Транспортная инфраструктура города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Белгородской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой
4. Охарактеризовать транспортную инфраструктуру Белгородской области
5. Выделить проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения на примере Белгородской области

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФКАСТРУКТУРЫ 5
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры 5
1.2 Организация транспорта, правовые основы управления и регулирования в области транспорта 7
1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой. Пути их решения 11
Выводы 14
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 16
2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры 16
2.2 Автомобильный транспорт 18
2.3 Пригородное троллейбусное сообщение 18
2.4 Железнодорожный транспорт 19
2.5 Воздушный транспорт 20
Выводы 21
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

ВВЕДЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ ТГУ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Системный подход к решению транспортных проблем - это осуществление на государственном уровне сложной интегрированной политики на основе синтеза систем управления транспортом, градостроительства, землепользования и организации дорожного движения, реализуемой через соответствующие отраслевые и правовой базы. Только такой синтез управления становится необходимым условием ликвидации транспортного коллапса в крупных городах7.

Пути эффективного решения проблем транспортных систем городов:

    • совершенствование отраслевой правовой базы и методов государственного управления автомобильным транспортом и системной организацией дорожного движения;
    • рациональное комплексное транспортное и градостроительное планирование;
    • оперативная организация дорожного строительства и максимальное сохранение существующей дорожной сети;
    • внедрение современных систем управления движением городского транспорта, обеспечивающих равноправный доступ участников дорожного движения к имеющимся ресурсам магистральных автотранспортных сетей.

Камнем преткновения в решении современных проблем в транспортной отрасли в целом сегодня является несовершенство нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию транспортной политики крупных городов с учетом их специфических особенностей. Принимаемые законодательные акты грешат большим количеством недочетов и упущений, а также отсутствием четкого и всестороннего разграничения предметов в ведении между федеральным, региональным и местным уровнями управления.

Система показателей состояния транспортной системы города8:

    • Планировочные показатели
    • Показатели организации и безопасности движения
    • Финансовые показатели
    • Перевозочные показатели
    • Подвижность населения
    • Показатели соотношения общественного и частного транспорта
    • Показатели воздействия транспорта на внешнюю среду

В настоящее время на федеральном уровне власти заботы в сфере организации дорожного движения взял на себя Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации. Для управления на регионально-муниципальном уровне в Закон об общих принципах организации законода-тельных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации следует прописать обязанности субъектов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Отдельно следует выделить создание специального органа в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, непосредственно обеспечивающего реализацию государственной политики в области организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Таким специальным органом должен стать Центр управления и организации дорожного движения.

Для оперативного управления и проведения слаженной государственной политики по рассматриваемым сегодня вопросам необходимо разработать и принять документ, определявший на ближайшую перспективу необходимость реализации государственных стратегических мер по выводу деятельности в сфере ОДД и транспортного планирования на лидирующие позиции.

Таким документом может стать Концепция государственной стратегии в сфере организации дорожного движения и транс-портного планирования городов. Концепция станет основой для разработки принятия программ по развитию дорожных сетей городов страны.

Цель государственной политики – повышение качества жизни населения путем обеспечения гарантированной надежности, безопасности, устойчивости, адаптивности, эффективности функционирования транспортных систем городов. В концепции должны быть рассмотрены три уровня воздействия: управленческие, законодательные, организационно-технические в отношении пяти объектов приложения концепции9.

Выводы

 

1. Городские транспортные сети в своей совокупности образуют городскую транспортную инфраструктуру. Транспортная инфраструктура в планировочной структуре современного города является основой, вокруг которой образуются и развиваются элементы городской среды.

2. Транспорт - комплексная отрасль экономики, имеющая в своем составе автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный и иные виды (отрасли) транспорта. Транспорт относят к отраслям производственной инфраструктуры. Главным общественным назначением и основной деятельностью транспортной отрасли являются перевозки грузов, пассажиров и багажа в соответствии с нуждами, потребностями и интересами грузоотправителей и грузополучателей, пассажиров.

3. Для оперативного управления и проведения слаженной государственной политики по рассматриваемым сегодня вопросам необходимо разработать и принять документ, определявший на ближайшую перспективу необходимость реализации государственных стратегических мер по выводу деятельности в сфере ОДД и транспортного планирования на лидирующие позиции.

 

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры

Важную роль в обеспечении устойчивого экономического и социального развития области играет транспорт, он обеспечивает потребности экономики и населения  в транспортных услугах10. В последние годы транспортная система Белгородской области в целом удовлетворяла спрос на перевозки пассажиров и грузов. Однако она характеризуется не только объемами выполненной транспортной работы и качеством оказания транспортных услуг. Транспортная система – это все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности. По данным управления ГИБДД УМВД России по Белгородской области на конец  2010 года в области насчитывалось 400,2 тыс. автомобилей, в том числе 8,9 тыс. автобусов, 53 тыс. грузовых и 338,3 тыс. легковых автомобилей.  Быстрыми темпами пополняется автомобильный парк индивидуальных владельцев. На конец 2005 года доля грузовых автомобилей у физических лиц, в общем их количестве составляла 50,2%, автобусов – 47,1%, легковых – 96,1%, то на конец 2010  года соответственно 61,2%, 54,4% и 96,6%. По сравнению с 2005 годом парк  автомобилей возрос на 30,1%, с 2009 годом - на 2,5%, в том числе число автомобилей индивидуальных владельцев увеличилось соответственно на 34,8% и на 2,2%

Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями в  2010 году  составила 213,2 автомобиля на 1000 человек населения. По обеспеченности населения легковыми автомобилями среди регионов ЦФО Белгородская область  занимает 10 место.

Техническое перевооружение транспорта в настоящее время является ключевой задачей. Без него нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала и эффективного обслуживания экономики и населения области, а также обеспечить в полной мере безопасность перевозок и охрану окружающей среды. Транспортные средства, используемые для перевозки грузов и пассажиров, в большинстве случаев эксплуатируются в течение длительного времени.

Автомобильные дороги являются важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры, способствующей экономическому росту, решению социальных задач и обеспечению национальной безопасности.

На конец 2010 года общая протяженность автомобильных дорог (включая дороги необщего пользования) в Белгородской  области составила 8728,1 километра, в том числе дороги с твердым покрытием – 8055,5 километра (92,3%), с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонное, цементобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) – 7731,1 километра (88,6%).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006г. № 209 "О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации" установлены новые принципы классификации автомобильных дорог. Главным отличием новой классификации от ранее действовавшей является введение еще одного типа дорог общего пользования - автомобильные дороги муниципальных образований (дороги местного значения). Появление этого вида автомобильных дорог предопределило разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

В сети автомобильных дорог более благоустроенными являются федеральные дороги, их протяженность составляет 114,1 километра или 1,3% общей протяженности дорог.  Все  федеральные дороги имеют усовершенствованное покрытие. Автомобильные дороги общего пользования составляют 83% в общей протяженности автомобильных дорог Белгородской области. Доля автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием равна 92,6% от общей протяженности автодорог общего пользования, что выше среднероссийского уровня (80,6%). По доле дорог с твердым покрытием Белгородская область занимает седьмое место среди субъектов ЦФО.

2.2 Автомобильный транспорт

В городе действуют 3 автовокзала: автовокзал Белгород, автовокзал Белгород-2 (расположен на привокзальной площади), автостанция «Энергомаш». От автостанции «Энергомаш» в основном отходят автобусы пригородного сообщения (например, Энергомаш-Майский). От автовокзала «Белгород 2» отправляются автобусы до ближних районных центров, причём отправление автобусов согласовано с прибытием электропоездов. Так, например, можно приехать на электричке из Ржавы и через 20 минут отправиться на автобусе в Грайворон. Также каждый час отправляются автобусы на Харьков, Москву. От центрального автовокзала отправляются автобусы в Кишинёв, Киев, Астрахань, Волгоград, Москву, Смоленск, Санкт-Петербург, Донецк, Днепропетровск, Львов, Саратов и в города ЦФО. Также автобусы связывают центральный автовокзал абсолютно со всеми районами области, маршруты захватывают большинство сёл и деревень.

2.3 Пригородное троллейбусное сообщение

В Белгородской области работает одна из немногих в России линий пригородного троллейбусного сообщения протяжённостью 34 км, проходящая по Федеральной автодороге "Крым" и соединяющая административный центр области с посёлком Майский[2]. Таким образом, троллейбусная система охватывает не только областной центр Белгород, но и посёлок Майский в Белгородском районе Белгородской области. Пригородный маршрут №15 «Энергомаш» — Харьковская гора — Майский, протяжённостью 34 километра (одна из самых длинных линий пригородного троллейбусного сообщения в России). До 2002 года линию обслуживали 3-4 троллейбуса с интервалом движения 25-30 минут от остановки Завод «Энергомаш» до Сельскохозяйственной академии в посёлке Майский, начиная с 2002 года количество машин начало сокращаться до 2-3 в день, затем до 1 машины по расписанию 5 раз в сутки начиная с 2006 года. В 2011 году при поддержке бывшего директора МУП В. А. Рудого по многочисленным просьбам жителей города и Белгородского района была предпринята попытка реанимировать движение троллейбусов по данному маршруту и увеличено количество машин на линии до 3-х в первую смену и 2-х во вторую, но с уходом господина Рудого выход троллейбусов на линию 15 маршрута снова был сокращён до 1 машины, а с июля 2012 года и вовсе движение было закрыто, ввиду замены троллейбуса на малогабаритный автобус семейства ПАЗ. Дальнейшая судьба пригородной линии троллейбуса под угрозой. Есть информация о планах её демонтировать.

Длина контактной сети троллейбусных линий Белгорода более 120 км. Троллейбусный парк города состоит из 150 единиц техники, в основном троллейбусы российского производства ЗиУ-682В, 2 единицы ЗиУ-683, эксплуатирующиеся с 1990 года, и 3 единицы ЗиУ-6205, 30 единиц Оптима, а также имеется один троллейбус Skoda-ВМЗ-14Tr, запущенный в эксплуатацию в 1996 году. В 2002 году администрацией города было закуплено 15 новых троллейбусов ЗиУ-682Г, а в 2005 году было куплено ещё 20 новых троллейбусов ЗиУ-682Г, а в 2011 — 30 троллейбусов Тролза-5275.05 «Оптима»[6].

2.4 Железнодорожный транспорт

Железнодоро́жный тра́нспорт в Белгоро́дской о́бласти является важной составляющей транспортной системы региона. Железнодорожная сеть региона представлена магистралями Москва — Белгород — Харьков, Москва — Валуйки — Луганск, Валуйки — Лиски и другими железнодорожными линиями. Протяжённость железнодорожных путей общего пользования на территории области составляет 700 км, густота железнодорожной сети — 2,58 км на 100 км2 площади. Бо́льшая часть железнодорожных линий на территории области относится к Белгородскому отделению Юго-Восточной железной дороги.

Объём отправления грузов железнодорожным транспортом на территории Белгородской области в 2008 году составил 40,5 млн. тонн[5]. Наибольший вклад в объём погрузки вносят предприятий горнодобывающей промышленности (Стойленский и Лебединский ГОКи). Основные станции погрузки: Стойленская, Старый Оскол, Котёл. Линии Валуйки — Старый Оскол и Валуйки — Лиски широко используется для транзитных грузовых поездов, следующих с территории Украины. Таможенный досмотр грузовых поездов осуществляется на станциях Валуйки (основной объём) и Белгород. В связи с возрастающим грузопотоком ведётся строительство постоянных пропускных пунктов «Головчино» (на станции Хотмыжск) и «Красный Хутор» (на одноимённом остановочном пункте).

Через Белгородскую область в зимний период проходит не менее 25 пар поездов дальнего следования, бо́льшая часть которых следуют по магистрали Москва — Харьков на территорию Украины и в обратном направлении. В летний период назначаются дополнительные поезда и количество пар возрастает до 70 и более. Таможенный досмотр поездов дальнего следования осуществляется на станциях Белгород и Валуйки. В Белгородской области формируется 2 фирменных поезда: «Белогорье» сообщением Белгород — Москва и «Приосколье» сообщением Валуйки — Старый Оскол — Москва.

Белгородская область является приграничным регионом, вследствие этого целый ряд пригородных поездов является международными: Белгород — Казачья Лопань — Харьков (пропускной пункт Наумовка — Казачья Лопань), Белгород — Волчанск (пропускной пункт Нежеголь — Волчанск), Валуйки — Тополи, Готня — Ворожба (пропускной пункт Илек-Пеньковка — Пушкарное), Готня — Одноробовка — Харьков (пропускной пункт Хотмыжск — Одноробовка).

2.5 Воздушный транспорт

Аэропорт Бе́лгород — международный аэропорт, обслуживающий город Белгород и его агломерацию, а также города Белгородской области. Расположен в северной части города, в Восточном округе. Аэродром Белгород 2 класса, оборудован одной взлётно-посадочной полосой 11/29 класса длиной 2 500 м и шириной 45 м. Покрытие полосы — асфальтобетон, максимальный взлётный вес воздушного судна — 190 тонн. Является запасным аэродром московской воздушной зоны[3]. Принимает воздушные суда среднего размера Ил-76,Ту-154,Ту-204, Boeing 757,Airbus A321 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Один из немногих аэропортов в ЦФО, сохранивший свою полную работоспособность. Осуществляет приём воздушных судов в любое время суток, при любых погодных условиях[4]. Аэропорт работает круглосуточно.

Старый Оскол — аэропорт города Старый Оскол. Аэродром оборудован взлётно-посадочной полосой длинной 1800 метров и шириной 40 метров. Кроме того, имеется 4 места для стоянки воздушных судов и терминал с пропускной способностью 37 чел/час. Принимает воздушные суда: Ан-24, Ан-140, Ан-148, Saab 2000, Saab 340, Як-40, Як-42, Ил-114

Выводы

1. В городе расположены: железнодорожный вокзал «Белгород», автовокзал «Белгород», действует  внутригородское автобусное и  троллейбусное сообщение.

2. Воздушное сообщение  с Белгородом осуществляются через международный аэропорт Белгород (аэропорт), который обеспечивает круглосуточный приём воздушных судов типа Ил-76, Ту-154, Boeing 737, Airbus A320 и классом ниже.

3. Через Белгородскую  область проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными районами России и Украиной, в том числе федеральная автотрасса М-2 «Крым» и железнодорожная магистраль «Москва — Харьков — Севастополь». Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 694,6 км, протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием (включая ведомственные) — 8,5 тыс. км или 87,7 % от общей протяжённости.

Информация о работе Транспортная инфраструктура города