Технология ремонта приборов охлаждения двигателя Д-240

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

Температура газов в камере сгорания в момент воспламенения смеси превышает 2000°С. Такая температура при отсутствии искусственного охлаждения привела бы к сильному нагреву деталей двигателя и их разрушению. Поэтому необходимо воздушное или жидкостное охлаждение двигателя. При воздушном охлаждении не требуются радиатор, водяной насос и трубопроводы, отпадает опасность "размораживания" двигателя зимой при заправке системы охлаждения водой. Поэтому, не смотря на повышенную затрату мощности на приведение в действие вентилятора и затруднённый пуск при низкой температуре применяют воздушное охлаждение на лёгковых машинах и ряде зарубежных автомобилей.

Вложенные файлы: 1 файл

Технология ремонта системы охлаждения двигателя Д-240.docx

— 41.56 Кб (Скачать файл)

Радиатор

Чтобы снять радиатор с автомобиля: - слейте из него и блока цилиндров  жидкость, удалив сливные пробки в  нижнем бачке радиатора и на блоке  цилиндров; кран отопителя кузова при этом откройте, а пробку радиатора удалите с наливной горловины; - отсоедините от радиатора шланги; - снимите кожух вентилятора; - отверните болты крепления радиатора к кузову, выньте радиатор из отсека двигателя.

Герметичность проверяется в ванне  с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см²) и опустите в ванну  с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться травление воздуха. Незначительно повреждение латунного радиатора запаяйте мягким припоем, а при значительных замените на новый.

Состав: тосол, дистилиризованная вода.

Техническое обслуживание системы охлаждения

При проведении ежедневного обслуживания проверяют осмотром герметичность  системы охлаждения; уровень жидкости, и при необходимости доливают воду. В зимнее время при постановке автомобиля на стоянку сливают воду из системы охлаждения и пускового  подогревателя, а перед пуском двигателя  заполняют систему горячей воды или подключают двигатель к системе  подогрева. Кроме того, при ежедневном обслуживании заливают воду в бачок  устройства для обмыва ветрового  стекла; проверяют уровень и при  необходимости доливают масло и  картер двигателя. У дизелей необходимо проверить уровень масла в  топливном насосе высокого давления и регулятора числа оборотов; остановить двигатель и проверить на слух работу фильтра центробежной очистки  масла.

Во время проведения первого  технического обслуживания следует  проверить и при необходимости  отрегулировать натяжение приводных  ремней; при работе в условиях большой  запылённости окружающей среды заменить масло в картере двигателя; слить  отстой из корпусов фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность  кожуха фильтра центробежной очистки  масла; промыть фильтрующий элемент  воздушного фильтра вентиляции картера.

При втором техобслуживании необходимо проверить и, если надо, закрепить  вентилятор, радиатор, его облицовку, жалюзи и капот; проверить и отрегулировать натяжение приводных ремней; заменить (по графику) масло в карте двигателя, промыть при этом фильтрующий  элемент фильтра грубой очистки  и заменить фильтрующий элемент  тонкой очистки или очистить элемент  центробежной очистки масла; слить  отстой из корпусов масляных фильтров; очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя; смазать подшипники водяного насоса и натяжного ролика ремня вентилятора.

Во время сезонного техобслуживания  проверяют осмотром герметичность  систем охлаждения и отопления, а  также пускового подогревателя; промывают систему охлаждения; при  подготовке к зиме проверяют состояние  и действие пускового подогревателя; два раз в год при смене  сортов масел (в зависимости от времени  года) промывают систему смазки двигателя; при подготовке к зиме отключают  масляный радиатор.

Регулировка натяжения  приводных ремней. Натяжение ремня привода вентилятора и водяного насоса двигателя регулируют при помощи натяжного ролика. При этом ослабляют гайки крепления кронштейна натяжного ролика и перемещают рукоятку кронштейна до получения нормального натяжения ремня. Затем закрепляют гайки крепления кронштейна и снова проверяют натяжение ремня. При усилии 3-4 кГ прогиб ремня должен быть 10-15 мм.

Регулировку натяжения ремня привода  генератора производят перемещением генератора по прорези установочной планки. Прогиб должен быть 10-12 мм. У двигателя ЗИЛ-130 для регулировки натяжения ремня привода насоса гидравлического усилителя рулевого управления и ремня привода генератора ослабляют болты крепления натяжного кронштейна или гайку крепления генератора к планке, а затем смещают насос или генератор. При усилии 4 кГ, приложенном к серединам ветвей, прогиб ремней не должен превышать 8-14 мм.

Регулировку натяжения ремня привода  компрессора производят перемещением компрессора по кронштейну при помощи регулировочного болта. Прогиб ремня  под усилием 4 кГ должен составлять 5-8 мм.

