Экономика туристского рынка – общая оценка, структура и показатели развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Казахстану гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.
Индустрия туризма в Казахстане на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к Казахстанскому туристическому продукту и благоприятных тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Особенности туристского рынка РК………………………………………………4
2. Государственное регулирование в сфере туризма в Казахстане……………….7
3. Оценка современного состояния туризма в Казахстане…………………………12
4. Основные показатели развития туристского рынка РК………………………….18
5. Развитие индустрии туризма в Казахстане……………………………………….22
6. Тенденции развития эмиссивного туристского рынка в Казахстане…………...26
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курс. эк..docx

— 97.79 Кб (Скачать файл)

Структура туристкой отрасли Республики Казахстан аналогична мировой и включает в себя 3 составляющих:

1) выездной;

2) внутренний;

3) въездной

Для оценки уровня развития туристской отрасли проанализируем количественные показатели этих составляющих.

На первоначальном этапе (2003 год) развития туристкой отрасли, увеличение объема предоставляемых услуг было достигнуто, в основном, за счет выездного туризма. Понятие «выездной туризм» включает в себя огромное количество подвидов тематических посещений других государств, будь то созерцание Эйфелевой башни или египетских пирамид, катание на лодках по Темзе или Меконгу, лечение в Карловых Варах или Ессентуках и т.п.

В 2003 году объем выездного туризма в Казахстане составил 94,6 тыс. человек, а в 2004 году – 121 тыс. человек. Основную массу продаж в сегменте выездного туризма составляет так называемый туризм с целью досуга, рекреации и отдыха (44,7%). Остальные цели выезда являются коммерческими – шоп-туры (29%), деловыми и профессиональными (18,7%).

Положительную динамику выездного туризма можно объяснить выросшим уровнем обеспеченности населения Казахстана.

Следующим видом, указывающим, на уровень развития туристской отрасли республики является въездной туризм.

Так, в Республике Казахстан на современном этапе, наблюдается положительная динамика увеличения объемов въездного туризма, что говорит о позитивных тенденциях развития туристской отрасли в Республике Казахстан.

Согласно статистических данных представленных в 2003 году туристические фирмы Казахстана обслужили 44,9 тыс. человек, въехавших в Казахстан, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. При этом из стран вне СНГ в Республику Казахстан прибыло 42,2 тыс. человек, что на 13,7тыс. человек больше чем в 2002 году (28,5 тыс.).

В соответствии с официальными статистическими данными, более 50% въездного турпотока в 2003 году, составили туристы из Германии. Среди стран СНГ наибольшую долю составляют туристы из России – 67,5%.

В 2004 году, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике туристическими организациями было обслужено 171427 туристов и экскурсантов (причем, въездного туризма – 74728 и внутреннего – 66928 человека). По данным пограничной службы Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан за этот период, количество нерезидентов въехавших в республику составило 3679859 человек, что, по сравнению с предыдущим годом, на 26,8% больше. Количество выехавших резидентов составило 2292946 человек, по отношению с аналогичным периодом 2001 год, данный поток туристов уменьшился на 780 человек.

За 2004 год въездной туризм увеличился до 4,3 млн. человек (39%), выездной составил 3,9 млн. человек (35,5%), внутренний туризм возрос до 2,8 млн. человек (25,5%). Всего было обслужено 11 млн. человек.

Въездной туризм по итогам 2005 года увеличился на 2% и составил 4 млн. 365 тыс. человек, или 41% от общего потока посетителей. Количество участников внутреннего туризма также увеличилось на 5,3%. Количество выехавших туристов уменьшилось на 7,3% и составило 3004,0 тысяч человек (28,2%).

По сравнению с 2004 годом в 2005 году в Казахстане наблюдалась позитивная тенденция развития внутреннего и въездного туризма, хотя в целом туристический поток уменьшился с 11 млн. человек до 10,6 млн. человек.

Основная масса казахстанских выезжающих покидают страну ради отдыха. Причем большинство едут провести отпуск и набраться сил в странах дальнего зарубежья, и, только небольшая часть отправляется в страны СНГ. Зато иностранные граждане посещают Казахстан, как показывают статистические данные, в основном в рабочих поездках, то есть у нас активно развивается деловой туризм.

В 2005 году на различные конференции и другие международные события в страну прибыло более 23,3 тысячи человек. Однако с целью отдыха республику посетило около 30% иностранцев. Особый интерес сейчас пробуждается к экологическому туризму.

Въездной турпоток, практически на 90% представлен деловым туризмом. Таким образом, летом, в сезон отпусков, вероятно, произойдет снижение числа въезжающих в страну.

Внутренний туристский рынок в большинстве развитых в туристском плане странах приносит от 30 до 50% общего дохода от туризма. В этом отношении Казахстан имеет хорошие перспективы. Из-за отсутствия должного внимания развитию этого вида туризма, бюджет государства недополучает огромную сумму, продолжает разрушаться инфраструктура, наносится серьезный ущерб экологическому состоянию природных, культурных и исторических памятников.

Несмотря на то, что у казахстанских туристов в отличие от иностранных уровень претензий ниже, недостаточно развитая индустрия отдыха отрицательно сказывается и на развитии внутреннего туризма.

Большинство граждан, совершающих поездки внутри страны, проделывают их либо с деловой целью, либо для посещения родственников и знакомых. При возможности выбора места отдыха большинство казахстанцев предпочтут провести свой отпуск за пределами Казахстана. Сегодня внутренний туризм в основном является стихийным, неорганизованным. Исключение составляет деятельность немногих курортов, санаториев и туристских баз.

Очевидно, что проблемы, отрицательно влияющие на развитие внутреннего туризма, те же, что и проблемы въездного туризма. Можно ли говорить о развитии въездного туризма, если даже граждане Казахстана не знают мест, где можно полноценно отдохнуть. Если и знают, то из-за полного отсутствия сервиса не хотят проводить отпуск в стране. И даже заметная разница в цене по Казахстану и за границей не влияет на принятие положительного решения в пользу казахстанского отдыха.

Далее рассмотрим динамику увеличения количества обслуженных по видам туризма в 2005-2006 годах.

Количество обслуженных туристов в период с 2005 по 2006 годы увеличилось на 1739 тыс. человек, что в процентном соотношении составило 116,3%. Количество въехавших в страну иностранных туристов в 2006 году увеличилось на 841 тыс. человек, в процентном соотношении 119,3%. Так же в рассматриваемый период, произошло увеличение объема внутреннего туризма. Так в 2006 году по сравнению с 2005 увеличение составило 215 тыс. человек, в процентном соотношении 106,6%. Объем выездного туризма в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 683 тыс. человек, в процентном соотношении 122,7%.

Удельный вес въездного туризма в период с 2005 по 2006 год увеличился на 1,03%, внутреннего туризма также увеличился на 3,59%, а выездного увеличился на 1,56%.

Таким образом, положительная динамика увеличения объема въездного туризма в рассматриваемый период говорит о качественных изменениях в туристской отрасли Республики Казахстан. Динамика увеличения показателей двух других видов туризма в Республике Казахстан, также указывает на укрепление туристской отрасли страны.

В настоящее время совокупная доля въездного и внутреннего туризма значительно превышает долю выездного туризма.

Так, въездной туризм по итогам 2005 года увеличился на 1,7% от 2004 года и составил 4 млн. 365 тыс. человек, или 41% от общего потока посетителей. Количество участников внутреннего туризма также увеличилось на 17,4% и составило 3 млн. 280 тыс. человек (30,8%). Количество выехавших туристов уменьшилось на 23,3% и составило 3004,0 тысяч человек (28,2%).

В 2006 году въездной туризм увеличился на 1,03% по отношению к 2005 году, выездной – на 1,56%, внутренний туризм наоборот уменьшился на 2,59% и составил 3495 тыс. человек, при том в количественном выражении объем внутреннего туризма увеличился по отношению к 2005 году.

Наряду с этим анализ данных Агентства Республики Казахстан по статистике с 2000 года по 2005 год указывает на расширение географии въездного туризма: 60 стран в 2000 году, 161 страна в 2005 году.

Таким образом, если сопоставить показатели туристской индустрии за 2006-й и предыдущие годы, то налицо положительная динамика. Туристическая отрасль развивается, и цифры тому свидетельство: в 2005−м, по данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), доходы компаний туриндустрии составили 30,5 млрд. тенге, а в 2006−м – уже 44,72 млрд. тенге (увеличился на 44,3%), налоговые поступления – 6,5 и 7 млрд. тенге соответственно.

Количество действующих туристских фирм увеличилось на 9%, сейчас их в Казахстане чуть менее тысячи – 921. На 17,6% возросло количество гостиниц и других мест размещения туристов.

По данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), в 2006 году Казахстан посетили 5,2 млн. туристов, тогда как в 2005 году этот показатель составлял 4,3 млн. Причем наиболее распространенным видом въездного туризма является деловой туризм, на него приходится 82–84% от общего турпотока, остальные 16–18% – на экологический и спортивный. Хотя имеющийся у страны потенциал позволяет сделать ставку на развитие именно этих направлений.

В целях развития внутреннего и въездного туризма в соответствии с Концепцией развития туризма в Республике Казахстан от 6 марта 2001, проведена работа по развитию индустрии туризма и паломничества на местном, региональном и международном уровнях во всем многообразии его видов (познавательный, деловой, спортивный, оздоровительный, экзотический т.д.). Отечественными туроператорами разработано 78 маршрутов по организации экологических туров, 126-оздоровительных, 61-по организации охоты и рыбалки, 18-конных, 46-приключенческих туров, 56-по программе Шелкового пути, по поломнечиским-17, культурно-позновательных-56, 315-по маршрутом выходного дня.

Таким образом, о поступательном и устойчивом развитии казахстанского туризма свидетельствуют темпы роста объемов въездного и внутреннего туризма. Наибольшее развитие внутреннего туризма отмечается в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Алматинской и Акмолинской областях.

В Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях наиболее развит выездной туризм.

В Республике развиты практически все существующие виды туризма: культурно-познавательный, развлекательный, экологический, экстремальный, оздоровительный, социальный, детский, спортивный, деловой, космический туризм.

Казахстан имеет конкурентные преимущества, которые заключаются в уникальной культуре, богатой и разнообразной природе, возросшей деловой активности, что дает возможность развивать культурно-познавательный, экологический, деловой туризм, заниматься активными видами отдыха, такими, как спортивный, приключенческий туризм.

В целом для туристов предлагается более 700 маршрутов путешествий по всей территории Казахстана. Наиболее интересные, привлекательные и перспективные маршруты разработаны: ТОО «Саяхат» Кызылординская область, ТОО «Компания Жибек Жолы», ТОО «Туристическое агентство» Национальной компании «Шелковый Путь-Казахстана», ТОО МАЛ «Хантенгри», ТОО «Азия туризм», ТОО «Туран-азия» г. Алматы, ТОО «Акколь», ТОО «Шиндал-Сан» Алматинская область, ТОО «Экосистем», ТОО «Рахмановские ключи», ТОО «Шара» Восточно-Казахстанская область, ТОО «Фирма-Турист» Мангистауской области, ТОО «Камек тур» Южно-Казахстанской области. Тур операторами Жамбылской области разработаны маршруты «Тараз – Древний город Шелкового пути», «Тараз - Туркестан» и другие.

В настоящее время ведется работа по развитию наиболее привлекательных туристских направлений:

- по экологическому туризму с привлечением ресурсов Государственных национальных природных парков «Алтын Емель», «Иле Алатау», «Чарынский каньон»;

- по культурно-познавательному туризму по маршрутам Великого Шелкового пути;

Согласно данным Всемирной Туристской Организации, примерно 67% мировых расходов туристов приходится на граждан США, Германии, Японии, Великобритании, Италии, Франции и Канады, выезжающих в другие страны. Именно на эти рынки ориентирован въездной туризм Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные показатели развития туристического рынка РК

 

Изучение основных показателей рынка туризма показывает, что, несмотря на определенный рост финансовых показателей туристских предприятий, уровень развития туризма в РК в настоящее время невысок.

В работе установлено, что в своей деятельности туристские фирмы сталкиваются со многими проблемами, основными из которых являются: нестабильность налоговой политики, высокая конкуренция на рынке туристских услуг, недостаточная поддержка со стороны государства, нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителя.

Таблица 2. Основные проблемы туристского рынка Казахстана

Проблема

Содержание проблемы

Низкое качество казахского продукта

Отсутствие культуры продукта на казахских курортах, не позволяющее эффективно продавать продукт

Низкий профессионализм

Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров туристских компаний

Недобросовестность иностранных партнеров

Недобросовестное отношение к казахским туроператорам со стороны иностранных партнеров

Отсутствие информации о ситуации в регионах Казахстана

Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах Казахстана. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей

Низкий уровень рыночной культуры отношений

Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между турфирмами, направленных на совместное решение рыночных проблем

Необъективность средств массовой информации

Очевидная ангажированность целого ряда специализированных туристских изданий отдельными операторами. Необъективная и недостоверная информация

Не прослеживается четкое позиционирование турфирм

Постоянна переориентация деятельности туроператоров на различные клиентские системы. На рынке нет четко обозначенной позиционной структуры предложения, когда известно, что данная фирма работает только в этом сегменте

Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы

Отсутствие адекватной и законодательной базы на государственном уровне, оптимизирующей взаимоотношения между компаниями на рынке услуг

Информация о работе Экономика туристского рынка – общая оценка, структура и показатели развития