Экономическая среда функционирования туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. Именно экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая среда туризма 3
1.1 Сущность экономической среды туризма 4
1.2 Факторы и закономерности туристской системы 6
Глава 2. Туристские ресурсы 9
2.1. Ресурсы отрасли туризма 9
2.2. Эффективность использования туристских ресурсов 13
Глава 3. Туристский рынок 16
3.1 Специфика туристского рынка 16
3.2 Особенности туристского рынка 16
Глава 4.Туристский спрос 18
4.1 Спрос в туризме 18
4.2 Поведение потребителя на туристском рынке 19
Глава 5. Туристская политика 22
5.1 Содержание национальной туристской политики 22
5.2 Основные черты и цели туристской политики 23
Заключение 27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая среда готовая работа.docx

— 74.86 Кб (Скачать файл)

• антропогенные ресурсы явления, условия и факторы, необходимые для существования людей.

Туристские ресурсы  имеют следующие основные отличительные признаки:

• доступность и аттрактивность (привлекательность);

• климатические условия;

• степень изученности;

• экскурсионная значимость;

• пейзажные и экологические характеристики;

• социально-демографические характеристики;

• потенциальный запас;

• способ использования.

Туристско-рекреационные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях и  условно  подразделяются  на  две  группы:  природные и инфраструктурные. Динамичное  развитие  туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже  при  высоких  аттрактивных свойствах природных ресурсов (без наличия коммуникаций, средств связи, памятников культуры, искусства и др.) туристский бизнес для  широкого круга потребителей невозможен. При этом, несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба от воздействия индустрии туризма на экологию регулируется на  государственном и международном уровнях за счет: экологического  просвещения, ограничения туристско-рекреационной нагрузки на  природные  ресурсы, налогового регулирования.

При рассмотрении туристско-рекреационных ресурсов чаще всего  используются два вида оценок: качественная и количественная.

Количественная оценка включает в себя:

1) показатели объема запасов, необходимых для определения  потенциальной  емкости территориальных  рекреационных систем, оптимизации  нагрузок;

2) показатели площади  распространения ресурсов, благоприятных  для  рекреационного  использования,  установления границ санитарных  округов;

3)  продолжительность  комфортного сезона использования  рекреационных ресурсов, определяющих  сезонность использования и развития  туризма.

Качественная оценка рекреационных ресурсов включает в себя степени  благоприятных свойств для определенного вида или цикла рекреационных  занятий: выразительность, контрастность, величественность, способность  природных рекреационных ресурсов пробуждать положительные эмоции.

Стоимость рекреационных ресурсов, как и природных, в целом должна  определяться такими же образом, как стоимость национального богатства  страны, причем необходимо делать поправку на рекреационную стоимость территории. Экономические параметры продукции рекреационной  деятельности и экономическая оценка рекреационных ресурсов тесно  связаны с видом ресурса, его качеством, расстоянием от района спроса, технологии использования, состояния окружающей среды.

Следовательно, экономическая оценка рекреационных ресурсов должна  представлять собой систему показателей, отражающих экономические  результаты рекреационной  деятельности  с  учетом их качественных свойств. Многогранная роль туризма в жизни современного общества (особенно растущая экономическая эффективность отрасли) выдвинула в  число  главных  задач  научного  исследования рекреационных  ресурсов  разработку  методики  их  всесторонней  (в том числе и экономической) оценки.

Цель экономической оценки необходимость объективно отразить,  что теряет  народное хозяйство и общество в целом при уничтожении  рекреационного  ресурса или отказе от его использования на территории, где этот ресурс  предназначен для другой хозяйственной деятельности. Ответить на этот  вопрос очень сложно: во-первых, потому, что этот ресурс может быть уникальным и его качества и ценность нельзя возместить; во-вторых, в ряде случаев интересы общества и индивида не совпадают, что может привести к  безвозвратной потере ресурса как части национального богатства. В  связи с  этим общество в целом каждый раз оказывается перед выбором: как  эффективней использовать ту или иную территорию независимо от ее  насыщенности рекреационными ресурсами; какой из форм хозяйственного  использования территории следует отдать предпочтение; какие отрасли  лучше всего дополняют друг друга при использовании одной и той же территории; какое сочетание отраслей недопустимо с точки зрения использования рекреационных ресурсов, поскольку ведет к значительному сокращению экономического эффекта?

Выбор в пользу развития рекреационного хозяйства предпочтителен в том  случае, если другие формы хозяйственного использования данной территории имеют меньший экономический эффект, или же развитие  других  форм  на  данной  территории невозможно из-за непомерных или длительных сроков возвращения капиталовложений, либо развитие туризма (как  главной  отрасли народного хозяйства на этой территории) не отвечает стратегическим задачам развития региона. 

Экономический эффект рекреационной деятельности проявляется, с одной  стороны, в результативности функционирования учреждений лечения,  отдыха и туризма, а с другой в развитии народного хозяйства страны в целом. В связи с этим на практике в зависимости от цели применяются два основных вида оценок: отраслевая (с позиции рекреационной отрасли) и  народнохозяйственная (с позиции всего общества). Отраслевая оценка  строится на сопоставлении затрат и доходов отрасли, а  народнохозяйственная на основе общественных издержек и выигрыша  общества от использования  рекреационных ресурсов.

1.2. Эффективность  использования туристских ресурсов.

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов,  которые являются объектами туристского интереса, потенциально  способными удовлетворять потребности людей, возникающие у них в процессе занятий туризмом. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов,  туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление. Туристский интерес перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристско-рекреационных ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса. Объекты туристского интереса достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социально-культурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребления туристских услуг. Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит:

•  доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекту;

• достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности;

• размещение;

• питание;

• развлечение.

Туристское впечатление комплекс эмоций, в большинстве положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникших или достигнутых им  в результате потребления туристских работ (услуг), приобретения туристского продукта. Однако, чтобы туризм начал развиваться в каком–либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационных. Рекреационные ресурсы это природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, которые могут создать комфортные условия и имеют потребительную стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей. Организация развития туризма (как в стране, так и в регионе) должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристско-рекреационные  ресурсы. Высокий потенциал развития туризма характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов.

Восточным Мичиганским университетом туризма и путешествий были разработаны четыре принципа туризма, базирующегося на уникальных туристско-рекреационных ресурсах, активно способствующих сохранению и их рациональному использованию:

1) активное содействие  в сохранении наследия местности  культурного, исторического, природного;

2) подчеркивание и выделение  уникальности наследия местности  относительно других регионов;

3) создание у местного  населения чувства гордости и  ответственности за уникальные  туристско-рекреационные ресурсы;

4) разработка программы  развития туризма на основе  использования уникальных туристско-рекреационных  ресурсов местности. 
3. Туристский рынок.

3.1 Специфика туристского рынка

Туристский рынок - это система хозяйственных связей, в которой совершается процесс обмена туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного обмена денег в туристско-экскурсионные услуги.

Другими словами, туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта.

Основополагающими функциями туристского рынка являются:

1. Реализация стоимости  и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте.

2. Организация процесса  доведения туристского продукта  до потребителя (туриста).

3. Экономическое обеспечение  материальных стимулов к труду.

Таким образом, можно сделать выводы, что для совершенствования оценки социально-экономической сущности туристского рынка и услуг необходимо учитывать особенности туристской услуги, уделить большее внимание изучению функций туристского рынка и функциональных задач статистики рынка туристских услуг, выделить основные направления для изучения и анализа туристского рынка в каждом регионе, проанализировать компоненты предложения каждого туристского региона страны.

3.2 Особенности туристского рынка.

Важнейшими категориями рынка являются спрос и предложение. Под покупательским (туристским) спросом понимается потребность в путешествии (желание и необходимость), обеспеченная деньгами и представленная на рынке. Различаются следующие виды спроса: потенциальный, формирующийся, сложившийся, сезонный. В своем большинстве туристский спрос носит сезонный характер, который преодолевается специальными маркетинговыми мерами.  
К предложениям на туристском рынке относятся направления (регионы пребывания) и объем туров (услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям в течение какого-либо периода по определенной цене.

Между предложением и спросом наблюдается определенная связь. Иногда спрос не только порождает предложение, но и предложение некоторым образом влияет на спрос.

Продавец и покупатель являются рыночными партнерами с разными целями. У продавца цель - продать тур по более дорогой цене и получить прибыль, а у покупателя - купить тур по более низкой цене и удовлетворить соответствующую потребность в путешествии. Стремление продавца получить максимальную прибыль и желание покупателя заплатить за покупку минимальную (в условиях немонопольного рынка) цену уравновешиваются в соответствии с законом спроса-предложения. Наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов порождает конкуренцию.

Один из главных ограничителей на рынке - покупательная способность граждан. Рынок туристских товаров и услуг, как правило, эффективно работает при достаточно высоком уровне жизни населения, в условиях нормальной конкуренции, политической и экономической стабильности жизни общества.

 

4. Туристский спрос.

4.1. Спрос  в туризме.

С точки зрения спроса можно выделить три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны. Какие же параметры характеризуют структуру туристского спроса? Можно выделить три группы критериев:

1) географические;

2) социо-демографические;

3)  психолого-поведенческие.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы:

• внутренний, въездной и выездной туризм в зависимости от страны постоянного проживания туриста;

• туризм по частям света, странам, регионам, кантонам, городам в  зависимости от географической цели туристской поездки.

Приведем примерный перечень социо-демографических и психолого-поведенческих критериев сегментирования туристского спроса.

Социо-демографические критерии (характеристика) туриста:

• возраст;

• пол;

• профессия;

• профессия главы семьи;

• величина населенного пункта, где постоянно проживает турист;

• количество членов семьи, сопровождающих туриста;

• тип семьи;

• национальность;

• религиозные убеждения;

• наличие или отсутствие в семье личных транспортных средств;

• доход семьи;

• доход на одного члена семьи.

Психолого-поведенческие критерии (характеристика) туристского поведения:

• мотив поездки;

• психологический портрет туриста;

• сезонность;

• организация поездки (туроператор);

• форма поездки;

• используемые транспортные средства;

Информация о работе Экономическая среда функционирования туризма