Возбуждение уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. После принятия ныне действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1 (далее – УПК РФ) некоторые ученые-процессуалисты также неоднократно обращаются к вопросу о необходимости совершенствования данной стадии уголовного судопроизводства. Необходимо отметить, что в теории уголовного процесса первую стадию уголовного судопроизводства именуют по-разному.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Возбуждение уголовного дела, как самостоятельная стадия уголовного процесса……………………………………………………………...6
§1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела………………..6
§2. Участники стадии возбуждения уголовного дела ………………………...14
§3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела……………………21
Глава 2. Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела………………………………………………………………….34
§1. Порядок приема, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел……………………………………..34
§2. Возбуждение уголовного дела……………………………………………...47
§3. Отказ в возбуждении уголовного дела…………………………………….54
Заключение ……………………………………………………………………....65
Список использованной литературы…………………………………………...68

Вложенные файлы: 1 файл

уголовный процесс ВУД.docx

— 137.77 Кб (Скачать файл)

Что касается органов дознания, которым  при наличии определенных условий  предоставлено право, принимать  процессуальные решения на стадии возбуждения  уголовного дела, то к этой категории  органов и должностных лиц  закон относит:

  • органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
  • органы Федеральной службы судебных приставов;
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Следует отметить, что прокурор в  соответствии с УПК РФ не имеет  право самостоятельно возбуждать уголовные  дела. Однако, в исключительном случае, предусмотренном ч. 4 ст.20 УПК РФ его согласие на возбуждение уголовного дела необходимо дознавателю, в отличие от руководителя следственного органа и следователя.

Кроме того, законодатель не предоставил  право принимать решения по заявлению  и сообщению о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела суду. Так, например, мировой судья  в случае подачи заявления потерпевшим  или его законным представителем (ч.2 ст. 20, ч.1 ст.318 УПК РФ) не возбуждает уголовное дело частного обвинения, а выносит постановление о принятии заявления к своему производству.

Учитывая, что в соответствии с  ч.1 ст.42 УПК РФ решение о признании  потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или судом, а в ч.1 ст.318 УПК РФ идет речь лишь о подачи заявления и не известно примет ли судья его к своему производству, считаем целесообразным исключить  из ч.1 ст.318 УПК РФ указание на "потерпевшего" и заменить его термином "пострадавший".

Таким образом, субъектов участвующих  в стадии возбуждения уголовного дела можно разделить на две группы:

- лица, вовлеченные в уголовное судопроизводство в связи с подачей заявления или сообщения о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении (заявитель; пострадавший; лицо, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела; явившийся с повинной; специалист; понятой; представитель пострадавшего; переводчик; лицо, которому могут быть известны какие либо обстоятельства, подлежащие выяснению);

- государственные органы и должностные лица, уполномоченные на принятие решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

 

 

§3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

 

 

 

В современном уголовном процессе России необходимой предпосылкой деятельности на любом из его этапов выступает  определенное условие. Применительно  к первоначальному этапу уголовного судопроизводства такими условиями  являются наличие законного повода и достаточного основания для  возбуждения уголовного дела. Только при наличии этих условий, а также  отсутствия данных об обстоятельствах, исключающих производство по делу, возникает деятельность, и складываются соответствующие правоотношения, направленные на разрешение поступившего сообщения  о преступлении и принятие соответствующего решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

Нормы института возбуждения уголовного дела, регламентирующие поводы, претерпели существенные изменения по сравнению  с ретроспективным законодательством, несмотря на это, они требуют переосмысления, с учетом сложившейся правоприменительной  практики и новых взглядов, отраженных в юридической литературе.

Так, в теории уголовного процесса нет единой точки зрения относительно понятия "повод" для возбуждения  уголовного. Не дает ему и общего определения законодатель, несмотря на его использование в УПК  РФ.

