У истоков мирового автомобилестроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью моей курсовой работы является изучение развития монопольных компаний на примере автомобилестроения в США.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:
Рассмотреть историю развития мирового автомобилестроения.
Рассмотреть наиболее крупные автомобильные компании, занимавшие монопольное положение на автомобильном рынке США в рассматриваемый период.
Выявить проблемы, с которыми сталкиваются монопольные компании.
Сделать общую оценку развития данных компаний и их влияния на мировой рынок автомобилестроения.

Вложенные файлы: 1 файл

вторая.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Тщательно разработанные Де Дионом и Бутоном небольшие одноцилиндровые машины завоевали популярность и продержались на рынке до 1912 года, несмотря на появление двухцилиндровых и четырехцилиндровых моделей. Причиной тому были надежность, комфортность, простота в управлении и достаточная мощность. Помимо этого двигатель "De Dion-Bouton" с 1898 по 1908 год дал жизнь сотне разных модификаций, а они, в свою очередь, — многим весьма престижным автомобилям (один из них — "Renault).

Англия оставалась позади Франции и Германии по производству легковых автомобилей. Первый "Daimler", созданный англичанами, появился в 1897 году33. Он представлял собой всего-навсего копию модели "Panhardet Levassor", оснащенную двигателями "Daimler", которые первоначально импортировались из Германии.

Самым оригинальным из всех английских автомобильных инженеров был Фредерик Уильям Ланчестер. Он отличался весьма своеобразным подходом к вопросам конструирования автомобиля. Первый "Lanchester" был изготовлен в 1895–1896 годах и не был похож ни на один автомобиль того времени. По свидетельству летописца автомобилестроения Энтони Берда, "это был первый легковой автомобиль в мире, созданный на научной основе как единое целое"34. Однако его промышленное производство было начато лишь в конце 1900 года.

Силовой агрегат представлял собой двигатель с двумя противоположно расположенными цилиндрами и двумя вращающимися в разных направлениях коленчатыми валами. Оба вала были соединены шестернями со спиральными зубьями, что обеспечивало двигателю недосягаемую по тем временам уравновешенность. Мотор включал в себя также оригинальный клапанный механизм и полностью автоматическую систему смазки. Этот удивительный двигатель работал в паре с планерной коробкой передач, что в те годы казалось высшим достижением технической мысли. Управлялась машина при помощи легкого и простого Т-образного руля.

Несколько усложненная, но совершенная по своему техническому решению, двухцилиндровая модель "Lanchester" обошла своих конкурентов, благодаря своей надежности, мягкости хода и простоте эксплуатации. Но, к сожалению, она заявила о себе слишком поздно: промышленность уже взяла на вооружение компоновку по "системе Panhard".

В высшей степени консервативной и наиболее отвечающей британским вкусам, причем с ярко выраженной репутацией спортивного автомобиля, представлялась марка "Napier". Но ему пришлось потесниться и дать дорогу одному из самых выдающихся автомобилей всех времен — непревзойденному "Rolls-Royce 40/50", именуемому чаще "SilverGhost". Созданный в 1906 году, шестицилиндровый автомобиль модели "40/50" стал звездным часом его конструктора Генри Ройса35. Элегантный, но не слишком дорогой, он выделялся среди других марок удивительной изысканностью, благодаря логичным техническим решениям и высочайшему качеству материалов и сборки. Механические детали этой модели до сих пор удивляют своей долговечностью, а надежность, проверенная в различных испытаниях, считалась легендарной. Так "Silver Ghost" оказался впереди всех конкурентов, поэтому его выпуск продолжался вплоть до 1925 года, и только в самые последние годы появились признаки устаревания модели. Примечательно было то, что "Rolls-Royce" стал самым роскошным автомобилем того времени, одновременно сохраняя свою спортивную жилку. Немногие высококлассные автомобили могли похвастать подобной универсальностью.

