Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования явилось комплексное изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития. Поскольку вне комплексного характера работы это сделать не представляется возможным.

Содержание

Введение 3
Глава I. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 6
1.1. Факторы и условия, послужившие причиной возникновения института регионального Уполномоченного по правам человека в России 6
1.2. Современный этап развития института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ 9
1.3. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) 13
Глава.II. Компетенция Уполномоченного по правам человека 20
2.1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов РФ 20
2.2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека 26
2.3. Формы, методы и способы деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ 32
Глава Ш Реализация компетенции региональных Уполномоченных по правам человека 42
3.1. Механизм реализации законодательства об Уполномоченном по правам человека в субъектах РФ 42
Заключение 46
Список литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 
 
 

Введение

 
 
 

     Интерес к человеку, проблеме достоинства  личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в  жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского  законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.

     Осознана  и получила закрепление в Конституции  РФ идея правового государства, для  которого главной ценностью является человек, а основным гарантом его  прав и свобод выступает суд. Правовая система страны закрепила весь перечень прав, зафиксированных в международных пактах и соглашениях, фактически ставших новацией для отечественного конституционного законодательства. Раздел Конституции о правах и свободах российских граждан является в известном смысле украшением правовой системы современной России, самым полным юридическим выражением ее демократических устремлений. Однако с реализацией этих прав на практике не все обстоит благополучно. К сожалению, не все декларируемые нормы Конституции в настоящее время по разным причинам можно реализовать.

     Усиление  эффективности правозащитных институтов и всей правовой системы возможно лишь при условии построения сильного правового и социального государства, обеспечивающего упорядоченность и урегулированность общественных процессов; координацию и согласованность интересов различных общественных групп и политических сил; упрочение сложной системы связей и отношений в обществе, социальной направленности реформ; совершенствование системы органов власти в сфере осуществления прав и свобод человека.

     Актуальность  диссертационного исследования. Двадцатый  век оставит в истории человечества не только свидетельства его безумия - мировые войны, вооруженные конфликты, но и свидетельства проявления разума и доброй воли - именно в этот век человечество на первые позиции выдвинуло проблему защиты прав и свобод человека, интересов личности. Этот процесс получил свое документальное оформление с принятием Всеобщей Декларации прав человека и других международных документов, определяющих приоритет прав человека. Произошедшие в последние десятилетия изменения в общественно-политической и экономической жизни России логично привели к необходимости возведения защиты прав и свобод человека в ранг первоочередной задачи государственной важности. Данное положение нашло свое отражение в статье 2 Конституции Российской Федерации, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью и возложившей на государство обязанность их защищать.

     Целью исследования явилось комплексное изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития. Поскольку вне комплексного характера работы это сделать не представляется возможным.

     В соответствии с целью были определены объект и предмет диссертационного исследования.

     Объектом  исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельностью Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Федерации, нормы федерального и регионального законодательства, регламентирующие эту деятельность.

     В качестве предмета исследования избраны содержание и направления деятельности механизма защиты прав и свобод человека, в качестве которого выступает правовой институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

     Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

     1. Ознакомиться со становлением института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

     2. Узнать компетенцию Уполномоченного по правам человека;

     3. Определить реализацию компетенции региональных Уполномоченных по правам человека. 

Глава I. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

1.1. Факторы и условия, послужившие причиной возникновения института регионального Уполномоченного по правам человека в России

 

     В мировой практике институт Уполномоченного  по правам человека занимает важное место  в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права  личности. Его содержание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми. Этот институт справедливо считается важным фактором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти. В разных странах он называется по-разному: омбудсмен, проведор, медиатор, Уполномоченный и т.д. Обобщающее, почти общепринятое наименование этой должности, этого института - омбудсмен. Впервые такая должность была введена в Швеции в 1809 г. и получила название "парламентский омбудсмен".

     В государственно-правовом смысле омбудсмен  понимается как достойное доверия  независимое лицо, уполномоченное парламентом  на охрану прав отдельных граждан  и осуществляющее опосредованный парламентский  контроль в форме обширного надзора  за всеми государственными должностными лицами, но без права изменения принятых ими решений. Идея создания подобной должности широко распространилась. Второй страной, учредившей подобный орган, стала Финляндия (1919 г.). Затем этот институт был создан в Дании, Норвегии, Новой Зеландии, во Франции, в Великобритании и т.д. Идея омбудсмена широко распространилась во многих странах Европы, Америки, Азии, Африки (как в унитарных государствах, так и в федерациях).1

     Опыт  свидетельствует, что потребность  в этом институте возникает тогда, когда существующие институты не удовлетворяют решению всех контрольных задач и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола. Возрастание государственной и административной деятельности способствует возникновению противоречивых интересов между властью и гражданином. Этой тенденции способствует и постоянный рост числа работников государственного аппарата, большое количество правовых норм, перегруженность административных судов и т.д. В таких условиях гражданин ежедневно подвергается воздействию ряда административных и других бюрократических органов, что очень часто приводит к недовольству граждан и недоверию их к государству. Таким образом, распространение института омбудсмена и включение его в конституционно-политическую систему ряда стран объясняется, прежде всего растущим проникновением государства во все социальные области жизни общества, ростом административного аппарата, который, действуя даже в рамках права, может и безвинно ущемить гражданина.

