Транспортный комплекс города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является исследование городского транспортного комплекса.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
• рассмотрены структура и принципы управления городского транспортного комплекса;
• изучена организация управления транспортным комплексом города;
• исследованы особенности рынка транспортных услуг и проблемы транспортного комплекса города.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Структура городского транспортного комплекса . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Организация управления транспортным комплексом города . . . . . 8
3. Особенности рынка транспортных услуг
и проблемы транспортного комплекса города . . . . . . . . . . . . . . . .
11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная-городское хозяйство.docx

— 37.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1.

Структура городского транспортного  комплекса . . . . . . . . . . . . . . .

5

2.

Организация управления транспортным комплексом города . . . . .

8

3.

Особенности рынка транспортных услуг 

и проблемы транспортного  комплекса города . . . . . . . . . . . . . . . .

 

11

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

 

Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

 

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода к рыночным отношениям роль повышения эффективности  управления транспортом существенно  возрастает. С одной стороны от развития транспортного комплекса  зависит эффективность работы физических и юридических лиц, а с другой стороны, сам рынок подразумевает  обмен товарами, что без использования  транспортных услуг практически  невозможно. Поэтому транспортный комплекс является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

В настоящее время транспорт  работает в условиях, когда наметилась тенденция стабилизации экономики  и доходов населения. Пассажирский транспорт является одной из значимых отраслей хозяйства. При возрастании  количества личных транспортных средств  у многих граждан проблема своевременного и качественного удовлетворения спроса на перевозки возрастает.

Органы местного самоуправления и транспортные предприятия работают в направлении экономического преобразования транспортного комплекса. Однако транспортный комплекс имеет отдельные проблемы: старение парка транспортных средств, резко увеличивающее текущие  затраты на их эксплуатацию; сокращение численности подвижного состава  большой вместимости и рост количества автобусов малой вместимости; сокращение провозных возможностей муниципального транспорта, компенсируемое ростом привлечения  автобусов частного сектора и  автомобилизацией населения; снижение качества транспортного обслуживания населения при росте его подвижности; рост транспортных затрат населения, оплачивающего  свой проезд; повышение бюджетных  расходов на обеспечение работы пассажирского  транспорта.

Муниципальный транспорт  имеет решающее значение для экономики  и жизненно важен для мобильности  населения, однако отсутствие достаточных  финансовых средств не позволяет управлять транспортным комплексом наиболее эффективно.

Актуальность темы контрольной работы обусловлена не только высокой потребностью в перевозках, но и необходимостью рационализации, оптимизации эффективного управления транспортным комплексом, так как пассажирские перевозки в настоящее время обладают высокой аварийной опасностью.

Целью данной контрольной работы является исследование городского транспортного комплекса.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  • рассмотрены структура и принципы управления городского транспортного комплекса;
  • изучена организация управления транспортным комплексом города;
  • исследованы особенности рынка транспортных услуг и проблемы транспортного комплекса города.

Объект исследования - управление транспортным комплексом.

Предмет исследования – муниципальное управление транспортным комплексом.

Теоретическую основу исследования составили федеральное законодательство, региональные нормативные акты, статистические сборники, учебная литература и работы ведущих ученых, в трудах которых рассматривались проблемы управления транспортным комплексом.

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура городского  транспортного комплекса

 

Транспортный комплекс современного муниципального образования включает в себя внутригородской, междугородный  и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт, а также различные  службы и подразделения, обеспечивающие его функционирование (транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные  и сервисные службы). Организация  скоординированной работы этих частей транспортного комплекса требует управления со стороны органов местного самоуправления [6, с.19].

Главной проблемой в практике управления транспортным комплексом в  муниципальных образованиях Российской Федерации на сегодня остается проблема недофинансирования необходимых элементов  этой системы, обеспечивающих возможности  функционирования и воспроизводства  всего транспортного комплекса.

Наряду с вопросами  содержания транспортной сети в муниципальных  образованиях особую актуальность в  последнее время заслужили такие  проблемы, как проектирование и строительство  транспортных коммуникаций (развязок, объездных путей, дублирующих дорог  и т. д.); организация работы муниципального транспорта; регулирование транспортных перемещений (размещение светофоров, строительство  подземных переходов, мостов и т.д.); комплектование парка муниципальных  транспортных средств, а также поддержка  их технического состояния.

Основными видами муниципального транспорта в России являются автобусы, троллейбусы, микроавтобусы. В отношении этих видов транспорта муниципалитет использует прямые методы регулирования, заключающиеся в определении оптимального количества транспортных средств, определения социально значимых и экономически окупаемых маршрутов и т.д. Количество и качество транспортных средств на территории муниципального образования являются основными вопросами в управлении транспортом, наряду с соответствием количества транспортных средств пропускной способности местной транспортной сети; оптимизацией пассажирских перевозок на территории муниципального образования; совершенствованием системы управления транспортными потоками; организацией системы безопасности дорожного движения и т.д.

Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых  вещей (предметов материального  мира). Ее ценность в том экономическом  эффекте, который создается в  результате перемещения груза, пассажира  и багажа в согласованное место  и в назначенное время. Поэтому  отношения по перевозке возникают  при наличии потребности в  территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают  участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного  средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке [10, с.19].