Термин "повод" согласно словарю  русского языка С.И. Ожегова "применяется  для обозначения обстоятельств, способствующих быть основанием для  чего-нибудь"1. В философском значении повод также определяется как "событие, обстоятельство, дающее побудительный толчок для наступления других последствий"2. Бородин, под поводом для возбуждения уголовного дела подразумевает "источник, из которого компетентным органам государства или их должностным лицам становится известно о готовящемся или совершенном преступлении"1.А.И. Глушков и Б.Т. Безлепкин определяют его как "предусмотренный законом источник информации, из которого лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела, становится известно о преступлении"2. Аналогичный вывод можно сделать из анализа положений ч.1 ст.140 УПК РФ, в соответствии с которыми законодатель понимает под поводом для возбуждения уголовного дела источник осведомленности органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа о готовящемся, совершаемом или совершенном деянии, содержащем признаки преступления. Сторонниками взглядов на поводы к возбуждению уголовного дела как на источники первичных сведений о преступлении также являются А.М. Ларин, Э.Б. Мельникова, В.В. Шимоновский, Р.Д. Рахунов и т.д.3.

По мнению других ученых уголовно-процессуальный закон придает поводам значение юридических фактов, появление которых  влечет необходимость рассмотреть  вопрос о возбуждении уголовного дела4. Так, например, А.А. Артемова рассматривает повод как "предусмотренные в уголовно-процессуальном законе юридические факты, с наступлением которых закон связывает возникновение обязанности компетентных органов и должностных лиц проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и решить вопрос о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом"5. Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткуллин рассуждают о поводе как о "юридическом факте, вызывающем деятельность по возбуждению уголовного дела"1. Придерживаясь позиции указанных авторов, Г.П. Химичева считает, что, исходя из общей теории права, под поводами для возбуждения уголовного дела следует понимать "предусмотренные уголовно-процессуальным законом юридические акты или поступки, с которыми закон связывает обязанность дознавателя, органа дознания, следователя решить вопрос о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела"2.

Иные, высказанные в теории уголовного процесса точки зрения относительно правовой природы поводов к возбуждению  уголовного дела, являются на наш взгляд попытками найти компромисс между  двумя вышеизложенными подходами.

Для решения этой проблемы предварительно необходимо уточнить, что такое "источник" и "юридический факт".

Термин "источник" согласно словарю  русского языка С.И. Ожегова следует  понимать как то, "откуда исходит  что-нибудь"3, то есть носитель определенной информации. Источником сведений о преступлении, по мнению Я.В. Дорохова, является человек, который стал носителем информации в результате непосредственного или опосредованного восприятия события преступления4.

Заявитель, обратившийся к органу дознания, дознавателю, следователю, руководителю следственного органа или в суд  и передавший сведения о преступлении будет выступать источником сведений, как и должностное лицо обнаружившее признаки преступления и составившее  об этом рапорт. Аналогичным образом  следует подходить к лицу, добровольно  сделавшему заявление о совершенном им преступлении, рассматривая его как источник сведений.

Таким образом, изложенное, позволяет  нам прийти к заключению, что на стадии возбуждения уголовного дела источником сведений о преступлении выступает конкретный человек, а  заявление, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков  преступления, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании - средства передачи информации, не являющиеся поводами для возбуждения уголовного дела. Сама же явка с повинной это лишь физическое действие. Это обстоятельство подчеркивает в своих трудах В.И. Зажицкий, считающий, что "определение поводов к возбуждению уголовного дела как источников сведений о преступлении не способствует в должной мере уяснению правовой природы повода, не раскрывает побудительные начала деятельности, направленной на решение вопроса о возбуждении уголовного дела"1.

По нашему мнению, побудительной  стороной начала деятельности как раз  выступает повод, то есть условие, при  котором закон уполномочивает совершить  действия и вступить в процессуальные правоотношения по возбуждению уголовного дела. Следовательно, "правовая природа  повода к возбуждению уголовного дела, выражается в том, что им является обстоятельство, предусмотренное законом, которое с необходимостью порождает  уголовно-процессуальные отношения"2.

Данные обстоятельства определяются общей теорией права как юридические  факты. По мнению же большинства современных  авторов, юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений3.

Из этого определения следует, что жизненные обстоятельства становятся юридическими фактами только тогда, когда признаны нормами права (прямо  или косвенно отражены в законодательстве), поскольку сами по себе они не обладают свойством быть или не быть юридическими фактами.