Также еще одним из производителей автомобилей в Англии был завод "Maudslay" из Коверни, который сделал себе имя на выпуске судовых двигателей, прежде чем заняться автомобилестроением. А в 1913 году во весь голос заявила о себе фирма из Ковентри, ставшая самой известной на Британских островах (будущий производитель спортивных моделей "Jaguar").

Пока "Rolls-Royce" и "Delaunay-Belleville" совершенствовали утонченность в автомобилестроении, в Германии "Daimler" упрочивал свою репутацию в конструировании спортивных автомобилей, подтверждением чего стал "Mercedes", выпущенный фирмой в 1901 году. На его фоне другие марки стали казаться старомодными. Несколько лет "Mercedes" удерживала лидирующее положение среди гоночных машин (в частности, в 1908 году одержала победу во Франции в гонках French Grand Prix на специально сконструированном гоночном автомобиле с двигателем рабочим объемом 12,8 литра (мощность 135 л.с.)36 . Однако, ввиду новых правил по ограничению мощности, век таких монстров подходил к концу. С течением времени производители спортивных автомобилей все чаще стали обращаться к новинкам технического прогресса, поэтапно отказываясь от подавляющего своими размерами двигателя. Примером такого подхода стали французские машины "Peugeot". В 1912 году появился универсальный многоцелевой автомобиль с двумя распределительными валами (по четыре клапана на цилиндр) в головке цилиндров и полусферическими камерами сгорания. Однако и эта машина требовала дальнейшего совершенствования, так как для реализации двух последних преимуществ требовался двигатель более быстроходный, чем "Peugeot". Поначалу двигатели "Peugeot " отличались значительными рабочими объемами (до 7,6 литра), но вскоре им на смену пришла трехлитровая модель. А когда в 1914 году были введены ограничения для гоночных автомобилей класса "гран-при", "Peugeot" откликнулся на это моделью с 4,5-литровым двигателем, пятиступенчатой коробкой передач и тормозами на четыре колеса. При этом "Peugeot" не производил впечатление маломощного.

Разработав и запустив в производство 16-клапанный двигатель, французская фирма обеспечила себе достойное место в истории автомобилестроения. Постепенно схема "четыре клапана на каждый цилиндр" стала классикой для гоночных автомобилей. Но влияние "Peugeot" в спортивном автомобилестроении не иссякало: конструктором модели "Humber ТТ" стал инженер, впоследствии поступивший на фирму "Bentley", а важнейшим ее достижением стала разработанная им в 1919 году 16-клапанная головка цилиндра — опять же под воздействием "Peugeot"37.

В последние годы перед первой мировой войной произошла эволюция нового типа автомобиля: благодаря участию самих производителей в автомобильных гонках, появился приемистый спортивный автомобиль."Bugatti"- модель "13", доказала, что такой автомобиль вовсе не обязательно должен быть массивным и подавляюще мощным, и стала самой значительной новинкой накануне войны 1914 года38.

Итальянец Этторе Бугатти пошел по пути широкого применения передовых технологий во имя механической эффективности и облегчения конструкции. Так появился блок цилиндров из алюминиевого сплава и коленчатый вал на шариковых подшипниках, а также распределительный вал в головке цилиндров... Коробка передач отличалась компактностью, шасси — легкостью, новинка — многодисковое сцепление. В итоге с конвейера фирмы сошел подвижный автомобиль с гарантированной скоростью 100 км/час, управлять которым было легко и приятно. Переключение передач и включение сцепления не требовало от водителя никаких усилий, а в двойном выжиме сцепления не было необходимости. При этом никому не приходило в голову, что можно не воспринимать эту малютку всерьез.

 К началу первой  мировой войны основная техническая  база автомобиля была заложена: двигатель с распределительным  валом в головке цилиндров, ведущие передние колеса с независимой подвеской, тормоз на все четыре колеса. Пора младенчества и становления автомобиля миновала, и он все активнее внедрялся в повседневную жизнь, становился не просто аристократической игрушкой, а именно предметом потребления. Особенно стремительно это происходило в США, где был самый емкий автомобильный рынок в мире39.

Одной из первых автомобильных компаний  в США была «Олдсмобиль». Основателем компании является Рэнсом Олдс, который в 1891 году построил собственный трехколесный паровой прототип. Годом позже появился первый бензиновый автомобиль Олдса. Вдохновленный интересом, проявленным покупателями к его машинам, в 1897 году конструктор организовал предприятие OldsMotor Vehicle Company. Первый блин оказался комом, и в 1899 году компанию пришлось реструктурировать и преобразовать в «OldsMotorWorks», чтобы избежать неприятностей. В 1901 году Олдс построил свой самый знаменитый автомобиль, прозванный Curved Dash. Машина продавалась всего за 650 долларов и стала первым по-настоящему недорогим автомобилем в мире. Все вроде бы шло хорошо, но в марте 1901 года на заводе Олдса в Детройте разразился пожар, полностью уничтоживший предприятие. Компанию перевели в Лэнсинг, а Олдс, сколотивший к тому моменту огромное состояние, два года спустя продал свою часть акций. В 1908 году «OldsMotor» вошла в состав «Дженерал Моторс» («General Motors»), молодой компании, стремительно набиравшей обороты своего развития.

В начале 20 века автомобильный рынок США начинает активно развиваться, появляется большое количество новых компаний. Но лидирующие позиции занимают только три: «Форд», «Дженерал моторс» и «Крайслер». Эти компании занимали конкурирующее положение между собой и вместе они контролировали автопром США. Именно они составили так называемую «Большую Тройку», которую еще долго никто не мог потеснить с мирового рынка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II «Большая Тройка»

2.1 «Дженерал моторс».

Корпорация «Дженерал моторс»(GM) - лидер «большой тройки» автомобильных гигантов США («Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер»). «Дженерал моторс» - это вертикально интегрированная компания, на предприятиях которой выполняются практически все операции, связанные с производством автомобилей, а также сбытом готовой продукции, запчастей и сопутствующих товаров. Наряду с главным своим бизнесом- производством автомобилей - «Дженерал моторс» производит дизельные двигатели различного назначения, тепловозы, дорожно - строительное оборудование, а также поставляет автомобильные компоненты другим компаниям. Кроме того, «Дженерал моторс»  является традиционным поставщиком Пентагона, выпуская продукцию сугубо военного назначения (авиационные турбины и их компоненты, системы навигации и управления, различные типы авиакосмического оборудования).

Началась история компании 16 сентября 1908 года, когда предприимчивый продавец повозок Уильям Дюран скупил несколько мелких компаний по производству автомобилей, объединив их в одну и назвав несколько заурядно «Дженерал моторс компани»40. Фирма представила миру грузовик «Бьюик»- машину, ставшую знаменитой на весь мир.

 История  становления  и роста «Дженерал моторс»- это  история поглощения других компаний, централизация капитала в руках  ее владельцев. Так две недели  спустя после ее основания  в «Дженерал моторс» вошел «Бьюик», еще через полтора месяца был присоединен «Олдсмобил», а в 1909 году - «Кадиллак» и «Понтиак». К 1910 Дюран настолько расширил «Дженерал моторс компани», что в нее вошли 25 мелких фирм, в большинстве своем производивших автомобили и принадлежности41.

И в процессе этого компания превратилась в корпорацию. Организационно фирмы были слабо связаны друг с другом, каждая компания практически управлялась автономно. Родительская фирма выступала в качестве холдинговой компании. Все эти покупки можно было бы назвать удачными, если бы не одно «но». В результате всех этих сделок Дюран нажил неимоверное количество долгов и  нуждался в очередном кредите. Но позиция кредиторов была однозначной: кредиты в обмен на отставку Дюрана. Казалось, это был крах…Но не для Уильяма.

