Заключение и продление трудового договора (контракта) в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 02:32, курсовая работа

Краткое описание

Что касается темы моей курсовой работы, то можно сказать, что трудовой контракт, как один из видов срочного трудового договора раньше (до 1999 года) применялся в практике, но не так широкого, как это стало после Декрета № 29. Развитие рыночных отношений в последнее пятнадцатилетие спровоцировало повсеместный переход на трудовые контракты. Как и всякое новшество, это явление сопровождается появлением проблем правового характера. Очень много разногласий по трудовому контракту было, есть и, наверное, останется, потому что нередко оказывается, что при заключении контракта работник не приобретает никаких дополнительных гарантий, заложенных в теории, напротив, теряет правовую защищенность.

Содержание

Перечень используемых сокращений ……………………………………
Введение …………………………………………………………………...
3
4
Глава 1. Понятие трудового контракта. Основные его характеристики и особенности.

Глава 2. Заключение трудового контракта

2.1. Порядок заключения и содержание трудового контракта…………..
16
2.2. Особенности заключения трудового контракта с отдельными категориями граждан …………………………………………………

21
Глава 3. Продление трудового контракта

Заключение …………………………………………………………………
55
Список использованных источников ……………………………………..
60

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по трудовому праву.docx

— 55.61 Кб (Скачать файл)

Решением суда в иске о восстановлении на работе В. было отказано.

При рассмотрении дела было установлено, что при переводе на контрактную форму найма истица отказалась подписать контракт на предложенных нанимателем условиях и со своей стороны предлагала иные. С предложениями истицы наниматель не согласился, поскольку предложенные им условия контракта соответствовали законодательству о труде.

3. Принятие  работником решения о работе по контракту, а точнее получение письменного согласия работника.

При ознакомлении с предупреждением работник вправе письменно сделать отметку «согласен» или «не согласен», то есть зафиксировать одно из двух решений: работать по контракту или нет.

4. По истечении месячного срока уведомления и письменного согласия работника – издание приказа о заключении контракта или его расторжении.

5. Внесение  записи в трудовую книжку работника  о заключении контракта.

Содержание трудового контракта

П. 2 Декрета № 29 предусматривает обязательные условия и сведения, включаемые в контракт, заключаемый с работником. По существу Декрет № 29 дополняет установленный в ч. 2 ст. 19 ТК перечень обязательных условий и сведений, включаемых в трудовой договор с учетом специфики контракта.

Конечно, все следующие перечисления (обязательного содержания в контракте) можно прочитать  п. 2 Декрета № 29, однако, я их перечислю:

- срок и периодичность (не реже одного раза в месяц) выплаты зарплаты;

- обеспечение нанимателем повышения квалификации работников;

- проведение аттестации не реже одного раза в три года, если Президентом Республики Беларусь не установлен иной срок;

- зависимость мер поощрения от соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

- дополнительные меры стимулирования труда, в том числе:

- предоставление  дополнительного поощрительного  отпуска с сохранением заработной  платы до пяти календарных  дней;

- повышение  тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством);

- уменьшение (лишение) премий всех видов независимо от привлечения к дисциплинарной ответственности за:

- отсутствие  на рабочем месте без уважительной  причины, несвоевременное выполнение  или невыполнение трудовых обязанностей  без уважительных причин;

- использование  государственного имущества не  в служебных целях;

- уменьшение работнику отпуска в соответствующем году на число дней прогула или умышленного неисполнения им трудовых обязанностей более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин. При этом отпуск должен быть не менее двадцати четырех календарных дней;

- полную материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по вине работника излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением;

- возможность понижения в классе (звании) за нарушение правил внутреннего трудового распорядка;

- дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя за следующие нарушения работником возложенных на него трудовых обязанностей:

- нарушение  без уважительных причин порядка  и сроков выплаты заработной  платы, пенсий и (или) пособий;

- причинение  в связи с исполнением трудовых  обязанностей государству, юридическим  и (или) физическим лицам имущественного  ущерба, установленного вступившим  в законную силу решением суда  или решением о привлечении  к административной ответственности, принятым иным уполномоченным  государственным органом (должностным  лицом);

- неоднократное (2 и более раза в течении 6 месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего госоргана обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

- незаконное  привлечение к ответственности  граждан и юридических лиц;

- неоднократное (два и более раза в течение 6 месяцев) представление в уполномоченные  органы неполных либо недостоверных  сведений;

- не обеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо не привлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;

- распитие  спиртных напитков, употребление  наркотических или токсических  средств в рабочее время или по месту работы;

- нарушение  правил по охране труда и  технике безопасности, повлекшее  увечье или смерть другого  работника;

- непринятие  без уважительных причин в  срок, установленный законными предписаниями  правоохранительных или контрольных  органов, мер по устранению выявленных  нарушений, а также по возмещению  материального ущерба, причиненного  государству в результате нарушения  действующего законодательства.

В качестве дополнительного условия контракт может предусматривать условие о сроке предварительного испытания в соответствии со ст. 28, 29 ТК.

