Экономическая среда функционирования туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. Именно экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая среда туризма 3
1.1 Сущность экономической среды туризма 4
1.2 Факторы и закономерности туристской системы 6
Глава 2. Туристские ресурсы 9
2.1. Ресурсы отрасли туризма 9
2.2. Эффективность использования туристских ресурсов 13
Глава 3. Туристский рынок 16
3.1 Специфика туристского рынка 16
3.2 Особенности туристского рынка 16
Глава 4.Туристский спрос 18
4.1 Спрос в туризме 18
4.2 Поведение потребителя на туристском рынке 19
Глава 5. Туристская политика 22
5.1 Содержание национальной туристской политики 22
5.2 Основные черты и цели туристской политики 23
Заключение 27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая среда готовая работа.docx

— 74.86 Кб (Скачать файл)

• используемые средства размещения;

• дальность поездки;

• длительность поездки;

• источники финансирования поездки;

4.2. Поведение потребителя на туристском рынке

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью  жизни людей. Рано или поздно человек ощущает потребность отправиться в  путешествие. Его стремление к разнообразию впечатлений приобретает  четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время  вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.

Чем человек руководствуется при выборе поездки, места туристского  назначения, характера  деятельности во время путешествия? Что заставляет его сделать так, а не иначе? Одним из ключевых  моментов, позволяющих  ответить на эти вопросы, является мотивация путешествия и выбора туристского продукта. Туристская мотивация может быть определена как побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных  потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и  психологических особенностей, системы  взглядов, ценностей, склонностей, образования и т.д.

Понимание туристских мотивов позволяет обеспечивать соответствие  спроса и предложения и приводит к повышению конкурентоспособности  предприятия за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте. Выявление, знание и использование туристских  мотивов должны стать важнейшей стратегией туристского предприятия, ориентированной на определение рыночных потребностей и создание таких  видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов  рынков. Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности турфирмы с расчетом, что производимый туристский продукт сможет обеспечивать туристский  спрос.

Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в туризме очевидны. Понимание, знание и  использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного  туристского продукта и принятие решения о путешествии, могут стать  залогом успешного функционирования туристского предприятия,  продвижения и популяризации туристского направления. Выявив мотивы,  можно вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению  туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном и тоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.

При выборе сегмента потребительского рынка следует четко разграничивать виды отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно учитывать его потребности и уровень  развлечения. Для участия в туре высокой категории сложности следует  вводить ограничения по возрасту и медицинским показаниям, согласовывая  их предварительно с врачом и требуя от туриста рекомендацию или  разрешение на участие в туре.

Таким образом, туристские мотивы как существенный элемент спроса  являются объектом целого ряда влияний, которые могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при этом воз действуют как  на объем, так и на  формы спроса и выбора туристского продукта и услуг. Одни из этих  влияний  могут быть доминирующими, другие побочными, однако все они обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор турпродукта. Существуют причины, по  которым человек либо не путешествует, либо делает это чрезвычайно  редко.  Эти причины можно назвать барьерами к путешествию. 
5. Туристская политика.

5.1 Содержание  национальной туристской политики.

Турбизнес функционирует в рамках правовой среды. Поэтому успех турбизнеса во многом определяется наличием необходимых правовых условий: законов, регулирующих туристскую деятельность и создающих благоприятные условия для развития предпринимательства в этой сфере.

За последние годы в России проведена серьезная работа по совершенствованию национального законодательства в контексте повышения качества и безопасности туристских услуг, защиты и повышения конкурентоспособности отечественных производителей туристских продуктов. Внесены изменения в федеральные законы «Об основах туристской деятельности в РФ», «Об особых экономических зонах в РФ», «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», «О государственной границе РФ». Утверждены правила оказания услуг по реализации турпродукта, страхования туроператоров. Минздравсоцразвития РФ уточнена памятка гражданам, отъезжающим в страны, неблагополучные по особо опасным инфекциям. Опубликованы рекомендации Министерства иностранных дел РФ для российских граждан, отправляющихся в путешествие. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», и туристская отрасль получила новый организационно-экономический механизм, посредством которого могут решаться вопросы стандартизации, сертификации и контроля за соблюдением установленных законов и правил, а также применения санкций к нарушителям и обеспечения внесудебного разрешения споров.

Обновленная законодательная база кардинально изменила модель государственного влияния на туристский бизнес и упорядочила деятельность участников туристской отрасли. Туристский рынок РФ структурируется и приобретает принятые в мире цивилизованные формы, совершенствуются условия и договорные отношения участников туристского рынка.

