Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

По трудовому договору с ООО «Локомотив» бригада рабочих обязалась привести в порядок футбольное поле и отремонтировать трибуны. Работа длилась 14 дней. По окончании работы во время расчета бригадир Сергеев потребовал выплатить всем членам бригады вознаграждение за сверхурочные работы. Директор ООО «Локомотив» отказался выполнить требование, ссылаясь на то, что договор был заключен непосредственно с Сергеевым как бригадиром, а состав и фамилии членов бригады указаны не были. Сергеев обратился в суд с требованием взыскать вознаграждение за сверхурочные работы. Какое решение должен вынести суд? Составьте решение суда.

Содержание

План работы. Вариант II 3
1. Проанализируйте этапы становления современного российского законодательства о труде. 4
2. Охарактеризуйте правовой статус гражданина и работника в сфере трудового права. 15
3. Укажите нормы права, в которых применено предписание как средство метода. 18
4. Раскройте порядок заключения соглашений 20
5. Выделите составы в КоАП РФ УК РФ, в которых предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере труда 24
6. Задача. 29
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

 Юридическая природа  возрастного критерия трудовой  правосубъектности граждан состоит в том, что именно с этим возрастом связывается по закону достижение ими трудового совершеннолетия. В трудовых правоотношениях несовершеннолетние работники приравниваются к гражданскому совершеннолетию (т.е. лицам, достигшим 18 лет), а в области охраны труда, продолжительности рабочего времени пользуются определенными льготами (например, сокращенный рабочий день, удлиненный отпуск).

 Кроме возрастного  критерия, характеризующего трудовую  правосубъектность граждан, существует  и волевой критерий, т.е. состояние волевой способности граждан к труду. Так, психически больной, находящийся под опекой, не может быть субъектом трудового права, поскольку не обладает способностью отвечать за свои действия, а опекун не может за него заключить трудовой договор, т.к. по трудовому договору работник обязуется лично выполнять трудовую функцию. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, не могут быть субъектами трудового права лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

 Конституция РФ, Федеральный  закон "О занятости населения  в Российской Федерации", Трудовой  кодекс РФ закрепили принцип  свободы труда и запрет принудительного  труда, поэтому имеющаяся у  гражданина трудовая правосубъектность  может быть им и не реализована. Законодательство гарантирует равную для всех граждан трудовую правосубъектность, ее ограничение допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Так, специальным законодательством установлены возрастные ограничения либо ограничения, связанные с квалификационными требованиями (например, на государственную службу принимаются лица, достигшие 18 лет; судьей может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование). Кроме того, суд в соответствии с Уголовным кодексом РФ или Кодексом об административных правонарушениях может на определенный срок лишить гражданина в случае совершения им преступления или административного проступка соответственно права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности. Ограничение трудовой правосубъектности может быть лишь частичным и временным. Полное и бессрочное лишение гражданина трудовой правосубъектности не допускается.

 Основные статутные  права гражданина закреплены  в ст. 37 Конституции  РФ.

 Рассмотрим такую категорию  граждан - субъектов трудового права, как лица наемного труда. Правовой статус работника, т. е. его правовое положение по отношению к конкретному работодателю, имеет свои разновидности в зависимости от видов трудовых договоров и правоотношений. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Работником может быть и иностранный гражданин, и лицо без гражданства (ст. 11 ТК РФ). Для отдельных категорий граждан и иностранцев установлены специальные требования при приеме на работу  - они должны обладать специальной трудовой правосубъектностью. Например, в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин, который хочет работать в Российской Федерации, должен получить подтверждение на право трудовой деятельности, а организация-работодатель - разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

 Основные трудовые права  и обязанности работников предусмотрены  ст.  21 Трудового кодекса РФ. Эти  статутные права и обязанности относятся абсолютно ко всем работникам. Они устанавливают границы возможного (права) и должного (обязанности) поведения в их трудовых отношениях с работодателем.

 Необходимым элементом, определяющим  статус работников, служат гарантии их прав. Юридическими гарантиями статутных трудовых прав и обязанностей являются правовые средства и меры, установленные трудовым законодательством для их реализации и защиты.

 В содержание правового статуса  граждан как субъектов трудового  права входит ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Юридическая ответственность за нарушение трудового законодательства может быть дисциплинарной (ст. 192 ТК РФ); материальной (ст. 238 ТК РФ); административной, гражданско-правовой, уголовной (ст. 419 ТК РФ).

 Вторую категорию граждан  как субъектов трудового права  составляют работающие собственники. Трудовое право регулирует трудовые  отношения работников, являющихся  акционерами, участниками хозяйственных  товариществ и обществ. Трудовая правосубъектность в этом случае тесно переплетается с гражданской правосубъектностью, поскольку отношения, возникающие на основе договора о членстве, регулируется гражданским законодательством. Правосубъектность работающих собственников регламентируется двумя отраслями права: гражданским и трудовым.

 Граждане как субъекты трудового  права могут быть и работодателями. Физическое лицо выступает работодателем,  когда оно осуществляет предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица либо принимает на работу домашнюю работницу, гувернантку, секретаря, т.е. использует чужой труд для обслуживания своего домашнего хозяйства или оказания помощи в творческой либо научной деятельности.

 Предпринимательская  деятельность, осуществляемая без  образования юридического лица, регулируется гражданским законодательством. С получением статуса предпринимателя гражданин получает и статус работодателя  - субъекта трудового права. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, установлены гл. 48 Трудового кодекса РФ. К сожалению, трудовое законодательство не регламентирует минимального возраста граждан-работодателей. Целесообразней было бы установить для предпринимателей трудовую правосубъектность с 18 лет, т.е. с достижения гражданского совершеннолетия. Подобное мнение уже было высказано в юридической литературе (А.Б. Панина, А.С. Пашков, О.В. Смирнов). В трудовых отношениях работодатель - физическое лицо выступает непосредственно от своего имени и в своих интересах.

