Принципы трудового права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Правовые принципы содержат идеи, либо уже закрепленные в законодательстве, либо в виде отдельных общих положений (норм-принципов). Они закрепляются в Конституции, декларациях, законах или в скрытом виде отражены в содержании многих конкретных норм. В правовых принципах конкретно проявляются объективные закономерности общественной жизни, которые определяют общую направленность и характер правового регулирования, позволяя избегать субъективизма в правовой политике.
Целью данной работы является раскрытие и детальное рассмотрение принципов трудового права, дать правовую характеристику их положения в условиях современного законодательства, объяснить необходимость применения принципов трудового права.
Задачами данной работы являются исследование принципов трудового права в целом, раскрытие и детальное рассмотрение отдельных принципов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Сформулированные в ст. 2 ТК РФ принципы проявляются в различных институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные - в период действия трудового договора.

Анализ действующего законодательства дает основания полагать, что современные принципы трудового права России характеризуются следующими чертами:9

  • экономико-политической обусловленностью, поскольку они определяются политикой государства, основанной на познании и применении объективных экономических законов, общностью содержания (так как принципы всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права);
  • цельной предметной определенностью, ибо они выражают сущность такой системы норм, которая в качестве предмета регулирования имеет тот или иной вид общественных отношений,
  • государственной нормативностью, поскольку принципы права представляют собой руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государством, и которые, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение;
  • системностью (в связи с тем, что они выражают сущность норм права в их взаимосвязи с другими нормами в рамках определенной системы права);
  • целенаправленностью, так как они выражают сущность норм права не в статике, а в динамике, в направлении решения задач, поставленных перед нашим жизнью; стабильностью, ибо принципы права действуют в течение определенного длительного периода времени, отражающего качественное состояние системы права, и по своей природе не столь изменчивы, как нормы права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ  ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. ПРИНЦИП СВОБОДЫ  ТРУДА

 

Принцип, приведенный в ст. 2 Трудового кодекса, о свободе труда, включая право на труд, соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 37), провозгласивший свободу труда. В Российской Федерации каждый вправе заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору.10

Свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом. В противном случае не может быть и речи и свободе труда и праве на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности. На основе свободы труда гражданин заключает с работодателем трудовой договор. В полной мере свободен и работодатель в выборе работника.

Указанный принцип дополняется гарантиями и воплощается в соответствующих нормах Трудового Кодекса, включая раздел 3 «Трудовой договор». Свобода труда позволяет сторонам заключить трудовой договор на добровольной основе. Все, что достигнуто ими по соглашению сторон при заключении трудового договора по его существенным условиям, может быть изменено также по их соглашению.

Перевод работника на другую работу допускается с его согласия и не может проводиться работодателем в одностороннем порядке. Данное положение закреплено в ст. 72 Трудового кодекса, запрещающей требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

В ст. 72 Трудового кодекса закреплено требование о согласии работника во всех случаях перевода, в том числе при переводе на другую работу в пределах организации. На основе свободы труда работник вправе расторгать трудовой договор по собственному желанию, предупредив работодателя в письменной форме за две недели. До истечения предупреждения работник имеет право в любое время отозвать свое заявление (ст. 80 ТК). 111

Одним из основополагающих принципов трудового законодательства является право каждого на свободный труд. В ст. 2 Трудового кодекса он звучит следующим образом: "Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который соглашается..." Между тем, существует точка зрения, что свобода труда включает право на труд. Несмотря на схожесть этих категорий, они имеют принципиальные различия, которые кроются в возможности их реализации. Если, к примеру,

Конституция закрепляет право на защиту от безработицы, то этому праву корреспондирует обязанность государства создать специальную службу, которая ведет учет безработных, занимается поиском им работы, а если это невозможно - назначает пособие по безработице. Когда провозглашается свобода труда, то это значит, что государство предоставляет индивиду возможность выбора: работать или нет, заниматься предпринимательством либо получать доходы от использования своей собственности. Это его исключительное право.

Реализовав свободу труда путем трудового договора, гражданин по соглашению с работодателем определяет конкретную трудовую функцию (профессию, специальность, квалификацию). С момента заключения трудового договора у сторон возникают права и обязанности. Свобода трудового договора существует не только на стадии заключения, но и на стадии расторжения договора по инициативе работника.

 

 2.2.ПРИНЦИП ЗАПРЕЩЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА

 

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 37) и международными конвенциями в ст. 4 Трудового кодекса устанавливается принцип запрещения принудительного труда. Он определяется как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины или в качестве меры воздействия за участие в забастовке и др. 112

Одновременно устанавливаются виды работ, которые не считаются принудительным трудом: несение воинской обязанности и воинской службы или заменяющей ее альтернативной гражданской службы; работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств; работа, выполняемая в порядке исполнения наказания в связи с вступлением в законную силу приговора суда.