Еще в 1905 году его внимание привлек знаменитый гонщик Луи Шевроле. Дюран предлагает стать ему официальным гонщиком Buick. И в 1911 г., уже находясь в отставке Уильям Дюран уговаривает Шевроле заняться производством нового автомобиля, который должен был «выехать» на имени известного гонщика. 3 октября 1911 года появилась первая модель Chevrolet42. Свою знаменитую эмблему «галстук- бабочка» он получил несколько позже и на этот счет есть легенда. Она гласит, что «галстук- бабочка» в прямом смысле этого слова был содран Шевроле с обоев гостиницы, в которой он часто останавливался. Клочок бумаги он увез с собой и потом показывал друзьям со словами « Вот такая должна быть автомобильная эмблема - она поможет машине двигаться в бесконечность…»43

Однако цена первой модели была слишком высокой - раз в пять дороже популярного тогда Форда. Поняв это, Дюран меняет концепцию производства и начинает выпуск простых, но дешевых моделей. Здесь он, что называется, «попал в струю». Дюран выпустил на рынок Chevrolet-490, принесший компании бешеную славу и деньги. Новая модель получилась очень дешевой, но притом надежной и простой в эксплуатации и ремонте. Уже в течение первых месяцев продажи побили все мыслимые рекорды. Именно с 490 модели началась корпоративная традиция компании Chevrolet по производству простых и недорогих автомобилей. Дешевые и популярные модели Chevrolet наводнили рынок, Дюран получает отличную прибыль и вновь нацеливается на «Дженерал моторс». Вскоре он выкупает контрольный пакет акций, триумфально возвращается в кресло председателя правления и присоединяет к концерну фирму Chevrolet. К этому времени фирма становится настоящим автогигантом.

Во время Первой мировой войны для нужд армии «Дженерал моторс» поставляет военные грузовики и различные модификации на их основе. По окончании войны корпорация занялась переоборудованием конвейера и усовершенствованием автомобилей. Однако же, Дюран оказался более удачным авантюристом, чем дельцом, поэтому дела компании снова пришли в упадок… Логическим завершением господства Дюрана стало то, что  в 1920 г. финансовая группа Дюпона- Моргана приобретает GeneralMotors за 21,6 млн. долларов. Дюран, покидая офис, с лучезарной улыбкой произносит историческую фразу: «Мы переезжаем!» 44Так он переехал в историю…

Во главе корпорации на много лет становится Альфред Слоун. Он начал работать на «Дженерал моторс» еще весной 1916 г. по приглашению Дюрана45. До 1918 г. Слоун выполнял обязанности вице-президента GM. С самого начала Альфред Слоун начинает работать над совершенствованием организационной структуры компании. Он разрабатывает концепцию основного офиса, координирующего остальные подразделения. Главными новациями Слоуна, введенными в компании, были: единая база ведения бухгалтерских операций и маркетинговая организация.

Его организаторский талант в полной мере проявился в 1920-е годы. Корпорация «Дженерал моторс», едване потерпевшая крах, бросила вызов лидировавшей тогда компании «Форд» и одержала победу благодаря реорганизации управления, модернизации изделий, проведению научно-технических и маркетинговых исследований. Особенно остро необходимость в реорганизации возникла во время кризиса в 1920 году, когда спрос на автомобили стал заметно падать, что вынудило производителей пойти на снижение цен. Этот кризис оказал большое влияние на автомобильную промышленность. В 1920 г. Альфред Слоун представил Дюрану план реорганизации GM, но последний не утвердил его. Лишь когда собственником компании стал Пьер Дюпон, подход к организационным методам управления был качественно изменен. В 1921-23 гг. усилиями Слоуна и подобранной им команды менеджеров удалось навести порядок в пошатнувшихся финансах корпорации. В 1923 г. Дюпон передал бразды правления в «Дженерал моторс» Альфреду Слоуну, сохранив, однако, финансовый контроль46.

Информация о работе У истоков мирового автомобилестроения