Тяговый расчет автобуса ЛАЗ – 695Н «Львов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Тяговой характеристикой автомобиля называется графическая зависимость удельной силы тяги от скорости движения автомобиля на каждой передаче.
Задаваемыми параметрами обычно являются: тип автомобиля; грузоподъемность или максимальное число пассажиров; максимальная скорость движения, по шоссе с заданным коэффициентом дорожного сопротивления, максимальное дорожное сопротивление на низшей передаче трансмиссии. Указывается также тип двигателя (карбюраторный, дизельный).

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
1. Построение внешней скоростной характеристики автомобильного двигателя………………………………………………
2. Тяговый баланс автомобиля……………………………………….
3. Динамический фактор автомобиля……………………………….
4. Характеристика ускорений автомобиля………………………....
5. Характеристика времени и пути разгона автомобиля………….
6. Мощностной баланс автомобиля…………………………………
7. Топливно-экономическая характеристика автомобиля………..

Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..
3

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 821.50 Кб (Скачать файл)

- минимальному удельному расходу топлива ng ,   [об/мин].

При наличии на двигателе ограничителя или регулятора частоты вращения коленчатого вала, графики внешней скоростной характеристики: строят с учетом их работы. Для построения линий, иллюстрирующих работу ограничителя (регулятора) – следует учитывать, что он срабатывает не мгновенно, а линейно, до увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя на 5% от ее номинального значения nN .

В дальнейшем, регуляторная ветвь изображается также на графиках тягового и мощностного балансов, графиках динамического фактора и ускорений.

 

 

Рис 1 Внешняя скоростная харакеристика

2. Тяговый баланс автомобиля

Тяговый баланс автомобиля - это совокупность графиков зависимостей силы тяги на ведущих колесах Fк,  [Н]  (на различных передачах), а также суммы сил сопротивления качению Ff, [Н] и воздуха Fw, [Н], от скорости движения автомобиля Va, [км/ ч].

Графики сил тяги на колесах автомобиля - Fк i = f (Va) строят для всех ступеней - i в основной коробке передач. Для автомобилей, имеющих раздаточную коробку, строят  также дополнительный график для случая одновременного включения первой передачи (i = 1) в основной коробке передач и низшей - в раздаточной. При наличии делителя, кривые Fк i строят для всех возможных передаточных чисел в КПП, раздаточной коробке и делителе.

Расчет сил тяги на колесах для каждой передачи – Fк i произведем по формуле:

,   [Н]         (2.1)                                                   

где: ТР - коэффициент полезного действия трансмиссии;

UТР - передаточное число трансмиссии;

rк - радиус качения колеса,  [м].

Передаточное число трансмиссии автомобиля определим как произведение:

                          UТР = UКПП  UРК  UГП              (2.2)                           

где : UКПП - передаточное число коробки перемены передач;

UРК - передаточное число раздаточной коробки или делителя;

UГП - передаточное число главной передачи.

              При расчетах радиусов качения колес, в качестве исходных данных, используют статический радиус - rстат,. При этом следует учитывать, что радиус качения rк обычно несколько больше статического и определяется индивидуально для диагональных и радиальных шин.

Радиус качения колеса с диагональной шиной: rк = 1,02  rстат,  [м];

Радиус качения колеса с радиальной шиной:     rк = 1,04  rстат,  [м].

КПД  трансмиссии автомобиля определяется на основании потерь мощности на трение:

,                                     (2.3)

Часть мощности при этом затрачивается на преодоление сил трения в зацеплениях зубчатых шестерен коробки передач, главных передачах ведущих мостов, в карданных шарнирах и шлицах,  подшипниках и сальниках, расходуется на взбалтывание масла и на его разбрызгивание. Поэтому мощность Nк - подводимая к ведущим колесам автомобиля, меньше мощности развиваемой двигателем - Ne’ на величину вышеперечисленных потерь - NТP.  Таким образом, величина NТP - учитывает два вида потерь мощности: потери, вызванные наличием трения в зубчатых зацеплениях, шарнирах, подшипниках, а также гидравлические потери. Причем, потери мощности на преодоление трения в зубчатых зацеплениях, шарнирах и подшипниках пропорциональны моменту, передаваемому трансмиссией.

Для упрощения расчетов определим КПД трансмиссии с учетом потерь на трение:

тр = 0,98К 0,97L 0,99M                                                  (2.4)

 

где:  K - число пар цилиндрических шестерен в трансмиссии автомобиля, через которые передается крутящий момент на i-той передаче;

L - число пар конических или гипоидных шестерен;

M - число карданных шарниров.

                            Следует помнить, что КПД трансмиссии - тр следует определять для каждой i - той передачи коробки перемены передач, а также раздаточной коробки или делителя.

 

 

 

 

Таблица 3

Определение КПД трансмиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

передача

1

2

3

4

5

Число пар цилиндрических шестерен, через которые передается момент

K

2

2

2

2

0

Число пар конических шестерен, через которые передается момент

L

1

1

1

1

1

Число карданных шарниров, через которые передается момент

M

2

2

2

2

2

КПД трансмиссии

KPD

0,913

0,913

0,913

0,913

0,951

Данные для определения передаточного числа трансмиссии

 

 

 

 

 

 

Передаточное число коробки

Uкп

7,44

4,1

2,29

1,47

1

Передаточное число раздаточной коробки

Uрк

 

 

 

 

 

Передаточное число главной передачи

Uгп

7,68

7,68

7,68

7,68

7,68

Передаточное число трансмиссии

Uтр

57,139

31,488

17,587

11,290

7,680

 

Расчеты зависимостей силы тяги на колесах автомобиля, от его скорости Fк i = f(Va),  выполняют с использованием выражения (2.1). Рассчитаем скорость движения автомобиля на всех передачах по формуле:

,     [км/ ч]                                                                                    (2.5)

Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля, рассчитанные для каждой передачи заносем в таблицу 5 .

Таблица 4

Определение радиуса качения колеса

 

статический радиус, м

rстат

0,5

радиус качения, м

0,520

 

Таблица 5

Определение силы тяги на ведущих колесах по передачам

 

 

1 передача

 

 

 

 

 

 

 

скорость движения, км/ч

va

1,37

3,43

5,15

6,86

8,58

10,29

13,04

сила тяги, Н

32884,6

38905,7

43537,3

48168,9

52800,6

57432,2

64842,8

 

2 передача

 

 

 

 

 

 

 

скорость движения, км/ч

va

2,49

6,23

9,34

12,45

15,56

18,68

23,66

сила тяги, Н

18121,9

21440,0

23992,3

26544,7

29097,1

31649,5

35733,3

 

3 передача

 

 

 

 

 

 

 

скорость движения, км/ч

va

4,46

11,15

16,72

22,29

27,87

33,44

42,36

сила тяги, Н

10121,7

11975,0

13400,6

14826,2

16251,8

17677,4

19958,3

 

4 передача

 

 

 

 

 

 

 

скорость движения, км/ч

va

6,95

17,36

26,05

34,73

43,41

52,09

65,99

сила тяги, Н

6497,4

7687,0

8602,1

9517,2

10432,4

11347,5

12811,7

 

5 передача

 

 

 

 

 

 

 

скорость движения, км/ч

va

10,21

25,53

38,29

51,05

63,82

76,58

97,00

сила тяги, Н

4602,2

5444,9

6093,1

6741,3

7389,5

8037,7

9074,8

 

 

Далее определяют силы сопротивления качению колес автомобиля по дорожному покрытию используя выражение:

  ,   [Н]                                         (2.6)

где:   ma - для условий данной курсовой работы, это масса полностью загруженного автомобиля,  [кг] (выбирается в соответствии с выданным заданием из таблицы 8.4);

g  = 9,81 -  ускорение свободного падения, [м/с2];

f  -  коэффициент сопротивления качению автомобильного колеса.

Величина коэффициента сопротивления качению колеса – f, зависит от скорости автомобиля. Для его определения используют выражение, предложенное Б.С. Фалькевичем:

  ,                                                                                  (2.7)

где: f 0 = 0,018- коэффициент сопротивления качению колес автомобиля по асфальтобетону;

      f 0 = 0,03 - коэффициент сопротивления качению колес автомобиля по грунтовой дороге.

Для расчета действующей на автомобиль силы сопротивления воздуха воспользуемся выражением вида:

  ,   [Н]                                  (2.8)

где: Кв – коэффициент обтекаемости формы автомобиля,

Sx - площадь Миделя - площадь проекции автомобиля на плоскость перпендикулярную продольной оси,  [м2].                                         

При известном значении безразмерного коэффициента аэродинамического сопротивления Сх можно легко определить значение коэффициента обтекаемости Кв по выражению, предложенному академиком Е.А. Чудаковым:

Кв = 0,5  Сх   в,   [кг/м3]                                     (2.9)

 

где:  в = 1,225 , [кг/м3] – плотность воздуха.

              Для нахождения площади Миделя автомобиля Sx воспользуемся выражениями:

-для автобусов                          -  Sx = Ва  Н,            [м2];

где: Ва и Н - соответственно наибольшие ширина и высота автомобиля,  [м];

В - колея передних колес автомобиля, [м] (выбирается в соответствии с выданным заданием из таблицы 8.4).

Графики суммарных сил сопротивления движению, строят для случаев разгона автомобиля с полной нагрузкой для 2-х типов дорог.

Рассчитанные значения сил сопротивления движению занесем в таблицу 7.

Таблица 6

        Определение площади Миделя  автомобиля

 

Коэфф. Аэродинамического сопротивления

Cx

0,43

плотность воздуха, кг/м3

1,225

ширина автомобиля, м

Ba

2,45

высота автомобиля, м

H

2,9

Коэфф. Обтекаемости формы

Кв

0,263

полная масса автомобиля, кг

ma

11425

площадь Миделя, м2

Sx

7,105

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Определение суммарной силы сопротивления движению

 

Скорость движения автомобиля, км/ч

va

0

20

40

60

80

100

коэфф. Сопротивления качению на асфальте

fасф

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,03

коэфф. Сопротивления качению на грунте

fгр

0,03

0,03

0,03

0,04

0,04

0,05

Сила сопротивления качению на грунте, Н

Ffасф

2017,4

2057,8

2178,8

2380,6

2663,0

3026,1

Сила сопротивления качению на асфальте, Н

Ffгр

3362,4

3429,6

3631,4

3967,6

4438,3

5043,6

Сила аэродинамического сопротивления, Н

Fw

0,0

57,8

231,0

519,8

924,1

1443,9

Суммарная сила сопротивления на асфальте, Н

Fw+Ffасф

2017,4

2115,5

2409,8

2900,4

3587,1

4470,0

Суммарная сила сопротивления на грунте, Н

Fw+Ffгр

3362,4

3487,4

3862,4

4487,4

5362,4

6487,5

Информация о работе Тяговый расчет автобуса ЛАЗ – 695Н «Львов»