     Конституция РФ 1993 г. предусматривает новый для  нашего государства правовой институт - Уполномоченного по правам человека. Необходимость в специальном  федеральном конституционном законе, определяющем компетенцию, организационные  формы и условия деятельности этого органа по осуществлению и охране прав человека и гражданина, назрела давно.

     Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года подписан Федеральный конституционный  закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", который был принят Государственной Думой РФ 25 декабря 1996 года и 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации. Статья 43 этого Закона гласит, что "в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Федерального конституционного закона". Но понадобилось почти 15 месяцев, прежде чем на эту должность был назначен Уполномоченный по правам человека в РФ. Им стал депутат Государственной Думы, один из ее представителей в Конституционном Суде, известный юрист, профессор, доктор юридических наук, специалист в области конституционного права О.О. Миронов. Задачей этого нового института является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.

     Такой правозащитный институт нетрадиционен  для России. После появления его  в государствах Восточной и Центральной Европы в конце 80-х - начале 90-х гг. стали поступать предложения от таких ученых как Э.М. Аметистов, В. Кикоть, Н.Ю. Хаманева об учреждении в нашей стране должности Уполномоченного по правам человека. В основном до недавнего времени институт омбудсмена исследовался учеными в рамках административного и конституционного права зарубежных стран.

     Важной  вехой стало принятие в ноябре 1991 г. Верховным Советом Декларации прав человека и гражданских свобод, в которой декларировалась необходимость  парламентского Уполномоченного по правам человека. Тем самым была создана правовая основа для дальнейшей работы по конституционной регламентации этого независимого института. При подготовке конституционных проектов институт Уполномоченного по правам человека оказался в сфере повышенного внимания политиков и законодателей. В Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 103) были заложены нормы, согласно которым к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. Правозащитному институту был придан статус конституционного.

1.2. Современный этап развития института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ

 

     В последние годы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации неизменно характеризовал ситуацию с правами и свободами человека в России как по многим параметрам неудовлетворительную. Представляется, что эта обобщенная оценка не должна обескураживать: строительство правового государства и формирование гражданского общества в любой стране, тем более в такой сложной, как Россия, - процесс многотрудный и длительный, со своими спадами и подъемами. При этом ясно: чем острее и честнее будут государство и общество анализировать существующее положение вещей, тем уверенней будет их движение в направлении, заданном Конституцией Российской Федерации.

     Своего  рода "моментальный снимок" ситуации с правами и свободами человека позволяет выделить те сферы, в которых  наблюдался ощутимый прогресс, а также и те, в которых его еще предстоит добиться. В частности, в отчетном году началась реализация ряда важнейших национальных проектов, позволяющих рассчитывать на то, что некоторые традиционные "болевые узлы" российского общества будут в обозримой перспективе "развязаны".

     К позитивным итогам отчетного года следует  отнести и тот факт, что политика государства в области обеспечения  социально-экономических прав граждан  приобрела более четкую, чем прежде, динамику.

     Положительной оценки, как представляется, заслуживают изменения и дополнения, внесенные в ряд законодательных актов Российской Федерации. В частности, поправки к Трудовому кодексу Российской Федерации, принятые летом 2006 года, позволяют гораздо более эффективно разрешать спорные ситуации с учетом прав и законных интересов наемных работников.

     В соответствии с принятыми тем  же летом федеральными законами "О  миграционном учете иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации" и "О  внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с 15 января 2007 года введен уведомительный режим регистрационного учета иностранных граждан, что значительно упрощает процедуры, связанные с привлечением иностранной рабочей силы. В развитие норм, регулирующих миграционные процессы, был принят Указ Президента Российской Федерации "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

     Постепенно  налаживается деятельность судов присяжных. Выносимые ими вердикты, похоже, уже не встречают привычно резкого неодобрения и непонимания в обществе.

     Ощутимую  пользу начинает приносить еще одна новация российской судебной системы - институт мировых судей, реально  способствующий приближению правосудия к населению.

     По  сравнению с 2005 годом несколько  улучшилась общая обстановка в следственных изоляторах и других местах лишения  свободы. Все еще сложной остается ситуация в изоляторах временного содержания. Результаты посещений в 2006 году сотрудниками аппарата Уполномоченного изоляторов временного содержания в Самарской, Оренбургской, Калининградской, Калужской, Кировской, Нижегородской областях, в г. Москве также подтверждают факты нарушений. Следует особо отметить конструктивную позицию руководства МВД России, оперативно реагировавшего на недостатки, выявленные в ходе таких посещений.

     Следует отметить и совершенствование законодательства об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом от 16.12.2006 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный наделен правом обратиться в Государственную Думу с предложением о создании комиссии для проведения парламентского расследования, а также принимать участие в ее работе. 13 декабря 2006 года принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", устанавливающий ответственность должностных лиц за неисполнение законных требований Уполномоченного. В законопроекте предлагается поднять нижнюю планку ответственности за неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", с 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации