Экономическая среда функционирования туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. Именно экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая среда туризма 3
1.1 Сущность экономической среды туризма 4
1.2 Факторы и закономерности туристской системы 6
Глава 2. Туристские ресурсы 9
2.1. Ресурсы отрасли туризма 9
2.2. Эффективность использования туристских ресурсов 13
Глава 3. Туристский рынок 16
3.1 Специфика туристского рынка 16
3.2 Особенности туристского рынка 16
Глава 4.Туристский спрос 18
4.1 Спрос в туризме 18
4.2 Поведение потребителя на туристском рынке 19
Глава 5. Туристская политика 22
5.1 Содержание национальной туристской политики 22
5.2 Основные черты и цели туристской политики 23
Заключение 27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая среда готовая работа.docx

— 74.86 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  федеральное государственное бюджетное


образовательное учреждение высшего 
профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

 


Кафедра «Мировая экономика, международные отношения и туризм»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу "Экономика туризма"

Тема: "Экономическая среда функционирования туризма"

 

 

 

Выполнила студентка:

Направления 10040.62

 «Туризм»

группа 100400

Боринских Л.А.

Работу проверил:

Федорова С.В.

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Экономическая среда туризма                                                                3

1.1 Сущность экономической среды туризма                                                      4

1.2 Факторы и закономерности туристской системы                                          6

Глава 2. Туристские ресурсы                                                                                 9

2.1. Ресурсы отрасли туризма                                                                                9

2.2. Эффективность использования туристских ресурсов                                13

Глава 3. Туристский рынок                                                                                  16

3.1 Специфика туристского  рынка                                                                      16

3.2 Особенности туристского рынка                                                                   16

Глава 4.Туристский спрос                                                                                    18

4.1 Спрос в туризме                                                                                              18

4.2 Поведение потребителя  на туристском рынке                                            19

Глава 5. Туристская политика                                                                             22

5.1 Содержание национальной  туристской политики                                      22

5.2 Основные черты и  цели туристской политики                                             23

Заключение                                                                                                           27   

Список использованной литературы                                                                 28

Практическое задание                                                                                         29

 

Введение.

Туризм на сегодняшний день является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом  повышения  культурного  уровня  и  восстановления здоровья людей.

Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и (прямо или  косвенно) взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.

В основе туризма лежат две субсистемы: субъект туризма и объект  туризма. Под субъектом туризма понимается участник туристского  мероприятия или турист, который ищет возможности удовлетворения своих  потребностей путем получения специфических туристских услуг. Названные  услуги  предоставляются объектом туризма.

Под объектом туризма понимается все, что  может стать для субъекта  туризма (туриста) целью путешествия. 

Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы роста которой почти в 2  раза превосходят темпы роста других отраслей экономики.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и  автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. Именно экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития.

Таким образом, туризм способен оказывать влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы. 
1. Экономическая среда туризма.

1.1 Сущность  экономической среды.

Туризм является одним из крупнейших и наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Сфера его влияния, как на мировую, так и экономику отдельных стран постоянно расширяется. По оценкам экспертов Всемирной туристской организации (далее - ЮНВТО), в XXI веке туризм станет двигателем мировой экономики.

Многообразие потребностей людей, связанных непосредственно с туризмом, породило и множество его определений: туризм как вид путешествия, совершаемый для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей и осуществляемый в месте пребывания туриста или за пределами его обычной среды. Данная дефиниция соотносится, скорее всего, с потребителем (туристом) и определяет третью, заключительную стадию процесса производства, распределения (обмена) и потребления туристского продукта. Ей предшествуют его организация и производство. Эти виды деятельности, классифицируемые Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД) как виды экономической деятельности, осуществляет ряд специализированных предприятий, объединенных общей идеей под названием индустрия туризма.

Основываясь на методологических подходах определения категории "Экономическая деятельность", туризм представляет собой вид экономической деятельности, состоящий из основных, второстепенных и вспомогательных специализированных процессов производства туристского продукта, направленного на удовлетворение интересов потребителя.

Данное определение в равной степени относится к международному, национальному и туризму в пределах страны и согласуется с рекомендациями ЮНВТО. В них экономическая деятельность в области туризма определяется в качестве совокупной деятельности, некоторые компоненты которой относятся к различным видам деятельности.

Определение туризма как вида экономической деятельности - важный теоретический и методологический вопрос, позволяющий понять сущность туризма; определить его место в национальной экономике; разработать систему управления и планирования; создать концепцию развития.

Сущность туризма как вида экономической деятельности наиболее полно отражается в его средствах, формах, видах.

Средства туризма представляют собой способы:

организации туристской деятельности: маршрут, путешествие, экскурсия, туристский продукт, туристская услуга и др.;

перемещения, транспортного обслуживания;

туристского обслуживания: размещение, питание, программа обслуживания.

Формы туризма - это типы организации туристской деятельности человека или группы людей. Таковыми могут быть индивидуальный и групповой туризм.

Виды туризма - классификация туризма по тем или иным основаниям: формам путешествия; регионам отдыха; целям; способам организации; средствам передвижения; видам деятельности и др.

Главной действующей фигурой или основной единицей туризма является турист - любое лицо, путешествующее между двумя или более странами или двумя или более местностями в пределах страны своего обычного места жительства.