У дизелей ЯМЗ-236 для регулировки  натяжения ремня привода компрессора  служит винтовое устройство, а натяжение  ремня привода водяного насоса регулируют изменением количества стальных шайб, зажимаемых между ступицей и съёмной  боковиной шкива водяного насоса. При усилии 3 кГ, приложенном к серединам ветвей, прогиб не должен превышать: 10-15 мм для ремней привода водяного насоса и генератора и 8 мм - для ремня привода компрессора (на короткой ветви).

Доливка и смена масла. Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2-3 мин, пока стечёт масло, вынуть и вытереть маслоизмерительный стержень, вставить его обратно до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки "Долей", эксплуатировать машину нельзя. Нужно долить масло до метки "Полно".

При проверке уровня масла до пуска  двигателя после длительной стоянки  нормальный уровень должен соответствовать  верхней прямоугольной метке  на маслоизмерительном стержне.

Масло рекомендуется измерять при  горячем двигателе.

Для этого отвертывают сливную  пробку картера и сливают отработавшее масло.

Из корпусов масляных фильтров сливают  отстой, разбирают и промывают  фильтры. При сильном загрязнении  масла промывают картер двигателя.

Для промывки в картер заливают чистое маловязкое (зимнее) масло примерно до нижней метки маслоизмерительного стержня, пускают двигатель и дают ему поработать 2-3 мин на холостом ходу. Затем сливают промывочное масло, заливают в картер свежее масло и пускают двигатель на 3-5мин. Через 5-10 мин после остановки двигателя измеряют уровень масла в картере.

Вследствие окисления масла  кислородом воздуха образуются нагар  и лаковые отражения. Отложения  нагара в камерах сгорания двигателя  вызывают перебои в системе зажигания, перегрев и работу двигателя с  детонацией. Отложения на головках клапанов приводят к перегреву и  короблению клапанов, неплотному прилеганию клапанов к сёдлам. Следствием попадания  твёрдых частиц нагара в картер двигателя  является засорение маслопроводов  и фильтров.

Для очистки масляных фильтров их разбирают, промывают керосином  и насухо протирают или обдувают сжатым воздухом. Фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки при их загрязнении  заменяют.

Для очистки фильтра центробежной очистки масла надо: остановить двигатель  и дать стечь маслу (20-30 мин); отвернуть  гайку и снять кожух; отвернуть  пробку и вставить в отверстие  бородок, чтобы удержать ротор от вращения; отвернуть гайку и снять  колпак; снять вставку, сетчатый фильтр и прокладку. Снятые детали очищают  от отложений и грязи, промывают  бензином или керосином. Сборку производят в обратной последовательности.

Далее проверяют работу фильтра  на прогретом двигателе на слух. После остановки двигателя ротор  исправного фильтра продолжает вращаться 2-3 мин, издавая характерное гудение. Если гудение прослушивается более  короткое время, то ротор притормаживается, например, вследствие чрезмерной затяжки  барашковой гайки. Эту гайку надо затянуть от руки, без помощи какого-либо инструмента.

Замену бумажного фильтрующего элемента полнопоточного масляного фильтра двигателя "Москвич-412" производят снизу автомобиля. При этом: вывёртывают пробку и сливают отстой; отвёртывают центральный стяжной болт и снимают корпус вместе с фильтрующим элементом, вынимают фильтрующий элемент и уплотнительные резиновые кольца. Далее промывают корпус изнутри бензином и протирают его, вставляют новый фильтрующий элемент. Резиновое уплотнительное кольцо рекомендуется заменить новым.

В системе вентиляции картера снимают  и очищают трубки и шланги, очищают  и промывают воздушный фильтр. Трубки и шланги вентиляции картера  должны быть плотно соединены между  собой, шланги не должны иметь разрывов, расслоений и разбуханий. У двигателя  ЗИЛ-130 промывают ацетоном клапан.

Систему вентиляции картера двигателя  ЗМЗ-53 очищают в такой последовательности: промывают фильтрующую набивку  фильтра вентиляции картера в  керосине и просушивают; смачивают  фильтр вентиляции картера маслом для  двигателя; снимают вытяжную пробку вентиляции и промывают её керосином, просушивают и ставят на место.

Внешними признаками неисправностей системы охлаждения является перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя. Перегрев двигателя возможен при  недостатке охлаждающей жидкости в  системе из-за её утечки или выкипания, обрыве или пробуксовке ремня привода вентилятор и водяного насоса, заедания термостата и жалюзи в закрытом положении, большом отложении накипи. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно при заедании термостата или жалюзи в открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.

