Задачи и принципы уголовного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 06:27, курсовая работа

Краткое описание

Издаваемые высшими органами государственной власти страны отдельные уголовные законы, понимаемые в узком смысле, включающие несколько уголовно-правовых норм или даже одну такую норму, действуют самостоятельно до включения их в УК, а затем применяются наравне с другими, уже имеющимися в нем нормами.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых и составляет уголовное право. Исходя из этого эти понятия неразделимы. Закон и норма права, совокупность законов (уголовное законодательство) и совокупность норм права соотносится между собой, как форма и содержание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятия уголовного закона……………………………………………………..5
1.1 Уголовный закон и его задачи………………………………………………..5
1.2 Задачи уголовного законодательства……………………………………….6
1.3 Метод уголовного права……………………………………………………..8
2. Принципы уголовного законодательства…………………………………….12
2.1 Принцип законности……………………………………………….…………14
2.2 Принцип равенства граждан перед законом………………………….……16
2.3 Принцип вины……………………………………………………………….18
2.4 Принцип справедливости……………………………………………………20
2.5 Принцип гуманизма…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………25
Глоссарий………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая УП Волкова.docx

— 67.67 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Елизово

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Уголовное право

Тема

Задачи и принципы уголовного законодательства

Фамилия студента

Волкова

Имя студента

Оксана

Отчество студента

Геннадьевна

№ контракта

04903110104001


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Понятия  уголовного закона……………………………………………………..5

1.1 Уголовный  закон и его задачи………………………………………………..5

1.2 Задачи  уголовного законодательства……………………………………….6

1.3 Метод  уголовного права……………………………………………………..8

2. Принципы  уголовного законодательства…………………………………….12

2.1 Принцип  законности……………………………………………….…………14

2.2 Принцип  равенства граждан перед законом………………………….……16

2.3 Принцип  вины……………………………………………………………….18

2.4 Принцип  справедливости……………………………………………………20

2.5 Принцип  гуманизма…………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………25

Глоссарий………………………………………………………………………..27

Список  используемой литературы…………………………………………….28

Приложение………………………………………………………………………29

Введение

В истории развития общественных отношений  во все времена прослеживалась значительная роль уголовного закона.  На ранних стадиях развития человеческого общества уголовный закон имел лишь устрашающую силу, сейчас же в современном, цивилизованном мире на его роль нельзя смотреть только с одной стороны. Тесная связь уголовного права с другими отраслями правового регулирования, получившими развитие с усложнением человеческих отношений, должна усиливать его действие. Но сейчас именно из-за этой сложности уголовный закон теряет свою эффективность, оставаясь гуманным и справедливым, равным для всех.

Исходя  из Конституции РФ, из содержания уголовного законодательства (УК), можно сформулировать определенное понятие уголовного закона: Уголовный закон - это нормативно-правовой акт, принятый во исполнение воли народа высшими правомочными законодательными органами власти страны либо всенародным  голосованием (референдумом), состоящий  из взаимосвязанных юридических  норм, одни из которых закрепляют основания  и принципы уголовной ответственности  и содержат общие положения уголовного законодательства, другие - определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают  наказания, которые могут быть применены  к лицам, совершившим преступления, либо в определенных случаях указывают  условия освобождения от уголовной  ответственности и наказания.

Данное  определение , его понятие в широком  смысле слова относится прежде всего  к УК, в нем регламентированы все  вопросы уголовного права. Он означает систему, т.е. целостное единство взаимосвязанных  уголовно-правовых институтов и норм.

Издаваемые  высшими органами государственной  власти страны отдельные уголовные  законы, понимаемые в узком смысле, включающие несколько уголовно-правовых норм или даже одну такую норму, действуют  самостоятельно до включения их в  УК, а затем применяются наравне  с другими, уже имеющимися в нем  нормами.

Актуальность  данной темы обуславливается тем, что уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых и составляет уголовное право. Исходя из этого эти понятия неразделимы. Закон и норма права, совокупность законов (уголовное законодательство) и совокупность норм права соотносится между собой, как форма и содержание.

 

Основная  часть

1 Понятия уголовного закона

1.1 Уголовный закон и его задачи

 

Уголовный закон - это нормативный акт, принятый уполномоченным органом государственной  власти (Государственной Думой РФ), содержащий юридические нормы, устанавливающие  основания и принципы уголовной  ответственности, определяющие, какие  общественно опасные деяния признаются преступлениями, какие наказания  предусмотрены за их совершение и  в каких случаях возможно освобождение от уголовной ответственности или  наказания.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации  принятие уголовного законодательства отнесено к компетенции Российской Федерации.

Реализуя  это предписание Конституции  РФ, Государственная Дума приняла 24 мая 1996 г. УК РФ, введенный в действие 1 января 1997 г.

В ч. 1 ст. 1 УК РФ определено, уголовное законодательство Российской Федерации состоит только из Уголовного кодекса.1 Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность (а следовательно, и законы, сопутствующие ей), подлежат кодификации - включению в УК РФ. Наличие одного нормативного источника облегчает практику реализации уголовно-правовых предписаний. Следовательно, УК РФ, являясь Федеральным законом, имеет юридическую силу на территории всей Российской Федерации.

УК РФ отражает тенденцию к мировой  интеграции и подчеркивает приоритет  Конституции РФ в сфере нормативной  деятельности государства. В ч. 2 ст. 1 УК РФ указано, что он основывается на Конституции РФ и общепринятых принципах и нормах международного права. В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ установлено, что она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" по рассматриваемой проблеме отмечено, что "любые законы и иные правовые акты, применяемые в Российской федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

С принятием России в Совет Европы и подписанием осенью 1997 г. протокола N 6 на применение смертной казни в нашей стране наложен мораторий. Смертная казнь в России практически не применялась с августа 1997 г.

