Экономические механизмы окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 01:28, реферат

Краткое описание

С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает, и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде, которую они сами и загрязняют. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.

Содержание

Введение .................................................................................................................. 3
1. Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды 4
1.1. Задачи экономического механизма охраны окружающей природной
среды........................................................................................................................ 5
1.2.Методы экономического регулирования ....................................................... 5
2. Финансирование экономического механизма ................................................. 7
2.1. Кадастры природных ресурсов ...................................................................... 7
2.2. Планирование.................................................................................................. 9
2.3. Платность использования природных ресурсов........................................... 9
2.4. Экологическое страхование.......................................................................... 10
2.5. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды ................. 11
Заключение............................................................................................................ 12
Список использованных источников.....

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические механизмы охраны окружающей среды.docx

— 105.68 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет естественнонаучного и гуманитарного образования

Кафедра химии и экологии

 

 

 

Реферат

 

 

По дисциплине: Экологический менеджмент и экологический аудит

 

 

 

На тему: Экономические механизмы охраны окружающей среды

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. Н-30 Корчагина И.А.

 

 

 

Проверила:                                   Ткачева Г.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог 2014г. 
Содержание

 

 

Введение

С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает, и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде, которую они сами и загрязняют. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.

Говоря об экологической безопасности, можно сделать вывод о том, что это такое состояние окружающей природной среды, при котором гарантируется предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей. Это осуществляется путем установления комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов с помощью законодательно определенных экологических стандартов и нормативов, а также привлечения виновных к юридической ответственности за экологические правонарушения.

Для пресечения, исправления и контроля над сложившейся ситуацией и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

 

1. Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды

В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» под экономическим механизмом охраны окружающей среды следует понимать обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предоставление субъектам экологопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.

Существующая в наши дни в России система экономических механизмов охраны ОС может быть представлена схемой, приведенной на рис. 1

Рис. 1 Экономические механизмы охраны окружающей среды

 

 

1.1. Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды заключаются в том, что должно производиться:

1.Планирование и финансирование  природоохранительных мероприятий;

2.Установление лимитов  использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих  веществ в окружающую природную  среду и размещение отходов;

3.Установление нормативов  платы и размеров платежей  за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих  веществ в окружающую природную  среду, размещение отходов и другие  виды вредного воздействия;

4.Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а  также гражданам налоговых, кредитных  и иных льгот при внедрении  ими малоотходных и ресурсосберегающих  технологий и нетрадиционных  видов энергии, осуществлении других  эффективных мер по охране  окружающей природной среды;

5.Возмещение в установленном  порядке вреда, причиненного окружающей  природной среде и здоровью  человека.

1.2.Методы экономического  регулирования

Методами экономического регулирования являются:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
  • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • разработка и проведение мероприятий с целью предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении современных экологически чистых технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды;
  • предоставление части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы субъектам хозяйственной и иной деятельности для реализации природоохранных проектов и мероприятий;
  • установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов;
  • применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы, услуги);
  • применение льготного кредитования экологопользователей независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды;
  • поддержка инновационной, предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.

 

2. Финансирование экономического  механизма

2.1. Кадастры природных  ресурсов

Кадастр природных ресурсов представляет собой систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая территориально-адресные показатели, экономическую оценку и оценку изменений под воздействием природных, антропогенных и экономических факторов. Они могут содержать рекомендации по рациональному использованию ресурсов и необходимым мерам охраны.

Кадастры ведутся как по отдельным видам природных ресурсов для всей страны, так и по территориям РФ. Основные цели отраслевых кадастров:

  • государственная регистрация природопользователей;
  • количественный учет;
  • экономическая оценка природных ресурсов.

Кадастровая форма представления информации общепризнана в мировой практике. В РФ ведутся следующие кадастры:

  • Государственный земельный кадастр (ст. 70 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 № 136-ФЗ) — свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель, местоположении, размерах, количестве и качестве земель, их кадастровой стоимости;
  • Государственный лесной кадастр (ст. 69 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ) — сведения о качественном и количественном составах лесов, группах и категории их защищенности, экономической оценке лесов, правовом режиме использования лесного фонда;
  • Государственный кадастр объектов животного мира (ст. 14 Закона ≪О животном мире≫ от 24.04.95 № 52- ФЗ) — в частности, содержит данные об объектах охотничьего и рыболовного промыслов с их качественной и количественной характеристикой, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия;
  • Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ст. 4 Закона ≪Об особо охраняемых природных территориях≫ от 14.03.95 № 33-ФЗ) — сведения о территориях с особым режимом использования;
  • Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 30 и 32 Закона ≪О недрах≫ от 21.02.92 № 2395-1 в редакции от 03.03.95 № 27-ФЗ) — свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых;
  • Государственный водный кадастр (ст. 79 Водного кодекса РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ) — систематизированный свод данных о водных объектах с текущей и перспективной оценками доступности их использования, а также данные о водопользователях.
  • Своеобразными государственными кадастрами являются Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов РФ

Финансирование материально-технической части работ по созданию и функционированию ТКЦ в рамках эксперимента осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых субъектами Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных единиц.

ТКЦ решают следующие основные задачи:

1. классификация природных ресурсов и объектов и определение первоочередных по значимости объектов для включения их в КТКПР;

2. разработка требований к объемам и формам представления отраслевой кадастровой информации по дополнительному перечню кадастровых показателей для решения задач территориального управления;

3. свод и государственная регистрация сведений о природных ресурсах и объектах для ведения КТКПР, а также их первичная социально-экономическая оценка;

4. реализация эксперимента по совершенствованию учета и социально-экономической оценке природно-ресурсного потенциала;

5. выбор экспериментальных территорий для реализации пилотных проектов по формированию, ведению и использованию КТКПР;

6. разработка требований к территориальным программам кадрового и технического обеспечения формирования КТКПР;

7. разработка процедуры принятия решений по природопользованию на основе информации КТКПР;

8. разработка нормативно-правовой документации по природопользованию.

Финансирование разработок по общеметодическому и нормативно-правовому обеспечению, разработок типовых проектных решений, создания и ведения Единой системы ведения комплексного территориального кадастра необходимо осуществлять из всех возможных финансовых источников — бюджета, собственных средств предприятий, привлеченных средств.

2.2. Планирование

Планирование и финансирование материально – технического          обеспечения мероприятий по охране окружающей среды

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет:

  • средств предприятий, учреждений и организаций;
  • федерального, областных, местных экологических фондов;
  • фондов экологического страхования;
  • кредитов банков;
  • добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.

2.3. Платность использования природных ресурсов

1.Платность природопользования  включает плату за природные  ресурсы, за загрязнение окружающей  природной среды и за другие  виды воздействия.

2. Плата за природные  ресурсы (земля , недра , вода , лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

  • за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение  окружающей природной среды и  другие виды воздействия взимается  за:

  • выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

4. Плата за нормативные  и сверхнормативные выбросы, сбросы  вредных веществ, размещение отходов  перечисляется в бесспорном порядке  на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов из средств предприятия, учреждения, организации.

5. Порядок исчисления  и применения нормативов платы  за использование природных ресурсов  определяется Правительством Российской  Федерации.

6. Внесение платы за  использование природных ресурсов  не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

2.4. Экологическое страхование

В Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Фонды экологического страхования используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Основополагающим актом, регулирующим данную сферу отношений, является закон РФ . В соответствии с этим законом выделяются три группы имущественных интересов, связанных: с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением самого страхователя, с причиненным вредом личности и имуществу физического лица, а так же вредом, причиненном юридическому лицу.

Информация о работе Экономические механизмы окружающей среды