. На данный факт не раз обращал внимание Премьер-министр России Дмитрий Медведев: «Достижение уровня исполнения наказаний в виде лишений свободы, соответствующего международным требованиям ˗ главная задача Федеральной службы исполнения наказаний, но и самая сложная. Если потребуется, мы примем новые документы»16.

Необходимо более подробно рассмотреть положения, закрепленные в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых 30 августа 1955 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Минимальные стандартные  правила содержат положения, регламентирующие как прямо, так и косвенно порядок содержания и социальной адаптации осужденных. Большое внимание уделяется таким направлениям социальной работы, как сохранение и поддержание социально полезных связей с внешним миром; участие внешних организаций в оказании помощи осужденным в устройстве на свободе после освобождения; сохранение  и охрана здоровья осужденных, получение образования.  В обязанности администрации исправительных органов входит обеспечение осужденным доступа к всевозможным официальным средствам массовой информации. Также большое внимание в Минимальных стандартных правилах уделено подготовительному этапу осужденных к освобождению из мест лишения свободы.

Указанные международные  правовые акты ратифицированы Россией  и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, в связи с чем ряд международных норм нашел отражение в уголовно-исполнительном законодательстве РФ. Влияние данных норм на национальное право растет, Россия стремится к унификации и имплементации международных актов, касающихся вопросов обращения с осужденными.

Важным является внесенное  08 декабря 2003  года изменение в Уголовно-исполнительный кодекс, согласно которому утратила силу статья, указывающая о приостановлении действия договора о добровольном медицинском страховании в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Международная практика давно шла по такому пути и неоднократно указывала России на необходимость внесения изменений в законодательство.

Информация о работе Реализация международных принципов и стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве и практике исполнения наказания