Уголовный закон имеет высшую юридическую  силу после конституции - он постоянно  действует, порождая юридические последствия. Отмена или изменение уголовного закона осуществляются только Федеральным  Собранием РФ. Только Конституционный  Суд правомочен прекратить действие тех уголовных законов, которые  противоречат Конституции.

Ни один нормативный акт не может противоречить  уголовному закону. При наличии противоречия действует последний. УК РФ является единственным законом, регламентирующим применение уголовной ответственности, освобождение от нее или другие положения  материального уголовного права.

 

1.2 Задачи уголовного  законодательства

 

Уголовный закон характерен нормативностью, так  как он регламентирует общеобязательное поведение людей в течение  срока своего действия.

В ст. 2 УК РФ определены задачи УК РФ, каковыми являются охрана прав и свобод человека и  гражданина, собственности, общественного  порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя  РФ от преступных посягательств, обеспечение  мира и безопасности человечества и  предупреждение преступлений.

Таким образом, перед уголовным законом есть две задачи. Первая, это уголовно-правовая борьба с преступностью с целью охраны интересов человека, общества и государства, а также человечества и мира. Это основная, кардинальная задача.

Вторая  задача - предупреждение преступлений. Она охватывает общее и частное (специальное) предупреждение, превенция нацелена на привитие осужденному в процессе исполнения наказания навыков непреступного поведения. В настоящее время в местах лишения свободы мужчины, отбывающие это наказание, в среднем имеют примерно 2,4% судимости к лишению свободы, женщины - 1,9%, а несовершеннолетние - 1,2%. Следовательно, более половины осужденных не впервые находятся в местах лишения свободы. Общая превенция заключается в привитии уважения к закону, законопослушанию у иных граждан со склонностью к совершению преступлений, определяемой по совершению ими непреступных правонарушений.

Для решения  этих задач уголовное законодательство устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступными, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовного характера за совершение преступлений (ч. 2 ст. 2 УК РФ). Помимо перечисленного уголовный закон содержит и иные предписания, например, правила, на основе которых решается вопрос о том, что умышленно или неосторожно совершено преступление, регламентация соучастия, виды и основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, обстоятельства, исключающие преступность деяния, судимость и т.д.

Уголовный закон под угрозой наказания  запрещает совершать те или иные преступные действия (бездействие). Вместе с тем, предписывает соответствующим органам и должностным лицам устанавливать в содеянном наличие признаков состава преступления и подвергать виновных уголовной ответственности или же, при наличии законных оснований, освобождать их от уголовной ответственности или наказания. Таким образом, уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за конкретные деяния, являются запретительными. Они имеют воспитательное и предупредительное значение.

Предупредительная функция уголовно-правовой нормы  ориентируется на установленной в ней санкции - возможном наказании за содеянное. Тем самым оказывается предупредительно-воспитательное воздействие на лиц, способных совершить преступление. Уголовно-правовые нормы помимо этого ориентированы на воспитание у граждан потребности неуклонно соблюдать законы, на создание атмосферы нетерпимости к лицам, совершающим преступление.

Нормы уголовного права не только охраняют общественные отношения, но и регулируют их. Право, устанавливая определенные правила  поведения, тем самым и регулирует их.

Вместе  с тем, основная часть населения нашей страны не совершает преступления не потому, что опасается подвергнуться уголовной ответственности, а вследствие убежденности в их безнравственности.

Это обстоятельство не исключает общепредупредительное воздействие уголовно-правовых норм, которые осуществляют свое регулятивное воздействие, способствуя формированию и укреплению атмосферы нетерпимости, презрения к преступной деятельности.

 

1.3 Метод уголовного права.

 

Метод как  совокупность правовых средств воздействия  на общественные отношения с целью  их урегулирования является важной характеристикой  отрасли права, выступает в качестве дополнительного основания деления права на отрасли. Проблема метода правового регулирования - одна из сложных и малоразработанных в юридической науке. Метод правового регулирования — весьма емкое понятие, характеризующееся множеством компонентов. Среди них можно выделить:

- порядок установления прав и юридических обязанностей;

- степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;

- подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;

- характер взаимоотношения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы;

- пути и средства обеспечения субъективных прав.

В зависимости  от сочетания указанных характеристик  в общей теории права обычно выделяют три метода (типа) правового регулирования: дозволение, предписание и запрет. Первый связывается с гражданско-правовым регулированием, дозволительная направленность которого выражается главным образом в «первичности управомочивающих норм» (нормы, определяющие круг субъектов гражданского права, содержание их правоспособности, основание возникновения гражданско-правовых связей, способы защиты гражданских прав и т. д.). Предписание выступает как административно-правовой тип регулирования (материальное административное право в основном закрепляет юридические обязанности, носящие характер предписания). Запрет как метод правового регулирования связывается с уголовным правом (учитывается, что уголовное право призвано определять преступность и наказуемость деяний, опасных для личности, общества и государства, и формулировать модели запрещенного общественно опасного поведения).

Из подобной классификации типов правового  регулирования вовсе не вытекает, что дозволение присуще только гражданскому праву, предписание — административному, а запрет — уголовному. Все три типа правового регулирования можно обнаружить в различных отраслях права, но в одних отраслях решающим является дозволение, в других — предписание, в третьих — запрет. Три названных типа правового регулирования в каждой отрасли права могут иметь дополнительные характеристики, выступать в виде специфических методов, представляющих конкретизацию методов межотраслевых. Так, охранительные уголовно-правовые отношения регламентируются следующими методами:

Информация о работе Задачи и принципы уголовного законодательства