Правовой статус субъектов трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в работе является изучение теории субъектов трудового права и их правового статуса. Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы субъектов трудового права в работах отечественных авторов, опубликованных в учебных пособиях, средствах периодической печати.
2.Исследовать порядок организации субъектов трудового права.

Содержание

Введение

Глава 1: Субъекты трудового права

1.1.Понятие и виды субъектов трудового права

1.2. Классификация субъектов трудового права

Глава 2: Правовой статус субъектов трудового права

2.1. Правовой статус гражданина

2.2. Правовой статус работодателя

2.3. Правовой статус профсоюзных органов

2.4. Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права, их правовой статус

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине Трудовое право.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

   Правовой статус работодателя - физического лица связан с выполнением дополнительных обязанностей. В соответствии со ст. 303 ТК РФ работодатель - физическое лицо обязан:

 

1) оформить трудовой  договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления;

 

2) уплачивать страховые  взносы и другие обязательные  платежи в порядке и размерах, предусмотренных федеральными законами;

 

3) оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

 

Работодатель имеет  право:

 

- заключать, изменять  и расторгать трудовые договоры  с работниками в порядке и  на условиях, которые установлены  ТК РФ, иными федеральными законами;

 

- вести коллективные  переговоры и заключать коллективные  договоры;

 

- поощрять работников  за добросовестный эффективный  труд;

 

- требовать от работников  исполнения ими трудовых обязанностей  и бережного отношения к имуществу  работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;

 

- привлекать работников  к дисциплинарной и материальной  ответственности в порядке, установленном  настоящим Кодексом, иными федеральными  законами;

 

- принимать локальные  нормативные акты;

 

- создавать объединения  работодателей в целях представительства  и защиты своих интересов и  вступать в них.

 

      В качестве работодателя - физического лица могут выступать лица, достигшие возраста 18 лет либо признанные в установленном порядке эмансипированными. Отсутствие правосубъектности у физического лица не позволяет признать его субъектом трудовых отношений, в частности работодателем, так как дееспособность и деликтоспособностъ являются элементами его правового статуса. Для возникновения правосубъектности работодателя у физического лица установлены более строгие требования, чем для возникновения у человека и гражданина правосубъектности работника. Данные требования обусловлены тем, что работодатель призван организовать процесс труда работника и обеспечить его безопасность. За свои действия, которые нарушают трудовые права работников, работодатель должен нести установленную законодательством ответственность, то есть обладать полной деликтоспособностью.

 

2.3 Правовой  статус профсоюзных органов

 

       В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

    Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Правовой статус профсоюзов определяется Кодексом и соответствующим Федеральным законом. Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.

   Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах. По объему компетенции в правах различают:

 

a) права самостоятельного характера:

 

-участвуют в обеспечении  мер по содействию занятости и трудоустройству;

 

-участвуют в коллективных  переговорах, заключают коллективные  договоры и соглашения от имени  работников;

 

-представляют и защищают  права и интересы работников  на всех уровнях правового  регулирования труда;

 

-осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;

 

-обладают правом требовать  наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации,  нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;

 

б) права совместного  характера:

 

-участвуют в распределении  жилья, построенного производством,  в решении вопросов о занесении  на доску почета и в книгу  почета (там, где они существуют), решают индивидуальные неисковые  споры совместно с администрацией;

 

в) согласительные права  профкома по применению администрацией ряда норм трудового законодательства;

 

 По сфере деятельности  различают следующие права:

 

-представительства работников  для осуществления своей защитной  функции;

 

-на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

 

-на защиту права, на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;

 

-на социальную защиту  трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т. д.);

 

-профсоюзного контроля  за охраной труда, соблюдением  трудового законодательства и  жилищно-бытового обслуживания работников;

 

-на участие в социально-партнерских  отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;

 

-на участие в управлении  государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

 

     Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические гарантии этих прав и их деятельности и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников.

    Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными государством.

 

 Гарантии прав и  деятельности профсоюзов заключаются  в следующем:

 

-гарантируются признание,  неприкосновенность и защита  права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами;

 

-не допускается ограничение  их независимой финансовой деятельности;

 

-право учреждать банки,  фонды солидарности, страховые и  другие в соответствии с их  уставами;

 

-все работодатели  обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности;

 

-предприятия и организации  обязаны отчислять денежные средства  профсоюзным органам на культурно-массовую  и физкультурную работу;

 

-предприятия, учреждения, организации с численностью свыше  100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы;

 

-здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хозяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предприятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

 

   К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены освобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных органов, виновные в том, что права профсоюзов не используются. Юридическая ответственность таких лиц наступает по воле профсоюзных органов как работодателей.

 

2.4. Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права, их правовой статус.

 

      К числу приоритетных целей трудового законодательства, предусмотренных ст. 1 ТК РФ, относится защита прав и интересов работников и работодателей. Чтобы обеспечить ее реализацию, трудовое право предусматривает формирование системы государственных, паритетных и общественных органов. В первую очередь можно назвать юрисдикционные органы, осуществляющие правосудие по делам, вытекающих из трудовых и иных отношений, тесно связанных с ними, в лице федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

 

Однако федеральные  суды и мировые судьи, хотя и осуществляют правосудие по делам, вытекающим из трудовых отношений, не являются субъектами трудового права. Их правовое положение и полномочия при осуществлении правосудия определяются специальным законодательством о судебной системе и процессуальным законодательством, в частности Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ).

    Субъектами трудового права, осуществляющими досудебное рассмотрение индивидуальных трудовых споров, являются комиссии по трудовым спорам (КТС), образуемые по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя, т. е. на паритетных началах. КТС, как правило, выступают в качестве первичного органа, рассматривающего многие виды трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Статьей 391 ТК РФ предусмотрено, что в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников и в том случае, когда последние обращаются в суд, минуя в КТС.

   Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Глава 60 ТК в основном сохранила апробированный практикой порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров с небольшими изменениями.

   Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные, а по характеру спора на:

 

 а) споры о применении  трудового законодательства, коллективных  и индивидуальных договоров и  соглашений (споры о праве);

 

 б) споры об установлении  новых или изменении существующих  условий труда и быта (споры  об интересах).

 

      ТК расширил круг трудовых споров, отнеся к ним споры о дискриминации в сфере труда и об отказе в приеме на работу. Важно правильно определить по конкретному виду спора, в каком органе он должен рассматриваться, т. е. установить его первоначальную подведомственность.

      Кодекс расширил и круг субъектов индивидуального трудового

 спора - это не  только работник, но лицо, ранее  состоявшее в трудовых отношения  с этим работодателем. Если  спор рассматривается первоначально  в КТС, а затем его рассмотрение  может быть перенесено в суд (т.е. решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров. Но есть ряд споров, рассматриваемых непосредственно судом, без рассмотрения их в КТС. Бывают индивидуальные трудовые споры, которые решаются первоначально вышестоящими органами. Поэтому очень важно правильно определить подведомственность конкретного индивидуального трудового спора для его быстрейшего и правильного разрешения

       Как уже было отмечено, и суды общей юрисдикции и мировые судьи при рассмотрении трудового спора руководствуются трудовым законодательством, ГПК РФ, а также обязательно используют разъяснения норм, данные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

      Определенные функции по защите трудовых прав работников и восстановлению нарушенных прав выполняют специфические (особые) субъекты трудового права в лице государственных органов надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства, а также нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К их числу относятся:

 

1) федеральная инспекция  труда; 

 

2)федеральные надзоры,  осуществляющие надзор за соблюдением  правил по безопасному ведению  работ в отдельных отраслях  и на некоторых объектах промышленности  наряду с органами федеральной  инспекции труда (например, специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью Российской Федерации, Госатомнадзор России).

 

     К числу специфических субъектов трудового права можно отнести органы, образуемые из представителей работников и работодателей по инициативе любой из сторон. Так, в интересах обеспечения прав работников на охрану труда в организациях по инициативе работодателя или работников либо их представительного органа создаются комитеты, комиссии по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа, например, совета работников организации, если такой представительный орган образован по инициативе работников решением общего собрания или конференции работников организации). Правовой статус комитета (комиссии) по охране труда определяется на основе соответствующего типового положения, утверждаемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

(в настоящее время - Министерством труда и социального развития РФ).

       На основании изложенного, можно сделать вывод, что приведенный выше состав иных субъектов трудового права не является исчерпывающим. Например, в случае принятия федеральных законов, устанавливающих особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции и т. д., могут появиться новые участники такого рода отношений.

 

 Сущность вспомогательных  (производных) субъектов трудового  права заключается в том, что  их способность к правообладанию  в рамках этой правовой отрасли  либо является производной от  правосубъектности основных субъектов, либо направлена на обслуживание функционирования этих последних в качестве полноценных участников отношений в сфере труда.

Информация о работе Правовой статус субъектов трудового права