С целью статистического учета различают международного и внутреннего туриста.

1.2 Факторы и закономерности  туристской системы.

Туризм - это крупная межотраслевая система с разнообразными связями между ее отдельными элементами, как в пределах экономики отдельной страны, так и в отношениях этой страны с мировой экономикой в целом. Как и всякая система, туризм не может пребывать в вакууме, ему приходится функционировать в быстро изменяющейся экономической среде.

Экономическая среда включает все силы и организации, с которыми сталкиваются предприятия, учреждения, фирмы, осуществляющие туристскую деятельность. Они должны не только знать свою "среду обитания" и природу ее изменений, но и уметь реагировать на них. Экономическую среду составляют также ближайшее и более отдаленное окружение, постоянно оказывают непосредственное воздействие на развитие туристского бизнеса.

Для изучения отношений в системе "туризм - экономическая среда" целесообразно сгруппировать их по факторам влияния:

природно-географические; политические; экономические; социальные;

правовые; технологические; международные; государственные.

Каждый из этих факторов прямо или косвенно влияет на туризм, всем им свойственны: взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность.

Природно-географические факторы являются определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения. Богатство природных ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают огромное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. Немалую роль в развитии туризма в стране играют ее географическое положение по отношению к главным транзитным путям, близость к странам-поставщикам туристов, удаленность от "горячих точек" планеты. Природно-географические факторы имеют непреходящую ценность. Человек может лишь приспособить эти закономерности к своим нуждам, сделать их более доступными. В настоящее время важнейшим в развитии туризма стал рекреационный фактор.

Социально-экономические факторы:

уровень экономического развития страны. Существует прямая закономерность между экономическим развитием, величиной национального дохода и материальным благополучием народа каждой страны. От этого зависит также уровень развития материальной базы туризма, предприятий индустрии туризма, инфраструктуры. Государства с развитой экономикой лидируют по количеству путешествий своих граждан;

увеличение свободного времени (продолжительности отпусков) является общемировой закономерностью, а это наряду с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. Потребность в туризме возникает и вследствие необходимости восстановления трудоспособности;

повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования доказали прямую закономерность между уровнем образования и склонностью к путешествиям;

Так, например, перенаселенность многих районов планеты ведет к усилению миграционных процессов, одной из форм которых является туризм. Кроме того, увеличение средней продолжительности жизни способствует вовлечению в туризм людей пожилого возраста. Этот контингент все больше становится подвижен и склонен к путешествиям. В настоящее время они стали главным двигателем туризма.

Политическая обстановка. Туризм стабильно развивается только в мирной среде. Вместе с тем сам туризм может стать влиятельной силой, содействующей миру и спокойствию на планете. Согласно статистическим данным ЮНВТО, лидирующее положение по увеличению объема международного туризма занимает Европа. В первую очередь это объясняется стабильной политической обстановкой.

Технологическая среда. Туристские фирмы должны эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимущества в конкурентной борьбе. Мощное влияние на развитие туризма оказывает глобальная информационная сеть Интернет. Индустрия туризма достаточно полно представлена в ней, а туристский продукт является одним из наиболее часто запрашиваемых.

Международное окружение. Количество путешествующих и объемы поступлений от туризма находятся в прямой зависимости от взаимоотношений между странами, уровня экономического развития, визовой и таможенной политики и т.д.

Правовая среда. Туристские фирмы работают в юридических рамках, которые регулируют различные сферы их деятельности: регистрацию, оформление контрактов о сотрудничестве, взаимоотношения с обществом, разрешение конфликтов и т.д. При этом всякие действия сверх объявленных считаются незаконными. В случае обнаружения нарушений фирмы могут быть привлечены к ответственности.

 

2. Туристские ресурсы.

2.1. Ресурсы  отрасли туризма.

Туристские ресурсы состоят из различных природных, культурно-исторических, а также социально-экономических объектов и явлений , которые пригодны в качестве основы для предоставления туристских услуг. Отдельные  исследователи к туристским  услугам  относят  и рекреационные  ресурсы, т.е. ту часть природных  и  культурных ресурсов, которая обеспечивает отдых как средство поддержания и восстановления  трудоспособности  и  здоровья  людей.

Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:

• экологические ресурсы - совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающих экологическое равновесие в биосфере и ее подразделяющих;

• культурные и исторические ресурсы объекты и комплексы объектов  (включая  людей), которые обеспечивают общество информацией о его происхождении и развитии;

• природные ресурсы природные объекты и явления, используемые в  настоящее  время для  прямого  и  непрямого потребления, способствующие  созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов,  поддержанию условий существования человечества, и повышающие качество жизни;

• трудовые ресурсы количество, образовательно-культурный уровень и  состояние здоровья людей или части населения, занятой общественно-полезным трудом;

• информационные ресурсы совокупность воздействий и сведений,  воспринимаемых человеком через органы чувств и интеллектуально  обрабатываемых, в том числе с помощью

специальных приборов;

• эстетические ресурсы особо благоприятное сочетание природных  факторов, положительно воздействующих на человека через органы чувств;  это часть природных и информационных ресурсов;

Информация о работе Экономическая среда функционирования туризма