Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования явилось комплексное изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития. Поскольку вне комплексного характера работы это сделать не представляется возможным.

Содержание

Введение 3
Глава I. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 6
1.1. Факторы и условия, послужившие причиной возникновения института регионального Уполномоченного по правам человека в России 6
1.2. Современный этап развития института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ 9
1.3. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) 13
Глава.II. Компетенция Уполномоченного по правам человека 20
2.1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов РФ 20
2.2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека 26
2.3. Формы, методы и способы деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ 32
Глава Ш Реализация компетенции региональных Уполномоченных по правам человека 42
3.1. Механизм реализации законодательства об Уполномоченном по правам человека в субъектах РФ 42
Заключение 46
Список литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

     В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб граждан РФ и  находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее они обжаловали эти решения или действия (бездействие) в судебном, либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобе.

     Деятельность  Уполномоченного не подменяет деятельность других правозащитных институтов и  тем более не отменяет ее. Нельзя рассматривать институт омбудсмена как "альтернативу" суду или прокуратуре. Уполномоченный по правам человека - правовой институт, действующий дополнительно к существующим правозащитным институтам. Разумеется, необходимо избегать конфликтов в части юрисдикции прокуратуры и Уполномоченного. Конечно, не следует обольщаться, что этот правовой институт станет этаким "суперорганом", способным разрешить все проблемы, возникающие в связи с реализацией гражданами их прав и свобод. Решить их сразу невозможно даже в условиях достаточно стабильной экономической обстановки, а тем более в нынешних условиях. Исправление ошибок и нарушений требует денег и ресурсов, а финансовые возможности Федерации в целом и ее субъектов не могут сегодня в полной мере обеспечить полноценное функционирование нового правового института.

     Формируя  этот новый для нашей правовой системы институт, было бы нелишне обратиться к практике других государств, в которых за годы функционирования института омбудсмена накоплен солидный опыт, выработаны определенные традиции.

     Создание  хорошо организованных и четко работающих институтов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах будет способствовать развитию и укреплению принципов правового государства, в частности принципа ограничения государственной власти. Ведь совершенно очевидно, что Уполномоченный, добросовестно выполняющий свои обязанности, как правило, неудобен любой ветви власти. Во многих странах этот пост обычно занимают юристы, поскольку он предполагает большую юридическую работу по защите прав граждан.

     Принятие  Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" обеспечивает гарантию независимости и эффективной работы института омбудсмена, который "независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам". В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией РФ, вышеназванным Федеральным конституционным законом, законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. Главная задача Уполномоченного, согласно Федеральному конституционному закону, - "способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты"

     Более четко эта норма была сформулирована в ст. 6 проекта Закона об Уполномоченном О.О. Мироновым (в то время - депутатом Государственной Думы). В ней говорится, что "общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации. Никакой государственный орган или должностное лицо не могут давать Уполномоченному по правам человека указаний, касающихся выполнения им своих обязанностей". Но этот проект Советом Государственной Думы был отклонен, а за основу был взят (и в дальнейшем принят) проект, предложенный Комитетом по законодательству и судебно - правовой реформе Государственной Думы 1-го созыва. Как видно, О.О. Миронов предлагал закрепить за Уполномоченным по правам человека более широкие властные полномочия. Но предпочтение было отдано другой концепции.

     Деятельность  Уполномоченного направлена на укрепление парламентаризма. Поскольку министры и правительство, по существу, не несут  ответственности перед Федеральным  Собранием, то создание института омбудсмена служит дополнительным механизмом контроля за соблюдением законов исполнительными структурами. Но одновременно Уполномоченный по правам человека не располагает императивными правовыми средствами воздействия на соответствующие государственные органы.

     Учреждение  омбудсменовской службы - это еще  один шаг на пути демократизации общественных и государственных отношений  в России. Проведение преобразований в экономической и социальной сферах не может отодвинуть на второй план проблему правообеспечения, значимости омбудсмена. Тем более что государственный аппарат продолжает поддерживать и укреплять репутацию бюрократии. Российскому омбудсмену предстоит действовать в стране, граждане которой не имеют личного опыта демократических традиций, а должностные лица в основном привержены не общеправовым принципам, а административным авторитетам.

     Исходя  из концепции закона, Уполномоченный по правам человека призван осуществлять на территории России контроль за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. В соответствии с законом на должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт правозащитной деятельности. Закон не устанавливает, как это сделано в ряде стран, квалификационного требования - наличия юридического образования. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вносить в Государственную Думу Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, а также депутатские объединения в Государственной Думе в течение месяца со дня окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

     Уполномоченный  назначается на должность и освобождается  от должности Государственной Думой  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Каждая кандидатура, вносимая на тайное голосование, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.

     Срок  пребывания на посту Уполномоченного ограничивается пятью годами. Полномочия его прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. При этом одно и то же лицо не может быть назначено на эту должность более чем на два срока подряд. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. В Законе содержится важная норма, в соответствии с которой истечение полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

     Уполномоченный  обладает неприкосновенностью в  течение всего срока своих  полномочий. В отношении Уполномоченного  по правам человека УПК РФ в разделе XVII предусматривает особенности  производства по уголовным делам. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Уполномоченного, а также о привлечении его в качестве обвиняемых (если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления) принимается прокурором соответствующего уровня в порядке, предусмотренном ст. 448 УПК РФ. Следует особо отметить, что ведение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции. Он может быть досрочно освобожден от занимаемой должности только в случаях, определенных в Законе. Если же происходит досрочное освобождение Уполномоченного, новый омбудсмен должен быть назначен в течение двух месяцев.

2.3. Формы, методы и способы деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ

 

     Правовая  основа исполнительной власти - административное законодательство. От принципов, заложенных в него, зависит эффективное функционирование этой самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим и неотъемлемым правом гражданина. Власть это право то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в  определенные сроки рассматривать и принимать меры  в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

     При рассмотрении вопроса о защите прав граждан для нас важны такие  цели административного права, как  создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых  связано с функционированием  исполнительной власти, обеспечение защиты граждан и общества  от административного произвола, от  злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов исполнительной  власти.

     Административно-правовые нормы устанавливаются в соответствии со ст.2 Конституции РФ актами органов  представительной власти, формируют и реализуют составляющие прав и обязанностей органы исполнительной власти.

     Административному праву принадлежит важная роль в  защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и  частной администрации, но для того, чтобы субъективные права граждан не были формальны, требуется создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан. Это также и необходимое условие становления правового государства.

     Можно выделить два главных направлениях юридической защиты прав гражданина:

     - от преступлений, деликтов  и иных  неправомерных действий других  граждан, юридических лиц;

     - от неправомерных и нецелесообразных  действий субъектов власти.

     Те, на кого возложены властные полномочия, могут быть некомпетентны в своей области, могут злоупотреблять властью. Права гражданина могут нарушаться вследствие инертности и бюрократизма органов. Для предотвращения подобного требуется создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов, важнейшей задачей которых является защита правопорядка : суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.

     Другой  метод защиты - существование и  деятельность независимых от государства  институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели: адвокатура, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, для которых такая деятельность является важной, а также средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т.п.

     Следующий способ, который мы можем выделить особо - активная деятельность самих  граждан, использующих предоставленные  им права, а также, учитывая большую  значимость, разнообразие форм и наличие  большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту.

     Уголовно - процессуальное, гражданско - процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности , на защиту от предъявленного ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

     В реальной жизни все названные  способы тесно связаны, чаще всего  используются одновременно. Гражданин  защищает свои права непосредственно  сам  (необходимая оборона, отказ  выполнять незаконное распоряжение должностного лица  и т. п.), либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя  их правозащитную деятельность.

     Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения  с органами публичной администрации  намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация реализует многие властные полномочия, но как раз публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры и др.) вместе взятые, Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти - это, прежде всего защита от  неправильных деяний государственной и муниципальной администрации.

     В последнее десятилетие в России был обновлен и расширен объем правовых норм, регламентирующих право граждан на защиту. Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на оружие, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону, а возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации. В-третьих, создана  новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан – уполномоченные по правам человека РФ и в ряде субъектов Федерации. В-четвертых, с 5 мая 1998 года в Российской Федерации вступила в силу  Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с нею любое лицо, группа частных лиц, вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. В-пятых, ст. 30,31,33,37 Конституции РФ 1993 года были закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов ,демонстраций, пикетирование. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.

Информация о работе Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации