Экономика туристского рынка – общая оценка, структура и показатели развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Казахстану гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.
Индустрия туризма в Казахстане на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к Казахстанскому туристическому продукту и благоприятных тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Особенности туристского рынка РК………………………………………………4
2. Государственное регулирование в сфере туризма в Казахстане……………….7
3. Оценка современного состояния туризма в Казахстане…………………………12
4. Основные показатели развития туристского рынка РК………………………….18
5. Развитие индустрии туризма в Казахстане……………………………………….22
6. Тенденции развития эмиссивного туристского рынка в Казахстане…………...26
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курс. эк..docx

— 97.79 Кб (Скачать файл)

4) создание благоприятных условий  для инвестирования туристской  индустрии;

5) поддержка и развитие туристских  организаций, занимающихся въездным  и внутренним туризмом на территории  Республики Казахстан;

6) создание эффективной системы  туристской деятельности для  обеспечения потребностей внутреннего  и международного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется посредством:

1) определения политики по развитию  индустрии туризма, инвестиций в  туризм;

2) принятия нормативных правовых  актов, направленных на совершенствование  отношений в области туристской  деятельности;

3) лицензирования туристской деятельности, стандартизации в области туристской  деятельности в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан о лицензировании;

4) выделения бюджетных ассигнований  на разработку и реализацию  государственных программ развития  туризма в соответствии с бюджетным  законодательством;

5) содействия кадровому обеспечению  туристской деятельности;

6) содействия участию отечественных  туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в международных туристских программах;

7) содействия в продвижении туристского  продукта на внутреннем и мировом  туристских рынках;

8) обеспечения рационального и  эффективного использования, учета  и защиты туристских ресурсов страны.

Систему государственного регулирования развития туризма можно представить следующими компонентами:

 Субъекты регулирования;

 Государственные органы и  общественные организации;

 Формирование единой государственной  политики регулирования развития  туризма;

 Методы государственного регулирования;

 Инструменты государственного регулирования.

Таблица 1. Структура государственного регулирования туризма в Казахстане

Год

Название ведомства

Номер модели

1.

До 1989

Госкомтурист СССР

3

2.

1989-1992

Центральное ведомство по туризму отсутствовало

4

3.

1992-1993

Министерство культуры и туризма РК

2

4.

1993-1994

Гос. Комитет Казахстана по туризму

Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту

3

5.

1994-2006

Государственный комитет РК по физической культуре и туризму

3

6.

2006-2012

Министерство туризма и спорта РК

2

7.

2012

Агентство РК по делам спорта и физической культуры – ведомство при Правительстве РК

3


 

Агентство Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры - ведомство при Правительстве Республики Казахстан, являющееся центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере туризма, игорного бизнеса, физической культуры и спорта.

На сегодняшний день Председателем Агентства по делам туризма и спорта Республики Казахстан является Талгат Ермегияев.

Важную роль также выполняют:

- Совет по туризму

- Туристский информационный центр.

Совет по туризму создается в качестве консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан.

В состав совета по туризму входят представители уполномоченного органа и заинтересованных государственных органов, а также представители ассоциаций и иных объединений в области туристской деятельности.

Совет по туризму:

1) вырабатывает предложения  по вопросам развития туризма, привлечения инвестиций в данную  отрасль экономики, обеспечения  благоприятного режима въезда  в Республику Казахстан и создания  условий для выезда туристов  за границу, формирования туристского  имиджа республики, подготовки специалистов  в области туристской деятельности;

2) для целей информирования  потребителей туристских услуг  о качестве услуг ведет рейтинг  лиц, осуществляющих туристскую  деятельность, по утвержденному  им порядку.

Туристский информационный центр является организацией, учреждаемой Правительством и (или) акиматом области (города республиканского значения, столицы), создаваемой для формирования и распространения информации о Казахстане и его туристском потенциале, продвижения туристского продукта на международном туристском рынке и внутри государства, а также в целях создания условий для развития новых субъектов предпринимательства и научно-методического обеспечения в области туристской деятельности.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

- создания нормативных  правовых актов, направленных на  совершенствование отношений в  сфере туристской индустрии;

- содействия в продвижении  туристского продукта на внутреннем  и мировом туристских рынках;

- защиты прав и интересов  туристов, обеспечения их безопасности;

- лицензирования, стандартизации  в туристской индустрии, сертификации  туристского продукта;

- установления правил  въезда в РК, выезда из РК  и пребывания на территории  РК с учетом интересов развития  туризма;

- прямых бюджетных ассигнований  на разработку и реализацию  федеральных целевых программ  развития туризма;

- создания благоприятных  условий для инвестиций в туристскую  индустрию;

- налогового и таможенного  регулирования;

- предоставления льготных  кредитов, установления налоговых  и таможенных льгот туроператорам  и турагентам, занимающимся туристской  деятельностью на территории  РК и привлекающим иностранных  граждан для занятия туризмом  на территории РК;

- содействия кадровому  обеспечению туристской деятельности;

- развития научных исследований  в сфере туристской индустрии;

- содействия участию казахстанских  туристов, туроператоров, турагентов  и их объединений в международных  туристских программах;

- обеспечения картографической  продукцией;

- иными способами, применяемыми  в порядке, установленном законодательством  РК.

Специфическое отличие современной модели государственного регулирования развития туризма от других отраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями.

Лицензия в Республике Казахстан выдается на каждый из следующих видов туристской деятельности:

1) туроператорская;

2) турагентская;

3) услуги инструктора  туризма.

В Казахстане до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с "Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям". В соответствии с данным Положением все гостиницы подразделялись на семь разрядов: "Люкс", "Высший А", "Высший Б", 1, 2, 3 и 4 категории. Мотели подразделялись на пять разрядов: "Высший А", "Высший Б", 1, 2 и 3 разряды.

В 1994 году в соответствии с ГОСТом 28681-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания" было разработано "Положение о критериях классификации гостиниц", в соответствии с которым рекомендовано внедрить французскую систему классификации - по звездам (от одной до пяти для гостиниц, от одной до четырех - для мотелей).

В целом в Казахстане за основу можно принять следующую классификацию отелей:

1* - Стандартный двухместный  номер должен быть приблизительно 8-10 кв. м. В номере шкаф или вешалка, стулья, умывальник, зеркало, по два  полотенца на каждого постояльца. Ежедневная уборка, смена белья  должна происходить каждые 7-8 дней, полотенец - каждые 3-4 дня. Не менее  двух ванных на этаж и один  туалет не более чем на пять  комнат.

2* - Все то же самое, что в гостиницах 1*, только смена  белья производится каждые 6 дней. Туалет и ванная комната обычно  находятся в номере. В гостинице  также должны находиться ресторан  или кафе, а также предлагаться  разные варианты питания.

3* - Начиная с категории 3* и выше в каждом номере  обязательно должны присутствовать  туалет и ванная комната, туалетный  столик, подставка для багажа, радио  и т.д. Номера большей части  трехзвездочных отелей, за исключением  самых дешевых, должны иметь телевизор, кондиционер. Полы в них, как правило, выложены плиткой. Смена постельного  белья происходит 2 раза в неделю. Полотенца меняют ежедневно. Из  парфюмерных принадлежностей предлагается  только мыло. В некоторых отелях  можно взять напрокат утюг. На  территории гостиницы могут располагаться: охраняемая автостоянка, бассейн (в  курортных отелях), ресторан, парикмахерская, бизнес-центр, обмен валют. Персонал  гостиницы должен быть одет  в фирменную одежду, имеющую разделение  по службам. Комнаты по размерам  должны быть от 10-12 кв. м.

4* - Все, что в гостиницах 3*, плюс, как правило, мини-бар, индивидуальный  кондиционер, телефон, сейф, фен, шампунь, гель для ванной в каждом  номере (выдаются обычно в день  заезда). Ежедневная смена белья  и полотенец. Предоставляются такие  услуги, как стирка, глажение и  чистка одежды (при этом минимальное  время заказа - сутки). Прайс-лист  можно узнать на reception. В номер  подается меню завтрака. На территории  гостиницы находятся: салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда  автомобилей, ТВ-салон, музыкальный  салон, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, плавательный бассейн  и т.п. Площадь комнат, как правило, не менее 13 кв. м.

5* - То же, что и в  гостиницах 4*, но на более качественном  уровне. А также в номере иногда  может быть второй санузел  и телефонный аппарат в ванной  комнате. Площадь номера не менее 16 кв. м.

В отелях 4* - 5* предполагается наличие сьюгов (апартаментов), нескольких лифтов, всевозможных дополнительных услуг типа прачечной, химчистки, подачи завтрака и позднего ужина в номер, обмена валюты, вызова такси, продажи газет, сувениров и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка современного  состояния туризма в Казахстане

 

В последнее время наблюдается увеличение интереса иностранных туристов к туристским достопримечательностям Республики Казахстан. Обусловлено это явление, прежде всего, географическим положением республики, большим потенциалом в области организации туристически привлекательных маршрутов и т.д. Туристическая привлекательность Казахстана объясняется наличием уникальных природных зон и заповедников, историко-культурных достопримечательностей мирового уровня.

Грамотное использование этих ресурсов способствует развитию в республике практически всех видов туризма.

Статистические данные по состоянию на 01.01.2007 убеждают в постоянном увеличении туристической активности (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Количество обслуженных туристов в Республике Казахстан за 2001-2006 годы (данные Агентства РК по туризму и спорту)

Из графика представленного на рисунке 1, видно, что среднегодовое увеличение туристической активности колеблется в пределах 28% в год. Так за период с 2001 года по 2006 год количество обслуженных туристов увеличилось с 154,5 тысяч человек почти в 2 раза и составило 310 тысяч человек.

Таким образом, за период с 2002 по 2006 год среднегодовая динамика изменения объема выполненных работ и услуг в туристкой отрасли Казахстана составляет 25%.

Экономическое влияние туризма на экономику страны проявляется через показатели денежных потоков, направленных из страны и в страну, которые генерируются туристским экспортом и импортом. Большая часть доходов от экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Туристский импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Разница между доходом страны от экспорта туристских услуг и стоимостью импорта туристских услуг представляет туристский платежный баланс, который может быть отрицательным (дефицит) и положительным.

Информация о работе Экономика туристского рынка – общая оценка, структура и показатели развития