Кроме отраслевых законодательных и нормативных правовых актов, большое значение для турбизнеса имеют следующие условия:

  • упрощенная и ускоренная процедура регистрации туристских организаций, защита турбизнеса от государственного бюрократизма;

  • оптимальное налоговое законодательство, направленное на мотивацию туристской деятельности;

  • обеспечение правовой гарантии предпринимательской деятельности в туризме, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств, правовую защиту туристских организаций друг от друга (принятие законов, предотвращающих проявление недобросовестной конкуренции).

В субъектах России работают туристские ассоциации, которые способствуют формированию оптимальных условий для развития турбизнеса.

5.2 Основные  черты и цели туристской политики.

Эффективное функционирование системы туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это обусловливает необходимость разработки и реализации туристкой политики.

Туристская политика — это система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

Она формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия. Туристская политика государства носит все характерные черты по общей политики. Однако имеются и определенные специфические факторы, под влиянием которых туристская политика формируется. К ним относятся:

- природные условия страны (климат, географическое положение, рельеф, флора, фауна), воздействующие на  туристскую политику в зависимости  от их наличия или отсутствия, рационального или нерационального  использования в целях туризма;

- транспортные условия, определяющие  доступность объектов туристского  интереса;

- социальные, экономические и правовые  условия развития туризма.

Вместе с тем следует отметить, что туристская политика государства не может строиться исходя исключительно из его внутренних условий. Любая страна, выходящая на международный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурентных отношений с другими государствами, а также с целыми мировыми регионами. От того, насколько правильно и эффективно построена и реализована туристская политика, зависит роль и место конкретного государства на рынке международного туризма.

Согласно закону Российской Федерации № 132-ФЗ от. 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» Главе II, ст. 3 - Принципы государственного регулирования туристской деятельности:

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Кроме того, в ст. 4 основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

охрана окружающей среды;

создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

нормативного правового регулирования в сфере туризма;

разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, в том числе оказания им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности;

содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;

развития научных исследований в сфере туризма;

стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;

формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);

информационного обеспечения туризма;

создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;

оказания государственных услуг в сфере туризма;

взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти за пределами Российской Федерации.

 

Заключение.

Уже достаточно было сказано о том, что туризм быстро развивается,  но что приносит с собой это развитие? Что будет дальше? По оценкам  ЮНВТО в 2015г. число туристов увеличится вдвое. Численность населения мира приблизится к отметке 7 млрд. Нагрузка на все сферы Земли  колоссальнейшая, объемы потребляемых ресурсов очень высоки.  Повсеместно все старания человечества направлены на активное внедрение  принципов устойчивого развития, устранение или смягчение социально-экономической напряженности в ряде стран. Большое внимание уделяется  туризму как одной из наиболее эффективных сфер деятельности человека в  области экономического и экологического развития.

XXI век это время колоссальных  изменений, и одним и важнейших  должно стать распространение  устойчивого туризма как единственно  возможного. Будет происходить дальнейшая интеграция всех сфер туризма,  основанная на принципах концепции устойчивого развития. Это может  выглядеть следующим  образом:  турист прибывает к месту отдыха на транспорте, который имеет минимальные показатели шума и выбросов; он  размещается в гостинице, где все услуги строго лимитируются и все  материалы подлежат повторному использованию; продукты питания  предоставляются сельскими хозяйствами, где не используют пестициды и другие химикаты.

Главное, чтобы  движение к устойчивому туризму шло с  двух сторон: во-первых, туристы должны объективно оценивать все свои запросы, быть готовыми потреблению новых услуг и, во-вторых, принимающей и обслуживающей стороне следует внедрять и рекламировать только формы, основанные на  концепции  устойчивого  развития. Тогда достижение заветной цели станет более реальным. 
Список использованной литературы:

1. Балабанов И.Т., Балабанова А.Т. Экономика туризма: Учебное пособие. М., 2006.

2.Боголюбов В.С. Экономика  туризма: Учебник. - М, Академия, 2005. 
3. Горбылева З.Н. Экономика туризма: Учебное пособие. М., 2008. 
4. Гуляев В.Т. Основы туристской деятельности. М., 2006.

5. Здоров А.Б. Экономика  туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Кабушкин Н.И. Менеджмент  туризма: Учебник. – М.: Новое знание, 1999. 
7. Монтанер М.Х. Структура туристического рынка: Учебное пособие. М., 2007. 
8. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М., 2008.

9. Шиповская Л.П. Человек  и его потребности: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. 
10. Экономика туризма: Учебное пособие / В.М. Козырев и др. М., 2007. 
11. Экономика и организация туризма. Международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. М., 2005.

Интернет-ресурсы:

12. Закон Российской Федерации № 132-ФЗ от. 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129632/

Информация о работе Экономическая среда функционирования туризма