 Часть 4 ст. 11 Трудового  кодекса закрепляет, что "на  территории Российской Федерации  правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми  актами, распространяются на трудовые  отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации". На этом основании иностранные граждане и лица без гражданства могут быть не только работниками, но и работодателями со всеми их правами и обязанностями.

 

3. Укажите нормы права, в которых применено предписание как средство метода.

 

Норма права — это  правило поведения, установленное  или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему).

Норма права — это  общеобязательное, установленное или  санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

Структура нормы права  является формой ее внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

 Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой схеме - нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.

Норма-предписание воплощает  государственное веление в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового регулирования. Логическая же норма характеризует бытие и связь конкретных предписаний, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее качества.

Внутреннее строение, связь элементов, образующих структуру  нормы, отличаются инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью». Причем эти элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах иерархической зависимости, как это характерно в основном для связи элементов внутри отраслей и институтов права, а на началах синтетической зависимости при которой отсутствие хотя бы одного из необходимых элементов приводит к разрушению данной целостности - юридической нормы.

Норма-предписание, как, правило, соответствует первичной  структурной части текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи, конкретной фразе текста). Дробление нормы-предписания, распределение ее содержания между  разными статьями, пунктами статьи и т. д. вообще невозможно. Норма-предписание - это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. По своему словесно-логическому построению она представляет собой нерасчленяемое единство по формуле «если-то».

Нормы-предписания как клеточки единого организма выполняют внутри него различные задачи, разные операции. Поэтому трехчленная схема, имеющая существенное значение для, характеристики логических норм, не соответствует структуре реальных норм-предписаний. Структурное построение норм-предписаний отражает главное, что свойственно первичному звену нормативной системы,- обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного нормирования поведения людей.

С учетом специализации  права для юридической нормы-предписания характерно типическое структурное построение, выражающее жесткий закон организации ее содержания и состоящее из двух основных элементов:

а) гипотезы - части нормы, указывающей на те условия, т. е. фактические  обстоятельства, при наступлении  или ненаступлении которых норма вступает в действие;

б) диспозиции или санкции - части нормы, указывающей на те юридические последствия, которые  наступают при наличии предусмотренных  нормами условий. В регулятивных (правоустановительных) нормах эта  часть нормы назыцается диспозицией; она образует содержание самого правила поведения, указывает на права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В охранительных нормах рассматриваемая часть носит на-шанце санкции; она указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к правонарушителю.

Указанные две части  нормы-предписания являются ее обязательными  элементами. Правовое веление непременно должно содержать указания на его  суть, т.е. на юридические последствия, и на условия их наступления. Следовательно, норм-предписаний без гипотез существовать не может. В любых, самых специализированных правовых предписаниях так или иначе указывается на условия, при которых они действуют.      

Важно обратить внимание на то, что регулятивные нормы-предписания неизбежно, по неумолимой логике юридического регулирования, внутренне, а иногда и текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических норм, где есть все три элемента - гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко с несколькими регулятивными нормами-предписаниями скоординировано одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписанию.

Практика законодательства показывает, что выделение части  нормы-предписания возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого общего правила  (при этом качество самостоятельного правила сохраняет и «усеченная» норма).

Однако при характеристике соотношения нормы-предписания и  статьи важно отметить, что полного  совпадения здесь тоже нет. Норма-предписание-это правило, веление, нормативно-властное суждение, тогда как статья представляет собой лишь подразделение текста нормативного юридического акта. Следовательно, в данном случае возможно говорить только о соответствии нормы права н статьи или иной части текста акта, а не об их тождестве.

Чем выше уровень специализации  права, тем более упрощаются правовые предписания, каждое из которых становится самостоятельным нормативным обобщением, посвященным отдельной операции в процессе правового регулирования. При этом нередко статья нормативного акта содержит несколько тесно взаимосвязанных правовых предписаний. Например, ст. 110 Кодекса о браке и семье включает по меньшей мере четыре предписания: предписание-принцип («тайна  усыновления охраняется законом»), управомочивающую норму («для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя может быть изменено место рождения усыновленного ребенка...»), запрещающую норму («воспрещается без согласия усыновителей... сообщать какие-либо сведения об усыновлении...»), правоохранительную норму-предписание («лица, разгласившие тайну усыновления против   воли усыновителя, могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке»).

 

4. Раскройте порядок заключения соглашений

Отношения наемного труда  на протяжении всей  истории  своего  развития регулировались различными способами. В  современных  условиях  преобладающим становиться способ  достижения  договоренности  между  трудом  и  капиталом, получивший  наименование  социальное  партнерство  –  способ   регулирования социально-трудовых  отношений между работниками (их  представителями)   и работодателями  (их  представителями),  основывающийся  на  взаимном   учете интересов каждой из сторон, уважения этих  интересов и отказе  от  силовых способов  взаимодействия.  Договоренность,   достигнутая   между   сторонами социального партнерства, оформляются в форме правовых  актов социального партнерства. В Российском законодательстве выделяют два вида правовых  актов социального партнерства: коллективные договоры и соглашения.

Соглашение  –  это  правовой  акт,  устанавливающий   общие   принципы регулирования  социально-трудовых   и   связанных   с   ними   экономических  отношений,  заключаемый  между  полномочными  представителями  работников  и работодателей на федеральном,  отраслевом,  региональном  и  территориальных уровнях в пределах их компетенции.

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"