Вместе с тем к принудительному труду, согласно ст. 4 Трудового кодекса РФ, относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Данный принцип нашел воплощение в ст. 142, 220, 236 Трудового кодекса об ответственности работодателя за нарушения законодательства о труде, включая законодательство об охране труда, сроков выплаты заработной платы, задержку выплаты заработной платы. Конституция РФ в п. 2 ст. 37 закрепляет, что принудительный труд запрещен.Запрещение принудительного труда основано, прежде всего, на международно-правовых нормах.

В Трудовом кодексе указывается, что принудительный труд - это выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.113

Данное определение прежде всего основывается на положениях Конвенции МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда", принятой в 1957 г. Российская Федерация ратифицировала и ввела в действие данную Конвенцию лишь в 1999 г.

Трудовой кодекс не только прямо запрещает применение принудительного труда, но и дает его легальное определение. 
Для целей Трудового кодекса установлено, что принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнение, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; 
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Следовательно, ст. 4 Трудового кодекса, запрещая принудительный труд, тем не менее, перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.

Декларация МОТ 1998 г. "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" ввела новый механизм международного контроля за соблюдением международных норм. Данная Декларация предусматривает упразднение всех форм принудительного и обязательного труда. 
Таким образом, установленные в ст. 4 Трудового кодекса положения являются важной гарантией для работников в случае их принуждения к труду.114 

2.3. ПРИНЦИП ЗАПРЕЩЕНИЯ  ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА

 

Естественным и неотъемлемым правом человека (и мужчины, и женщины) является право на равенство с другими людьми (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека). Равенство в сфере труда имеет определяющее значение. Согласно п.2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Но вопреки всему между юридическим и фактическим равноправием, между равенством прав и равенством возможностей существует ощутимая разница. В 1948 году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, где был провозглашен общий запрет дискриминации (ст. 2). В развитие этого принципа началась активная законотворческая деятельность на международном и национальном уровне.1Запрещению дискриминации именно в сфере трудового права посвящена Конвенция МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958г. (далее Конвенция № 111). 115

Ст. 3 Трудового кодекса РФ закрепляет и конкретизирует одно из основополагающих прав человека, которое относиться к общепризнанным принципам и нормам международного права: каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Во-первых, согласно ст. 3 Трудового кодекса к дискриминации относятся лишь ограничения или преимущества в трудовых правах и свободах, тогда как по ст.1 Конвенции МОТ № 111 термин «дискриминация» охватывает своим содержанием всякое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к нарушению равенства возможностей либо обращения в области труда и занятий; во-вторых, перечень обстоятельств, способных служить основанием для дискриминации, согласно п/п “a)” ст. 1 Конвенции МОТ № 111, дополнен ст.3 ТК указанием на язык, имущественное, социальное положение и должностное положение, возраст и место жительства;116

в-третьих, в соответствии с п/п “b)” Конвенции МОТ № 111 перечень обстоятельств, признаваемых основаниями дискриминации, может быть расширен государством-членом МОТ посредством консультаций с представительными организациями работодателей и трудящихся, о чем умалчивает ст. 3 Трудового кодекса.

Так, Конвенция № 111 исключает из понятия дискриминации:

1) любое различие, исключение или  предпочтение, основанное на специфических  требованиях, связанных с определенной  работой (п.2 ст.1). К такого рода  исключениям, в частности, можно отнести нормы ТК и иных федеральных законов, запрещающие прием на некоторые виды работ без предварительного медицинского освидетельствования, а также медицинское освидетельствование лиц, не достигших возраста 18 лет (ст. 69 ТК )

2) любые меры, направленные против лица, в отношении которого имеются обоснованные подозрения в деятельности, подрывающей безопасность государства, или которое фактически вовлечено в такую деятельность, не считаются дискриминацией при условии, что заинтересованное лицо имеет право обращения в компетентный орган, созданный в соответствии с национальной практикой (ст.4) 3) особые мероприятия по защите или помощи, предусмотренные в других принятых МОТ конвенциях и рекомендациях; к ним относятся меры социальной защиты, направленные на удовлетворение особых нужд лиц, которые по соображениям пола, возраста, физической неполноценности, семейных обстоятельств, социального или культурного уровня признаются нуждающимися в особой защите или помощи (ст.5).1

Аналогичным образом ст. 3 Трудового кодекса РФ не рассматривает в качестве дискриминации установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Следовательно, Конвенция МОТ № 111 и Трудовой кодекс РФ не содержат серьезных противоречий в определении того, что не относиться к дискриминации.117

В современной интерпретации термин «дискриминация в области труда и занятий» стал пониматься, с одной стороны, более широко (отказ от перечисления конкретных оснований дискриминации), с другой стороны, более конкретно (сформулированы исключения из понятия дискриминации). Понятие, сформулированное в ст. 3 ТК РФ в целом соответствует определению дискриминации, изложенному в Конвенции МОТ № 111. Данный термин должен пониматься единообразно на всех уровнях правотворчества для соответствующего единообразного правоприменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информация о работе Принципы трудового права РФ