Сцепление легкового автомобиля, Меmax = 160 Н∙м

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

При анализе и оценке конструкций сцеплений следует руководствоваться предъявляемыми к ним требованиями:
-надежная передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии;
-плавность и полнота включения;
-чистота выключения;
-минимальный момент инерции ведомых элементов;

Содержание

1.Анализ конструкций
3
1.1.Требования, предъявляемые к сцеплению
3
1.2.Классификация сцеплений
4
1.3.Особенности конструкций сцеплений
5
1.4.Применяемость сцеплений
7
1.5.Конструктивное исполнение
8
1.6.Анализ и оценка конструкций
17
1.7.Вывод
19
2.Расчетная часть
20
2.1.Включенное и выключенное состояния сцепления
21
2.2.Расчет параметров конструкции сцепления
22
2.3.Расчет параметров диафрагменной пружины
23
2.4.Нагрев сцепления
27
2.5.Расчет привода сцепления
29
2.6.Расчет гасителя крутильных колебаний
30
2.7.Расчет шлицевого соединения ведомого диск
32
2.8.Заключение
34
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой сцепление 160.docx

— 989.61 Кб (Скачать файл)

Техническая характеристика сцепления  автомобиля ГАЗ 31105

приведена в  табл.1.5.

Таблица 1.5.

Техническая характеристика сцепления автомобиля ГАЗ 31105

Максимальный крутящий момент

двигателя, Н∙м

210

Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, Н∙м

270

Число трущихся поверхностей

2

Диаметр фрикционных накладок, мм:

наружный

внутренний

 

225

168

Толщина, мм:

ведомого диска с накладками

накладки

 

9,5

3,5

Нажимная пружина:

тип

количество

 

Центральная, диафрагменная

1

Параметры нажимной диафрагменной пружины:

количество лепестков

 

16

Тип демпфера

Пружинно-фрикционный

Ход муфты выключения сцепления, мм:

свободный

рабочий

 

нет

10

Педаль сцепления:

ход, мм

максимальное усилие, Н (кгс);

 

170

140

Привод управления сцеплением

Гидравлический


 

 

 

 

 

 

 

Сцепление (рис.1.4.) состоит  из двух основных частей: ведущего диска  в сборе (кожух, нажимной диск (5), нажимная диафрагменная пружина, соединительные пластины, опорные кольца) и ведомого диска (4) в сборе с фрикционными накладками.

Управление сцеплением осуществляется посредством привода

выключения сцепления (подвесная  педаль, главный и рабочий цилиндры

гидропривода) и механизма  выключения (вилка выключения сцепления (10) и

муфта выключения с подшипником  в сборе(8)).

 

Рис.1.4.Сцепление  автомобиля ГАЗ 31105

 

 

 

 

 

1.5.4. Сцепление автомобиля  Daewoo Nexia 1,6л

Техническая характеристика сцепления  автомобиля Daewoo Nexia

приведена в  табл.1.6.

Таблица 1.6.

Техническая характеристика сцепления автомобиля Daewoo Nexia

Максимальный крутящий момент

двигателя, Н∙м

160

Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, Н∙м

210

Число трущихся поверхностей

2

Диаметр фрикционных накладок, мм:

наружный

внутренний

 

216

144

Толщина, мм:

ведомого диска с накладками

накладки

 

7,7

2,9

Нажимная пружина:

тип

количество

 

Центральная, диафрагменная

1

Параметры нажимной диафрагменной пружины:

количество лепестков

 

18

Тип демпфера

Пружинно-фрикционный

Ход муфты выключения сцепления, мм:

свободный

рабочий

 

нет

9

Педаль сцепления:

ход, мм

максимальное усилие, Н (кгс);

 

135

140

Привод управления сцеплением

Гидравлический


 

 

 

 

 

Сцепление (рис.1.5) состоит из корзины (9) (нажимного диска в сборе) и ведомого диска (8). Корзина представляет собой стальной кожух, в который установлены нажимная диафрагменная пружина и нажимной диск. Со стороны кожуха диск поджимает нажимная пружина диафрагменного типа. Корзина сцепления прикреплена шестью болтами к маховику (7). Между нажимным диском и маховиком установлен ведомый диск.

К двум сторонам ведомого диска приклепаны фрикционные  накладки. Для гашения крутильных колебаний в момент включения  сцепления в ведомый диск встроен демпфер с четырьмя цилиндрическими пружинами. Ступица ведомого диска входит в шлицевое зацепление с первичным валом коробки передач (12).

Гидропривод выключения сцепления состоит из главного (3) и рабочего цилиндров (13) выключения сцепления, связанных трубопроводом (2).

 

Рис.1.5.Сцепление  автомобиля Daewoo Nexia

Сводная таблица  технических характеристик рассматриваемых  сцеплений указана в табл.1.7.

 

Табл.1.7.

Характеристика

Лада 

Гранта

KIA

Spectra

ГАЗ

31105 

2,4л

Daewoo

Nexia

1,6л

Максимальный крутящий момент

двигателя, Н∙м

145,0

145,0

210

160

Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, Н∙м

180,0

190,0

270

210

Число трущихся поверхностей

2

2

2

2

Диаметр фрикционных накладок, мм:

наружный

внутренний

 

200

140

 

210

145

 

225

168

 

216

144

Толщина, мм:

ведомого диска с накладками

накладки

 

8,3

3,0

 

8,5

3,2

 

9,5

3,5

 

7,7

2,9

Нажимная пружина:

тип

количество

 

Центральная, диафрагменная

1

Параметры нажимной диафрагменной пружины:

количество лепестков

 

 

12

 

 

12

 

 

16

 

 

18

Тип демпфера

Пружинно-фрикционный

Ход муфты выключения сцепления, мм:

свободный

рабочий

 

 

нет

9

 

 

нет

10

 

 

нет

10

 

 

нет

8

Педаль сцепления:

ход, мм

максимальное усилие, Н (кгс);

 

146,0

150

 

150

130

 

170

140

 

135

140

Привод управления сцеплением

Механический

Гидравлический


 

 

1.6.Анализ  и оценка конструкций сцеплений

При анализе  и оценке конструкций сцеплений  следует руководствоваться предъявляемыми к ним требованиями.

1.Надежная  передача крутящего момента. 

Сцепление автомобиля должно обеспечивать возможность передачи крутящего момента, превышающего крутящий момент двигателя.

2) Плавность  и полнота включения. 

В однодисковых и двухдисковых сцеплениях плавность  включения достигается рядом  мероприятий: применение фрикционных  материалов, обеспечивающих плавное  нарастание силы трения; использование  упругих ведомых дисков; создание упругих элементов в механизме  выключения; использование гасителей  крутильных колебаний.

3) Чистота  выключения.

Полное разъединение двигателя и трансмиссии в  однодисковых сцеплениях, достигается  созданием необходимого отвода нажимного  диска.

4) Минимальный  момент инерции ведомых элементов. 

При включении  передачи ударная нагрузка на зубья  пропорциональна моменту инерции  ведомых элементов сцепления, снизить  который  можно только уменьшением диаметра ведомого диска D (снижение маховой массы диска) и массы фрикционных накладок.

5) Хороший  отвод теплоты от поверхностей  трения.

Поддержание постоянного теплового режима обуславливает  стабильность работы сцепления.

6) Предохранение  трансмиссии от динамических  нагрузок.

Для гашения  крутильных колебаний трансмиссии  в сцеплении устанавливают гаситель крутильных колебаний.

 

 

8) Минимальные  затраты физических усилий на  управление.

Выполнение  этого требования обеспечивается как  конструкцией механизма сцепления, так и конструкцией его привода.

Сравнительный анализ рассмотренных конструкций  сцеплений представлен в табл.1.8.

Табл.1.8.

Требование

Показатель

Лада Гранта

KIA Spectra

ГАЗ

31105

Daewoo

Nexia

Передача крутящего момента

Коэффициент запаса сцепления 

β = Мдв.maxсц.max

1,24

1,30

1,28

1,31

Плавность и полнота включения

Количества лепестков пружины  n

12

12

16

18

Чистота выключения

Зазор между поверхностями трения ∆, мм

0,5…0,75

0,5…0,75

0,5…1,0

0,5…0,75

Минимальный момент инерции ведомых  элементов

Средний диаметр ведомого диска, мм

Dcр. = (D+d)/2

170

177,5

196,5

180

Отвод теплоты от поверхностей трения

Допустимый нагрев нажимного диска  сцепления за одно включение t

< 150С

< 150С

< 150С

< 150С

Уравновешенность

 

Дисбаланс ведущего диска

< 60 г∙см

< 50 г∙см

< 46 г∙см

< 50 г∙см

Минимальные затраты усилий на управление

Усилие на педали, Н

150

130

140

140


 

1.7.Вывод

Фрикционное сцепление с центральной диафрагменной пружинной более полно отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильным сцеплениям. Данное сцепление обладает следующими достоинствами:

1. Надежная передача крутящего момента за счет равномерного распределения нажимного усилия диафрагменной пружины;

2. Поддержание нажимного усилия в заданных пределах в процессе эксплуатации, за счет характеристики пружины. В начальной стадии изнашивания фрикционных накладок нажимное усилие не уменьшается, а несколько увеличивается;

3. Плавность и полнота включения сцепления обеспечивается за счет деформации лепестков диафрагменной пружины;

4. Чистота выключения обеспечивается отсутствием зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагменной пружиной;

5.Простота  конструкции и меньшая масса  сцепления, за счет сокращения  числа деталей сцепления.