Все юридические факты предусмотрены  в нормах права: прямо - в гипотезе, косвенно - в диспозиции и санкции. С появлением в жизни фактов, указанных  в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т.е. лица - адресаты нормы  приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции. Диспозиция управомочивающей или обязывающей правовой нормы предписывает, каким может или должно быть поведение активной стороны.

В соответствии с научной классификацией юридические факты делятся на следующие виды:

1) юридические  события, под которыми понимают "явления природы, возникновение  и развитие которых не зависит  от воли и сознания человека"1;

2) юридические  действия:

правомерные (юридические поступки и юридические  акты);

противоправные.

Например, заявление пострадавшего  о совершенном в отношении  него преступлении будет юридическим  актом-действием, свидетельствующим  о наличии воли и желания указанного лица возбудить уголовно-процессуальную деятельность через соответствующие  юридические акты.

Таким образом, поводы к возбуждению  уголовного дела можно сформулировать как юридически значимые действия, с которыми закон связывает возникновение  уголовно-процессуальных отношений.

Не противоречит нашей точки  зрения и определение данное Н.В. Жогиным и Ф.Н. Фаткуллиным, которые повод к возбуждению уголовного дела рассматривают как "юридический факт, порождающий указанные в законе права и обязанности, складывающиеся из этих отношений. Всякий юридический факт - это не источник каких-либо сведений, фактических данных, а определенное действие (бездействие) или событие"2.

В отличие от ст.108 УПК РСФСР, содержавшей  шесть поводов к возбуждению  уголовного дела, в ч.1 ст.140 УПК РФ их только четыре, в связи с недавними изменениями:

  • заявление о преступлении;
  • явка с повинной;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

По данным поведенного нами изучения уголовных дел заявление о  преступлении является в правоприменительной  деятельности наиболее распространенным поводом для возбуждения уголовного дела 1.

Заявление о преступлении охватывает как заявления граждан, так и  заявления должностных и юридических  лиц (например, предприятие, общественная организация), которые сами не выступая участниками уголовно-процессуальной деятельности и связанных с ней  правоотношений, действуют через  представителей.

Однако, несмотря на то, что о заявителе  упоминается в ст.141, ст.144, ст.145 УПК  РФ и т.д. законодатель не дает определения  этому понятию. Следует отметить, что термин "заявитель" содержится в процессуальном законодательстве некоторых зарубежных государств. Так, А.А. Усачев взяв за основу УПК Республики Беларусь под заявлением подразумевает "физическое лицо, обратившееся в орган уголовного преследования в порядке, установленном Кодексом, за защитой своего действительного или предполагаемого права либо сообщившее об известном ему готовящемся или совершенном общественно опасном деянии, предусмотренном уголовным законом"1.

Второй повод для возбуждения  уголовного дела, предусмотренный п.2 ч.1 ст.140 УПК РФ - явка с повинной представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

По данным проведенного нами изучения уголовных дел явка о преступлении является в правоприменительной  деятельности менее распространенным поводом для возбуждения уголовного дела, чем заявление.

Сущность явки с повинной заключается  в том, что лицо, совершившее преступление, заявляет об этом преступлении и своем  участии в нем компетентным органам, уполномоченным начать производство по уголовному делу. По мнению Д.В. Рылкова, к которому мы присоединяемся, "явку с повинной можно расценивать как повод для возбуждения уголовного дела лишь тогда, когда заявитель сообщает о совершенном им преступлении, ранее неизвестном правоохранительным органам"1. То есть иные, предусмотренные законом поводы (заявление, сообщение) отсутствуют, а о преступном факте становится известно из явки с повинной. В ином случае явка с повинной утрачивает уголовно-процессуальное значение повода для возбуждения уголовного дела и должна рассматриваться как обстоятельство, смягчающее наказание, на что указывает и разъяснение Пленума Верховного Суда РФ2. Для единообразного применения на практике указанных положений, нам представляется целесообразным скорректировать ч.1 ст.142 УПК РФ, следующим образом:

Информация о работе Возбуждение уголовного дела