Мировая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Туристические услуги в международном товарообороте выступают как
"невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным
достоинством туристических услуг как товара является то, что
значительная часть этих услуг производится с минимальными
затратами на месте и, как правило, без использования иностранной
валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми
предприятиями туристской индустрии страны назначения.

Вложенные файлы: 1 файл

2. международный туризм.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)


Туристические услуги в международном товарообороте выступают как

"невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным

достоинством туристических услуг как товара является то, что

значительная часть этих услуг производится с минимальными

затратами на месте и, как правило, без использования иностранной

валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми

предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они

потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров

определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за

иностранную валюту.

 

Международный туризм как одна из форм международных

экономических отношений приобрел в современных условиях огромные

масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические,

экономические и культурные связи между государствами.

 

Для международного туризма характерны быстрый рост числа туристов

и резкое увеличение денежных поступлений. Если в 1950г. туристским

оборотом было охвачено 25 млн. человек, в 1960г. - 71 млн. чел., то

1982г. это число возросло до 280 млн. чел., в 1988г.- до 400 млн.

чел., в настоящее время перешло за 500 млн человек. Международный

туризм стал важным источником валютных поступлений для многих

развитых и развивающихся стран. В ряде стран поступления от

туризма составляют существенную часть валютных поступлений страны.

Например, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей

сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет более Э5%

- в Испании, Австрии, Греции; около 20% - в Португалии, 10-12% в

Швейцарии и Италии, 52% - на Кипре. В большинстве развивающихся

стран на долю иностранного туризма приходится 10-15% доходов от

экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Парагвай, Коста-Рика).

В ряде стран этот показатель значительно выше: в Колумбии он

составляет 20%, Ямайке - 30%, Панаме - 55%, на Гаити свыше 70%.

 

Наибольшее развитие международный туризм получил в

западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше

70% мирового туристского рынка и 60% валютных поступлений. Примерно 20%

падают на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе

взятые.

 

В классификации Всемирной туристской организации выделяются страны,

являющиеся в первую очередь странами-поставщиками туристов, и

страны, являющиеся в первую очередь принимающими странами. К

странам-поставщикам туристов относятся США, Бельгия, Дания, ФРГ,

Голандия, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада, Англия. К

принимающим туристов странам относятся Австрия, Италия, Швейцария,

Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.

 

Виды туристских услуг, предлагаемых в качестве товара на

капиталистическом рынке, довольно разнообразны. К ним относится:

 

- услуги по размещению туристов ( в гостиницах, мотелях,

пансионатах, кемпингах, боатингах);

 

- услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране

различными видами пассажирского транспорта;

 

- услуги по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах,

тавернах, кафетериях, пансионатах);

 

услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей

туристов (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных

галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории

и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);

 

- услуги, направленные на удовлетворение деловых интересов туристов

(участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях,

ярмарках и выставках);

 

- услуги торговых предприятий (продажа сувениров, подарков, открыток,

диапозитивов);

 

- услуги по оформлению документации(паспорта, визы и др.). Туристу могут

быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо

полный полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может

предоставляться путем продажи так называемых инклюзив-туров

(inclusive tour) или пэкидж-туров (packade tour).

 

Инклюзив-тур применяется чаще всего при авиационных

перевозках, причем стоимость перевозки туристов к месту

назначения и обратно определяется на основе специально

разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые иногда наполовину ниже

обычных. Он включает также стоимость размещения туристов в

 

гостинице, питание (полное или частичное) и другие услуги,

предоставляемые на определенное число дней пребывания туристов в стране

назначения. Общий уровень цены инклюзив-тура должен быть не ниже

обычного тарифа (т.е. стоимости транспортировки) до данной страны.

Клиенту сообщается паушальная цена инклюзив-тура без разбивки ее на

отдельные виды услуг. Инклюзив-туры предполагается использовать

как при групповых, так и при индивидуальных туристских поездках.

Пэкидж-тур также предполагает предоставление клиенту полного комплекса

услуг, который, однако, может и не влючать транспортные расходы.

Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой

программе.

 

Принципиального различия между этими понятиями нет. В

западноевропейских странах более распространен термин "инклюзив-тур", в

США - "пэкидж-тур".

 

Структура этих туров в значительной степени варьируется в

зависимости от страны, состава туристов, их покупальной

способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.

 

Международный туризм классифицируется в зависимости от

назначения классификации: по целям поездки, по срокам, по

средствам передвижения, по средствам размещения, по стоимости

поездки, по возрастному составу, по сезону. По целям поездки выделяются

следущие виды туризма: - курортный туризм с целью отдыха и лечения;

 

экскурсионный туризм - знакомство с природными, историческими

и культурными достопримечательностями;

 

- научный туризм - знакомство с достижениями науки, техники,

промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах,

симпозиумах;

 

- деловой туризм - поездки для проведения деловых переговоров;

 

- этнический туризм - поездки для свидания с родственниками. По

методу проведения выделяют организованный и

неорганизованный туризм. Организованный туризм, осуществляемый

туристскими фирмами или добровольными общественными

организациями, делится на три группы: плановый, т.е. по заранее

разработанному и согласованному с принимающей страной маршруту,

самодеятельный, означающий посещение данной страны без

определенной согласованной программы, и независимый,

предполагающий, что группа туристов самостоятельно планирует и

организует свою поездку и пребывание в стране, не прибегая к

услугам туристских фирм или добровольных организаций своей или

принимающей страны.

 

По численности участников различают индивидуальный туризм и

групповой.

 

При осуществлении туристских операций складываются

определенные отношения между производителями туристских услуг и

туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и

клиентами-туристами, с другой. Характер и содержание этих

соглашений различны.

 

Отношения между производителем туристских услуг (транспортная

организация, гостиница, ресторан, экскурсионное бюро) и

турагенством или туроператором чаще всего регулируются агентским

соглашением.

 

Агентские соглашения предусматривают передачу производителем, именуемым

принципалом, услуг туристическому агенту, а также передачу права

на продажу как отдельных видов этих услуг, так и инклюзив-туров от

имени и за счет принципала.

 

В нем содержаться определенные инструкции агенту по выполнению

возложенных на него задач, территориально ограничивается сфера

действия агента, устанавливаются его права и обязанности в

отношении принципала, а также порядок выплаты комиссионного

вознаграждения.

 

Агентское соглашение может быть оформлено как в письменной, так и в

устной форме.

 

Чаще всего типовые агентские соглашения содержат следующие условия :

 

агент обязан осуществлять свою деятельность как туристическое

агентство только по адресу и в помещении, на которое выдано

разрешение (лицензия);

 

- агент должен продавать билеты и туристские услуги только по

установленным принципалом ценам;

 

- агент вправе получать определенную комиссию, но не должен

предоставлять часть ее клиенту в виде скидки с цены или другому

агенту. Делить комиссию строго воспрещается;

 

- все денежные средства, получаемые от продажи услуг, не

принадлежат агенту и отделяются от его собственных средств;

 

- вся документация, относящаяся к продаже туристских услуг, может

быть в любой момент проверена принципалом;

 

- агент должен обеспечить рекламу услуг, предлагаемых

принципалом, всеми доступными средствами.

 

В агентское соглашение довольно часто вносится оговорка,

обязывающая агента не вступать в деловые отношения с другими

фирмами и не продавать туристские услуги других фирм.

 

В тех случаях, когда принципал предоставляет туристскому агентству

монопольное право продажи определенных туристских услуг (продажу билетов

на определенные виды транспорта иди определенные линии), туристское

агентство называется генеральным агентом.

 

Размер комиссионного вознаграждения агента зависит от вида и объема

предоставляемых им услуг. Так например, при продаже авиационных

туров агент получает комиссионные в размере 5-7,5%, при продаже

автобусных и судоходных туров - 10-15%.

 

В современных условиях получила большое распространение и другая

система взаимоотношений между производителем туристских услуг и

турагентством, называемая системой франшизы. Она во многом

совпадает с системой лицензирования, однако идет дальше, призывая

франшизополучателя к методам управления и технологическим

процессам франшизодателя.

 

Система франшизы предполагает заключение между двумя сторонами договора

франшизы. Этот договор предусматривает передачу прав и привилегий на

сбыт туристских услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на

основе технологии франшизодателя. Например, франшиза в системе

гостиничного хозяйства предусматривает использование

франшизополучателем торговой марки франшизодателя как средства

рекламы определенного типа услуг, применение технологии и

стандарта обслуживания франшизодателя в гостинице, получившей

франшизу, применение разработанных франшизодатедем методов и

систем управления гостиницей вплоть до ведения бухгалтерской

отчетности, использование методов подготовки персонала,

разработанных франшизодатедем, включая стажировку на предприятиях

франшизодателя, использование его резервационных систем, включение

франшизополучателя в общую систему рекламы и маркетинга

франшизодателя.

 

Применение этой системы началось в США с автопроката и затем

распространилось на гостиничное хозяйство. Сейчас эту систему широко

применяют такие американские гостиничные комплексы, как "Холидей

иннз", "Хилтон", "Интерконтинентал", "Хорвард Джонсон", "Шератон",

"Ромада Иннз", причем не только и не столько на внутреннем рынке,

сколько в международной практике. На долю франшизных предприятий

приходится основная часть гостиниц таких гигантов туристской

индустрии, как "Холидей Иннз" и "Хилтон". на основе франшизной системы

они внедряют американский стандарт сервиса и пробирают к рукам

гостиничные предприятия других стран без существенных капиталовложений,

призывая франшизные гостиницы к американской клиентуре и определенному

рынку.

 

Отношения между клиентом-туристом и туристским агентством

оформляются, как правило, устным договором или условиями

инклюзив-тура, изложенными в ваучере (ваучер-обменный ордер,

выдаваемый туристским агентством туристу в подтверждении оплаты

конкретных видов услуг и являющийся основанием для получения этого

обслуживания).

 

Организационные формы операций по международному туризму

претерпели с конца 60-х годов существенные изменения. Это связано в

первую очередь с развитием массового организованного туризма и

переходом его на совершенно новую основу, опирающуюся на развитую

туристскую индустрию и современные средства транспорта.

 

Для современных форм организации международного туризма

характерно, во-первых, усиление концентрации среди самой

многочисленной группы розничных фирм, предлагающих туристские услуги

турагентов, лишение большого числа таких фирм юридической и

хозяйственной независимости, появление в их отношениях с другими

компаниями новых форм связей (на основе предоставляемых лицензий

франшизы и др. ) .

 

Во-вторых, изменение характера деятельности туристских оптовых фирм и

превращение их в туроператорские фирмы, предлагающие полный

комплекс услуг в виде инклюзив-туров и выступающие связующим

звеном между предприятиями туристской индустрии и турагентствами.

 

В-третьих, образование крупных корпораций туристской индустрии и

осуществление ими непосредственно операций по предоставлению

туристских услуг клиентам. И, наконец, проникновение в сферу

туристского бизнеса "нетуристского" капитала - транспортных,

торговых фирм, банков, страховых обществ, газетных трестов как путем

создания в форме дочерних компаний собственных турагенств, так и

Информация о работе Мировая торговля