В качестве проектируемого сцепления принято  сцепление со следующей характеристикой: фрикционное, однодисковое, сухое, с  центральной диафрагменной пружиной, постоянно замкнутое.

          В качестве прототипа принят автомобиль Daewoо  Nexia.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2.Расчетная часть

2.1.Включенное и выключенное состояния сцепления

Во включенном состоянии сцепления ведомый диск зажат между маховиком и нажимным диском усилием Рпр. диафрагменной пружины. Это усилие передается через детали: пружина — нажимной диск — ведомый диск — маховик — кожух — пружина. Таким образом, под нагрузкой от силы Р находится только эта силовая цепь, замкнутая внутри сцепления.

К сцеплению  приложено  два момента М1 = М2. Моменты М1 и М2 равны моменту, передаваемому сцеплением  МС. Поверхность трения между маховиком и ведомым диском передает М1/2, другая часть М2/2 передается на кожух — нажимной диск — вторую поверхность трения ведомого диска.

При включенном сцеплении нагружена только периферийная часть диафрагменной пружины (силой  Р). Лепестки пружины, выполняющие роль рычагов, не нагружены.

 


 

Рис.2.1.Схемы  сил при включенном состоянии  сцепления

 

В выключенном состоянии сцепление не передает крутящий момент, но детали привода и ведущие части сцепления нагружены силами. При неавтоматическом управлении усилие выключения создает водитель, прикладывая к педали усилие Рпед.

 


Рис.2.2.Схемы  сил при выключенном состоянии  сцепления

 

Извне к приводу  выключения сцепления приложена  сила Рпед., которая увеличивается с помощью системы рычагов до значения Рм.в. Через кожух сцепления и маховик передается на коленчатый вал сила Р = Рм.в., которая через раму или кузов уравновешивается реактивными силами от педали и рычагов: РRп = Рп;  РR1 = Рп + Р1; РR2 = Рп + Рм.в.; Р = Рм.в. Таким образом силовая цепь замыкается вне сцепления.

. При выключенном  сцеплении нагружена только внутренняя  часть (силой Рм.в.) диафрагменной пружины (на рисунке зачернена) – лепестки, вывернувшие пружину дальше плоского состояния. При этом наружный край пружины, соединенный с нажимным диском, отодвинул его от ведомого диска, потому что внутренний край собственно пружины закреплен на кожухе сцепления.

 

2.2.Расчет  параметров конструкции сцепления

2.2.1.Выбор  коэффициента запаса сцепления β

Согласно  ГОСТ Р 53409-2009 «Сцепления сухие фрикционные», коэффициент запаса сцепления β, для легковых автомобилей, должен быть в пределах 1,25-1,75.

Конкретная  величина коэффициент запаса сцепления  β принимается в зависимости  от типа сцепления и его назначения. При этом минимальное значение β  имеют сцепления с диафрагменной  пружиной. С учетом указанного принято β = 1,25.

 

2.2.2.Расчет максимального  крутящего момента, передаваемого  сцеплением МСmax

МСmax = β∙Меmax = 1,25∙ 160= 200,0 Н∙м

 

2.2.3.Расчет  размеров фрикционных накладок  ведомого диска

Наружный  диаметр фрикционных накладок D, рассчитывается, исходя из максимального крутящего момента, передаваемого сцеплением МСmax.

    

где р0 – давление на фрикционные накладки, р0 = 0,25 МПа; μ – коэффициент трения, μ = 0,30; i – число трущихся поверхностей, i = 2.

Внутренний  диаметр фрикционных накладок:

 d ≈ 0,6D = 0,6∙190,0 = 114,0 мм.

Окончательные размеры накладок определяются согласно ГОСТ 1786-95 «Накладки фрикционные» из стандартных размерных значений. Принято D = 190,0 мм, d = 130,0 мм, толщина накладки s = 3,0 мм.

Средний радиус фрик. накладок: Rср.=0,25(D + d)= 0,25(190 +130)=80,0 мм 

2.3.Расчет  параметров диафрагменной пружины

2.3.1.Нажимное усилие пружины Рнаж.

Максимальный  крутящий момент, передаваемый сцеплением:

Информация о работе Сцепление легкового автомобиля, Меmax = 160 Н∙м