Если рассматривать особенности контракта, ухудшают положение работника, то к ним я отнесу тоже, что и считается общепринятыми:

1) срочный  характер контракта;

2) невозможность  увольнения работника по собственному  желанию;

3) дополнительные  основания расторжения контракта  по инициативе нанимателя –  предусмотрены пп. 2.10. Декрета № 29, применять который следует с соблюдением правил ст.ст. 43, 199, 200 ТК;

4) особые  случаи депремирования работника (пп. 2.1, 2.6, 2.10 Декрета № 29);

5) проведение  аттестации работников – не  реже 1 раза в три года (по общему  правилу – 1 раза в 5 лет), за исключением  отдельных категорий работников (например, впервые назначенных судей  – по истечении 6 месяцев работы);

6) выплата  заработной платы не реже 1 раза  в месяц (по ТК – 2 раз);

7) выплата  среднего заработка за время  отпуска не позднее чем за 1 день до начала трудового отпуска (по ТК – за 2 дня).

Тем не менее, нормы временного Декрета № 29 подлежат непосредственному применению на практике в отношении работников, работающих по контракту. В случае расхождения декрета с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Но ведь, кроме ухудшения положения работника по контракту, существуют и положительные моменты. В контракт включаются пункты: 1) предоставление дополнительного поощрительного отпуска до 5 календарных дней; (конечно же хотелось, чтобы наниматель ставил по максимуму – 5 дней, но к сожалению на практике ставится только 1 день); 2) повышение тарифной ставки до 50 % (опять же, вроде бы и хорошо – повышение!!! Но в, то же время и ограничение – только до 50 %).

Как ни странно, но исходя из Декрета № 29 только эти пункты можно назвать положительными для работника.

В литературе рассматривается также такой вариант, что наниматели на практике вырабатывают собственную линию применения контрактного законодательства. Вот, например, наниматели вправе:

1) устанавливать  максимальные сроки контрактов  для работников, тем самым –  бороться с текучестью кадров;

2) устанавливать  минимальные сроки контрактов, тем  самым – обеспечивать себе  возможность избавления от неугодных  работников, без мотивов увольняя  тех по истечении срока действия  контрактов, что в свою очередь  влечет ухудшение правового положения  работников, психологическое напряжение  в трудовых коллективах.

Хотя и в первом случае положение работников также ухудшается, что связано с невозможностью гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, правом, конституционно закрепленным.

К сожалению, для большинства организаций Республики Беларусь характерна вторая линия поведения нанимателей. Под угрозой увольнения по истечении срока контракта работникам нельзя «много болеть» (в том числе членам семьи), «мало работать» за пределами рабочего времени без учета гарантий, предусмотренных законом.

 

2.2. Особенности  заключения контракта 

с отдельными категориями граждан

К с отдельными категориями граждан относят заключение контрактов:

- с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, — на срок не менее чем до окончания указанных отпусков;

- с работником предпенсионного возраста (женщины — 53 года, мужчины — 58 лет), добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, — на срок не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет) и получения ими права на пенсию по возрасту.

Наниматель с согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребен-ком до достижения им возраста 3 лет, обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.

А ещё, есть и такие особенные категории, как государственные служащие и руководители организаций. Вначале о гослужащих.

А) Совет Министров Республики Беларусь Постановлением от 07.10.2003 № 1271 утвердил «Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими». Как отмечено в Положении, оно разработано в соответствии с Законом и Декретом № 29 и устанавливает общий порядок и условия заключения контрактов нанимателей с государственными служащими.

В Положение № 1271 включена в качестве самостоятельной норма о том, что контракты заключаются с гражданами, поступающими на государственную службу. Там особо не оговаривается то обстоятельство, что с отдельными категориями государственных служащих контракт не заключается. Это касается Премьер-министра Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, а также судей. Приведенное исключение из правила содержится в п. 5 ст. 30 Закона № 204-З. В то же время в п. 4 Положения № 1271 воспроизведено предписание п. 6 ст. 30 Закона, что с гражданами, поступающими на государственную службу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Контракты не могут заключаться с лицами: - не достигшими 18-летнего возраста; - признанными в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; - лишенными судом права занимать государственные должности в течение определенного времени; - имеющими в соответствии с медицинским заключением заболевание, входящее в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей; - отказавшимися от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендуют граждане, связано с использованием таких сведений; - не соответствующими квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей; - в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; - не являющимися гражданами Республики Беларусь; представившими заведомо недостоверные сведения, необходимые для занятия государственной должности; - не представившими декларацию о доходах и имуществе или умышленно внесшими в декларацию о доходах и имуществе неполные или недостоверные сведения; - уволенными с государственной службы за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения 2 лет со дня увольнения за такие действия; - в иных случаях, установленных законодательными актами.

С гражданами, поступающими на государственные должности, учрежденные для непосредственного обеспечения деятельности и реализации полномочий Президента Республики Беларусь, других государственных служащих, контракт заключается на срок, не превышающий срока полномочий соответствующих лиц. Следует отметить, что перечень должностей государственных служащих, учреждаемых для непосредственного обеспечения деятельности и реализации полномочий Президента Республики Беларусь, определяется Президентом Республики Беларусь, а других государственных служащих - Правительством Республики Беларусь. Контракт подписывается сторонами в 2-х экземплярах и хранится у каждой из сторон.

Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица о назначении государственного служащего на должность.

Информация о работе Заключение и продление трудового договора (контракта) в РБ