Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования явилось комплексное изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития. Поскольку вне комплексного характера работы это сделать не представляется возможным.

Содержание

Введение 3
Глава I. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 6
1.1. Факторы и условия, послужившие причиной возникновения института регионального Уполномоченного по правам человека в России 6
1.2. Современный этап развития института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ 9
1.3. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) 13
Глава.II. Компетенция Уполномоченного по правам человека 20
2.1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов РФ 20
2.2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека 26
2.3. Формы, методы и способы деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ 32
Глава Ш Реализация компетенции региональных Уполномоченных по правам человека 42
3.1. Механизм реализации законодательства об Уполномоченном по правам человека в субъектах РФ 42
Заключение 46
Список литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

     Уполномоченный  устанавливает также численность  и штатное расписание своего рабочего аппарата исходя из сметы расходов. Осуществляя управленческие функции  внутри своего аппарата, Уполномоченный имеет права издавать распоряжения.

     Материальные  гарантии независимости Уполномоченного, предусмотренные законами и иными  нормативными правовыми актами РФ, эдэнтичны тем, которые распространяются на должностных лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации. Эти гарантии связаны с оплатой труда, медицинским обслуживанием, социальным обеспечением и др.

     Статус  сотрудников рабочего аппарата Уполномоченного, а именно: их права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, условия прохождения ими государственной службы определяются Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и иными нормативно-правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством РФ о труде.

     Уполномоченный  по правам человека может иметь своих  представителей на местах, поскольку  центральная служба не всегда может  эффективно рассмотреть жалобы, поступающие  из разных регионов.

     Статья 41 Закона предусматривает, что в целях оказания консультативной помощи при Уполномоченном по правам человека может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина. Отмечается, что независимая оценка экспертов - специалистов имеет большое значение для эффективной работы омбудсмановской службы. В экспертный совет могут включаться ученые, практикующие специалисты в области права, экономики, политики. Положение об экспертном совете утверждается самим Уполномоченным.

     Уполномоченному по правам человека должны быть обеспечены условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Высокое жалованье и льготы являются отражением ответственности и престижа должности и одним из способов привлечения высококвалифицированных сотрудников в аппарат Уполномоченного. Тем не менее Закон об Уполномоченном не содержит конкретного перечня социально - материальных гарантий. Этот Закон не предусматривает, в частности, положения о том, что Уполномоченному и членам его семьи гарантируется материальное и социальное обеспечение, предоставляемое членам Конституционного Суда РФ. Закон о Конституционном Суде РФ содержит однозначную и четкую формулу о том, что какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально - технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ, установленных этим Законом, не допускается (ст. 7 Закона о Конституционном Суде РФ). Не установлены Законом и меры государственной защиты Уполномоченного по правам человека, которые предусмотрены для судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Несмотря на то, что в Российской Федерации есть специальный закон, регулирующий проблему государственной защиты некоторых должностных лиц, которые в силу своих полномочий наиболее часто подвержены риску угрозы расправы и приведению её в исполнение, Уполномоченного по правам человека в нем не названо . В связи с развитием института Уполномоченного в РФ в литературе предлагается внести соответствующие изменения в законодательство для предоставления больших гарантий деятельности Уполномоченного по правам человека и соответственно его безопасности.

Заключение

 
 
 

     Конституционное введение института Уполномоченного  по правам человека в России явилось важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Комплексный подход к решению проблемы, касающейся формирования нормативной правовой базы института Уполномоченного, т.е. принятие законодательных актов не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации, позволит ликвидировать еще существующие пробелы в сфере функционирования механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, а также окажет положительное влияние на стимулирование позитивной деятельности государственной администрации.

     Несмотря  на неоспоримые достоинства правового  института омбудсмена, он никогда не станет универсальным способом защиты граждан, при помощи которого ликвидируются все недостатки работы государственных органов и должностных лиц. Служба не наделяется новыми или какими-либо экстраординарными полномочиями. Ее роль заключается скорее в том, чтобы привести в движение уже имеющиеся в арсенале правообеспечительных органов средства правовой защиты. В Законе об Уполномоченном по правам человека предусмотрена система "фильтров" (границ) деятельности института, позволяющая избежать дублирования его работы деятельностью суда, прокуратуры и иных органов, выполняющих правозащитные функции. Одной из границ является определение круга государственных органов, на которые не распространяются полномочия омбудсмана по разрешению жалоб или отдельные полномочия, связанные с проверкой по жалобе.

     Эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека определяется рядом условий:

     1. Прежде всего, эффективность зависит от законодательного регулирования деятельности службы. Правовые положения обеспечивают Уполномоченному необходимый уровень правовых гарантий деятельности, позволяющих реализовать свои функции, не уповая исключительно на добрую волю должностных лиц и государственных органов.

     2. Работа Уполномоченного эффективна  только при условии сотрудничества  государственных органов и должностных  лиц. Учитывая отсутствие императивной власти, Уполномоченный нуждается также в морально - психологической и политической поддержке общественности и средств массовой информации.

     3. Общественность будет доверять  Уполномоченному только в случае  высокого качества его работы: быстрого и качественного расследования (заметим, что сроки расследования не установлены), безупречно аргументированных решений, основательности докладов, здравомыслия, объективности и беспристрастности лица, занимающего этот высокий пост.

     4. Необходимо предотвратить превращение службы Уполномоченного по правам человека в "общественный громоотвод".

     В России никогда не существовало подобного  института. Вместе с тем происходящие в нашей стране процессы становления  новой российской государственности, нового конституционного строя, появление новых органов федеральной власти требуют совершенствования старых и создание новых правовых механизмов, направленных на реализацию прогрессивных идей в сфере обеспечения прав граждан, установление деловых и конструктивных отношений граждан с органами власти и администрацией. Эти процессы дают мощный импульс для активного поиска различных правовых инструментов, методов и средств обеспечения и защиты прав, свобод, чести и достоинства личности.

Список  литературы

 
 
 

     1. Нормативные акты.

     1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 декабря. – 1993.

     2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".// Российская газета. - 4 марта. - 1997.; Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 марта. – 1997. - N 9, ст. 1011.

     2. Литература.

     3. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт. - М: БЕК, 1996. - 385 c.

     4. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов./ М.В. Баглай - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. - 800 с.

     5. Бойцова, В.В. Комментарий к ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" / В.В. Бойцова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. - 128 с.

     6. Бойцова, В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт / В.В. Бойцова - М.: Издательство БЕК, 2002. - 408 с.

     7. Исаев, И.А. История государства и права России: учебник. / И.А. Исаев - М.: Юристъ, 1999. 608 с.

     8. Кашанина, Т.В. Основы российского права: учебник для вузов. / Т.В. Кашанина - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2004. - 800 с.

     9. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник. / Е.И. Козлова - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.

     10. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах / А.В. Малько - М.: Юристъ, 2006 - 300 с.

     11. Погосян, Н.Д. Счётная палата Российской Федерации. / Н.Д. Погосян - М.: Юристъ, 2006. - 304 с.

     12. Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. / В.Е. Чиркин - М.: Издательство "Зерцало", 2004. - 448 с.

     13. Чиркин, В.Е. Государствоведение: учебник. / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 2005. - 400 с.

Информация о работе Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации