Северодвинск-центр атомного судостроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:12, реферат

Краткое описание

В том числе:
- «Ленинский комсомол» – первая в СССР лодка с атомной энергетической установкой;
- «К–162» – самая быстрая в мире титановая АПЛ (достигшая скорости 83,4 км/час в подводном положении);
- самый большой в мире тяжелый подводный крейсер класса «Тайфун», занесенный в книгу рекордов Гиннеса;
- самая глубоководная АПЛ, установившая мировой рекорд погружения (1000 метров) не превзойденный до сих пор.

Вложенные файлы: 1 файл

реф Северодвинск.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

По данным Венкова, в Северодвинске  уже реализуется проект расширения эллинга, что позволит строить более  широкие суда. Балтийский завод, который  в советские времена строил атомные  ледоколы, выглядит менее предпочтительно, в том числе из-за того, что  в Петербурге действуют ограничения по вводу атомных реакторов. В Объединенной промышленной корпорации, в которую входит Балтийский завод, воздержались от комментариев по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

II.  УТИЛИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ АПЛ

 

            1.  МП «ЗВЕЗДОЧКА» (ФГУП), Федеральное государственное Унитарное предприятие (с 19.04.2001) «Машиностроительное предприятие «Звездочка» - крупнейшая судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье р. Сев. Двины, на о. Ягры (г. Северодвинск). Построено в соответствие с постановлением СМ СССР от. 09.07.1946. Предназначено для ремонта подводных лодок, больших охотников, эсминцев, крейсеров ВМФ.

Председателем правительственной  комиссии, руководившим изыскательскими  работами и выбором места под  строительство завода №893, был Т.В. Сафронов, который впоследствии стал первым директором завода. О результатах работы он сделал доклад на заседании Правительства СССР. Строительство завода в первые послевоенные годы было связанно с большими финансовыми и материально-техническими трудностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В 1954 к причалу нового завода встал  для ремонта и переоборудования под плавучую базу подводных лодок  ледокольный пароход «Прончищев». С выполнения этого заказа началась трудовая биография ГМП «Звездочка». О напряженном производственном ритме, установившемся здесь с первых же дней, дает представление перечисление кораблей, прошедших ремонт в 1950-е: подводные лодки проектов 9-ьис, большие охотники проекта 122, сторожевые корабли «Барс», «Росомаха», «Леопард», эскадренные миноносцы «Грозный», «Гремящий», «Разъяренный», лидер «Баку», плавбаза «Эмба», вспомогательное судно «Аэронавт», базовые тральщики проектов 254К,258. Отремонтирован также целый ряд гражданских судов.

В 1956 директором завода был назначен Г.Л. Просянкин. В 1956-60 получен первый опыт судостроения: построены плавучий док (проект 764), четыре нефтеналивные речные баржи, корпус речного буксира, велось серийное строительство плавучих металлических разборных причалов ПРП-52.

В 1959 специальным правительственным постановлением поставлена задача освоения ремонта АПЛ, намечены широкомасштабные меры по строительству новых цехов, специальных объектов, жилья для работников предприятия. Спустя год завод был отнесен к числу важнейших строек станы. о.Ягры превратился в большую строительную площадку, работы на которой велись с небывалым размахом. Быстрыми темпами возводились корпуса производственных зданий, жилые дома, объекты социально-бытового назначения, прокладывались энергокоммуникации.

В 1962 к заводскому причалу пришли первые АПЛ. В 1963 из-за неисправностей парогенераторов стала на ремонт АПЛ №1 «Ленинский комсомол». По предложению директора Севмаш-предприятия Е.П. Егорова было принято радикальное решение: полностью заменить парогенераторный пятый отсек. К декабрю 1964 основные работы завершились, отсек №5, носовая и кормовая оконечности  ПЛ переданы на ПО «Севмашпредприятие», которое осуществляло ремонт и сдачу «Ленинского комсомола».

В 1964 завод сдал АПЛ  с заводским  номером 902. Атомный подводный ракетоносец не только отремонтирован, но и переоборудован по проекту 658М, установлен новый ракетный комплекс с подводным стартом ракет. Это вторая в отечественном судостроении АПЛ, которая могла стрелять баллистическими ракетами из-под воды. Завод постепенно становился признанным лидером в освоении новейших технологий переоборудования, ремонта АПЛ.

В1967 получено новое ответственное  задание правительства: выполнить  ремонт и модернизацию первого в  мире атомного ледокола «Ленин», в т.ч. атомную энергетическую установку на более совершенную и мощную. Работа была завершена в сжатые сроки и с высоким качеством. Из 675 помещений атомохода 204 полностью переоборудованы. Проложены 200 км электрокабеля, 50 км труб разных диаметров. Установлено 6200 единиц новых механизмов и оборудования. Чтобы выполнить эти работы, потребовалось техническое переоборудование завода, освоение новых технологий, реконструкция энергокоммуникаций. В организацию работ и успешное завершение их в срок большой труд вложил ответственный сдатчик ледокола В.Т.Калганов, ныне машиностроитель РСФСР.

Придавая исключительное значение скорейшему возвращению атомохода  на ледовые трассы, министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома приказом от 07.01.1970 назначал ответственным сдатчиков  атомохода «Ленин» директора завода Г.Л. Просянкина. Параллельно возвращались в строй АПЛ.

В 1970 организовано ПО «Север» в  составе: МП «Звездочка» (головное) и судоремонтный завод «Нерпа» (Мурманская область), с 1979 работающий самостоятельно.

В 1966-70 предприятием «Звездочка» переоборудованы и модернизированы 27 подводных лодок, из них 12 с атомными энергетическими установками. В 1970 впервые отремонтирована и модернизирована АПЛ проекта 675, оснащенная крылатыми ракетами. В начале 1971 за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники МП «Звездочка» удостоено высшей награды станы – ордена Ленина. Директору предприятия Г.Л. Просянкину  присвоено звание Героя Социалистического Труда, многие инженеры и рабочие награждены орденами и медалями.

В 1972-92 директором МП «Звездочка» - ген. директором ПО «Север» работал А.Ф. Зрячев.

24.02.1972 в 600 милях северо-восточнее  Ньюфаундленда произошла одна  из самых крупных в истории  советского атомного подводного  флота аварий. На АПЛ К-19 в  результате пожара погибло 28 членов экипажа. После расследования причин ЧП военно-промышленная комиссия приняла решение не просто восстановить К-19, а проверить мобилизационные возможности сокращения сроков ремонта. Ставилась задача восстановить АПЛ за 6 месяцев. Ответственным сдатчиком был назначен А.В. Куликов. Четкая подготовка производства, организация работы в три смены, самоотверженный труд заводчан, помощь экипажа подлодки позволили выполнить задание не месяц раньше срока.

С 01.01.1975 специально конструкторно-технологическое бюро (СКТБ) завода реорганизовано в научно-исследовательское проектно-технологическое бюро (НИПТБ) «Онега».

1975 занимает особое место в  истории МП «Звездочка». Впервые  в СССР выполнен ремонт двух  АПЛ второго поколения - ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667А. Ответственными сдатчиками являлись В.Т. Калганов и В.В. Штефан. Обе АПЛ покинули предприятие, имея более высокие акустические характеристики, чем при постройке.

26.12.1976 впервые в истории отечественного ВМФ в Кандалакшском заливе Белого моря состоялся подводный пуск баллистической ракеты на твердом топливе. Пуск произведен с К-140 – АПЛ проекта 667АМ, заводской номер 421, - переоборудованной под первый морской стратегический ракетный комплекс на твердом топливе Д-11.

Позднее, исходя из опыта создания ракетного комплекса Д-11 и на основе уникальных наработок, КБ машиностроения создало новый твердотопливный  комплекс «Тайфун», которым по праву  может гордиться российский флот.

«Звездочка» - головное в России предприятие по утилизации АПЛ, которую выполняет с 1977. Это единственное в Северном регионе России предприятие, занимающиеся ликвидацией пусковых установок баллистических ракет АПЛ в соответствие с договором СНВ-1. Большинство АПЛ Северного флота получало на «Звездочке» вторую жизнь. Завод - Российский лидер по ремонту и переоборудованию АПЛ.

В 1980-е МП «Звездочка» продолжало оставаться на острие военно-морского соперничества великих мировых  держав, быстрыми темпами наращивая  свой научно-технический, производственный потенциал, а так же количество атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения, ежегодно возвращаемых в состав ВМФ после ремонта и модернизации. В этом отношении показателем 1981. По количеству сданных АПЛ предприятие вышло за рубеж, установленный еще в 1973 специальным Постановлением Правительства СССР.

За успешное выполнение заданий 10-й  пятилетки большая группа работников предприятий награждена орденами и  медалями.

Ежегодно предприятие осваивало  ремонт и переоборудование АПЛ все более сложных проектов. В качестве примера можно назвать АПЛ К-423, переоборудованную в 1986 по проекту 667 АТ - первую отечественную АПЛ с бортовым размещением торпедных аппаратов для запуска крылатых ракет. Создание нового ракетного комплекса «Гранат» расширяло боевые тактические возможности подлодки. В последствии отработанная на К-423 конструкция бортового размещения торпедных аппаратов получила широкое распространение при строительстве многоцелевых АПЛ.