Все перевозки классифицируются на перевозки в местном, прямом и  прямом смешанном сообщении. Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия. Прямыми признаются перевозки, в  выполнении которых по одному документу  участвует несколько предприятий  одного вида транспорта.

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой  на основе одного документа груз перевозится  различными предприятиями несколькими  видами транспорта.

На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским перевозкам относятся  перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к  пригородным - перевозки за пределы  черты города (другого населенного  пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным - перевозки за пределы  черты города (другого населенного  пункта) на расстояние более 50 км и к  международным - перевозки за пределы  или из-за пределов Российской Федерации  с пересечением государственной  границы Российской Федерации. Городские, пригородные, междугородные и международные  перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Весь транспорт муниципального образования можно разделить  по назначению на три вида: пассажирский, грузовой и специализированный.

В свою очередь в зависимости  от пользования транспортными средствами и их принадлежности пассажирский транспорт  подразделяется на массовый - общего пользования, общественный - индивидуального пользования (такси, ведомственные автомобили и  автобусы) и индивидуальный - личного  пользования (личные автомобили).

Нормальное жизнеобеспечение современного муниципального образования  невозможно без удобных и надежных транспортных связей. Наибольшее значение для жизнедеятельности муниципального образования при этом имеют массовые виды пассажирского транспорта, роль которых сводится к предоставлению удобств и снижению затрат времени  на передвижение.

Согласно ст.784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании  договора перевозки. Общие условия  перевозки определяются транспортными  уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами [2, с.19].

Составной частью транспортного  комплекса являются автомобильные  дороги. Автомобильные дороги подразделяют на дороги общего пользования и необщего пользования. По значению различают  следующие виды дорог: федеральные, региональные или межмуниципальные, местные, частные. По виду собственности  дороги бывают: федеральные, принадлежащие  субъектам Российской Федерации, муниципальные, принадлежащие физическим или юридическим  лицам.

Таким образом, основными  элементами транспортного комплекса  являются транспортные средства, подвижной  состав, путевые устройства, система  энергоснабжения и устройства для  хранения и ремонта транспортных средств.

 

2. Организация  управления транспортным комплексом  города

 

Вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе по обеспечению  безопасности дорожного движения, возложены  на органы местного самоуправления [3, с.19].

Применительно к городским  округам законодатель определяет вопросы  местного значения в рассматриваемой  сфере следующим образом (ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»): создание условий для  предоставления транспортных услуг  населению и организация транспортного  обслуживания населения в границах городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог  местного значения в границах городского округа, а также осуществление  иных полномочий в области использования  автомобильных дорог и осуществления  дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Функции органов местного управления по управлению транспортным комплексом состоят в следующем: принятие правил и порядка организации  работы; разработка схемы движения транспорта; разработка схемы развития улично-дорожной сети; установление тарифов  на перевозки; разработка графиков и  диспетчеризация движения транспорта; контроль соблюдения графиков движения; выдача муниципального заказа на пассажирские и грузовые перевозки, заключение контрактов; контроль экологических параметров работы транспорта.

Процесс децентрализации  управления транспортным комплексом получил  название «разделение функций заказчика (в лице органов власти, дающих заказ  на перевозку) и перевозчика». При  этом степень детализации заказа на выполнение транспортных работ по перевозке может быть различной: от жесткого предписания определенных правил до более общих требований в зависимости от особенностей муниципального образования.

В настоящее время большинство  городов перешли на управление предоставлением  услуг городского общественного  пассажирского транспорта путем внедрения конкуренции в сферу муниципального общественного пассажирского транспорта и развития договорных отношений по схеме «заказчик-перевозчик-потребитель». При этой схеме в роли заказчика выступают местные органы власти или уполномоченные ими организации, а в роли перевозчиков предприятия-производители услуг городского общественного пассажирского транспорта.

Важнейшими функциями  управления муниципальным транспортом  в системе «заказчик-перевозчик-потребитель» являются прогнозирование, планирование, регулирование, организация и контроль.

Для управления транспортным комплексом муниципального образования  в администрациях большинства городов  созданы структурные подразделения, ведающие вопросами муниципального транспорта. В этом случае за структурным  подразделением администрации закрепляются вопросы нормативно-правового регулирования  транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа.

В собственности муниципальных  образований могут находиться транспортные предприятия. Органы местного самоуправления на договорных началах привлекают предприятия  и организации различных форм собственности к транспортному  обслуживанию населения. Они согласовывают  маршруты и графики движения для  массовых перевозок на подведомственной территории [12, с.19].

Договорные отношения  между органами власти (администрацией) и перевозчиком могут быть оформлены  разными способами, один из них - заключение государственного (муниципального) контракта на перевозку пассажиров. Наличие договорных отношений между заказчиком и перевозчиком на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования является обязательным, поскольку предусматривает обязательства сторон, ответственность за их невыполнение и является определенной гарантией качественного оказания услуг, упорядочивает дорожное движение по городу, обеспечивая безопасность, как транспорта, так и пассажиров [10, с.19].

Информация о работе Транспортный комплекс города