 

 Ремонт системы охлаждения

Основные возможные дефекты деталей водяного насоса: сколы и трещины корпуса, срыв резьбы в отверстиях, износ посадочных мест под подшипники и упорную втулку; изгиб и износ посадочного места под крыльчатку на валике, под втулками, сальниками и шкивами вентиляторов; износ, трещины и коррозия поверхности лопаток крыльчатки; износы внутренней поверхности втулок и шпоночной канавки. Корпус насоса охлаждения изготавливают у ЗИЛ-130 из алюминиевого сплава АЛ4, корпус подшипников - из серого чугуна; у ЗМЗ-53 - из СЧ 18-36, у ЯМЗ КамАЗ - из СЧ 15-32. Основные дефекты корпуса подшипников водяного насоса двигателя ЗИЛ-130: износ торцевой поверхности под упорную шайбу; обломы торца гнезда и износ отверстия под задний подшипник; и износ отверстия под передний подшипник.

Трещины и обломы корпуса заваривают или заделывают синтетическими материалами. Сколы на фланце и трещины на корпусе  устраняют сваркой. Деталь предварительно нагревают. Рекомендуется заварку  производить ацетилено-кислородным нейтральным пламенем. Трещины можно заделывать эпоксидной смолой. Изношенные поверхности под подшипники при зазорах не более 0,25 мм следует восстанавливать герметиками "Унигерм-7" и "Унигерм-11". При зазоре более 0,25 мм для устранения дефекта требуется ставить тонкие (толщиной до 0,07 мм) стальные ленты.

Погнутый валик правят под прессом, а изношенный менее допустимого  восстанавливают хромированием  и последующим шлифованием до номинального размера. Изношенную шпоночную канавку на валу заваривают, а затем фрезеруют новую канавку под углом 90-180° к старой.

Крыльчатки можно изготавливать  литьём из алюминиевого сплава или  капрона. При этом ступица (втулка) должна быть стальной.

После восстановления корпус насоса охлаждения должен отвечать следующим  техническим требованиям: торцевое биение поверхности корпуса подшипников  под упорную шайбу крыльчатки относительно оси отверстий под  подшипники не более 0,050 мм; биение торцевой поверхности бурта корпуса подшипников  под корпус насоса относительно отверстий  под подшипники не более 0,15 мм; шероховатость  поверхности корпуса подшипников  под упорную шайбу крыльчатки не более Rа=0,80 мкм, поверхностей отверстий под подшипники не более Rа=1,25 мкм.

Валики насосов охлаждения изготавливают  у ЗИЛ и ЗМЗ из стали 45, HRC 50-60; у ЯМЗ - из стали 35, HB 241-286; у КамАЗ - из стали 45Х, HRC 24-30. Основные дефекты валика: износы поверхности под подшипники; износ шейки под крыльчатку; износ паза; повреждение резьбы.

Изношенные поверхности восстанавливают  наплавкой в среде углекислого  газа с последующим хромированием  или железнением с последующим шлифованием на бесцентрово-шлифовальном станке. На уплотнительной шайбе допускаются риски и износ на глубину не более 0,5 мм. При большем износе шайбу заменяют. При установке валика следует заложить 100 г смазки "Литол-24" в межподшипниковую полость. Уплотняющую шайбу и торец опорной втулки перед установкой следует покрыть тонким слоем герметика или смазкой, состоящей по массе из 60% дизельного масла и 40% графита.

Изношенную или повреждённую резьбу в отверстиях восстанавливают нарезанием резьбы ремонтного размера или заваркой с последующим нарезанием резьбы номинального размера.

После сборки зазор между корпусом водяного насоса и лопастями крыльчатки должен быть 0,1…1,5 мм и валик легко  вращаться.

Водяные насосы обкатывают и испытывают на специальных стендах, например насосы двигателей ЯМЗ-240Б - на стенде ОР-8899, двигателей Д-50 и Д-240 - на КИ-1803, двигателя ЗМЗ-53 - на ОР-9822. Обкатку выполняют за 3 мин при температуре воды 85…90°С и испытывают по режиму.

Каждый отремонтированный насос  проверяют на герметичность при  давлении 0,12…0,15 МПа. Утечка воды через  уплотнения и резьбу шпилек не допускается.

Возможные дефекты деталей вентиляторов следующие: износ посадочных мест в шкивах под наружные кольца подшипников качения, износ ручьев в шкивах под ремень, ослабление заклёпок на крестовине, изгиб крестовине и лопастей.

Изношенные посадочные места под  подшипники восстанавливают железнением, хромированием. Изношенные ручьи шкивов (до 1мм) протачивают. Ослабленные заклёпки на крестовине лопастей подтягивают. Если отверстия под заклёпки изношены, их рассверливают и ставят заклёпки увеличенного диаметра. Передние кромки лопастей после переклёпки должны лежать в одной плоскости с отклонением не более 2 мм. Шаблоном проверяют форму лопастей вентиляторов и угол их наклона относительно плоскости вращения, который должен быть в пределах 30…35° (при необходимости правят).

Информация о работе Технология ремонта приборов охлаждения двигателя Д-240