1992 завод возглавляет Н.Я. Калистратов. Несмотря на проблемы финансирования, нарушения хозяйственных связей со многими предприятиями – поставщиками, сокращение численности рабочих, флоту переданы два очередных отремонтированных атомных подводных ракетоносцев.

В 1996 АПЛ КС-403 («Казань») переоборудована для обработки новейших образцов гидроакустического вооружения, предназначенных для оснащения кораблей 4-го поколения. В 1990-2000-х «Звездочка» выполняет модернизацию и ремонт АПЛ проекта 667 БДРМ, составляющих основу морских стратегических ядерных сил России. В 2003 впервые в отечественном судоремонте выполнен ремонт эскадренного миноносца проекта 956 «Бесстрашный».

Всего в 1954-2004 выполнены ремонт и  переоборудование 113 подводных лодок, из которых 80 атомных. Отремонтированы  так же 37 надводных кораблей ВМФ, 41 гражданское судно. Построено 223 судна и плавсредства. Работы в области ремонта и переоборудования АПЛ, в том числе уникальных, удостоенных государственной премии РФ (1994, 2004)  и премии Правительства РФ (1999).

Руководство предприятием развертывает обширную программу гражданского судостроения. На производственных мощностях, освобождаемых в рамках конверсии, реализуются гражданские проекты с применением двойных технологий.

Гражданская судостроительная программа завода постоянно расширяется. Уже несколько лет серийно строятся сухогрузные суда проекта 16900, предназначенные для доставки грузов в населенные пункты вдоль морских побережий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  СЕГОДНЯШНИЕ ДНИ

 

•  Атомная подводная лодка  Северного флота «Воронеж» пришла в Северодвинск для планового ремонта и модернизации.

По информации пресс-службы северодвинской судоверфи «Звездочка», АПЛ «Воронеж» станет первой многоцелевой подлодкой третьего поколения, подлежащей модернизации для продления срока службы.

По данным открытых источников, «Воронеж» построен на северодвинской

верфи Севмаш в 1988 г. Это подлодка проекта 949А «Антей» (по классификации НАТО – «Оскар-2»). Она однотипна погибшему в Баренцевом море «Курску». Такие атомоходы имеют длину - 154 м, водоизмещение до 18 тыс. тонн, глубину погружения - до 500 м, скорость подводного хода - до 28 узлов (примерно 52 км/час), экипаж - 130 человек. На вооружении «Антеев» - 24 пусковые установки комплекса крылатых ракет «Гранит».

 

•  АПЛ «Северсталь» отремонтируют в Северодвинске

К переходу из губы Нерпичья в заполярной базе подводников Западная Лица на Кольском полуострове в Северодвинск готовится тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Северсталь». Как сообщили в штабе Беломорской военно-морской базы, эта атомная подводная лодка пройдет на «Звездочке» плановый ремонт некоторых систем и механизмов.

Экипаж, которым командует известный  на флоте подводник, капитан 1 ранга  Александр Богачев, на время ремонта  разместится в казармах Беломорской ВМБ. Несколько недель назад документальный фильм об экипаже «Северстали» и о командире этой АПЛ Александре Богачеве был показан по каналу Общественного Российского телевидения. Сюжет фильма был посвящен пуску с борта этой АПЛ баллистической ракеты. Этот тяжелый атомный крейсер был шестым в семействе знаменитых «Тайфунов», закладка его на стапелях «Севмашпредприятия» произошла 24 февраля 1985 года, в августе 1986 года он был спущен на воду и находится в боевом составе Военно-морского флота страны с сентября 1989 года. Это уже не первая АПЛ класса «Тайфун», которую будут ремонтировать на «Звездочке». Но на этой верфи уже накоплен хороший опыт ремонта кораблей такого класса.

 

•  В Северодвинске на ФГУП 'ГМП  «Звёздочка»  06.05.2004  состоялись  торжества по поводу вывода из эллинга после ремонта и модернизации многоцелевой АПЛ «Тула».

 

Об этом ИА "Двина-Информ" сообщили в пресс-службе областной администрации.

На церемонию приглашены представители  Северного флота, Беломорской военно-морской  базы, Минобороны России, администрации Архангельской области и мэрии Северодвинска. После спуска на воду АПЛ пройдет швартовые и ходовые испытания и до конца 2004 года вернется в боевой состав Северного флота.

Для справки:

Флаг на флагштоке ракетного  атомного крейсера стратегического назначения К-114 был поднят 5 ноября 1987 года. В 1995 году, когда между командованием крейсера и руководством Тульской области было заключено соглашение о шефских связях, приказом Главкома ВМФ подлодке было присвоено имя «Тула». Ежегодно на «Туле» служат матросы-новобранцы из Тульской области.

Строительство АПЛ обошлось государству  в 1 млрд. долларов. Длина лодки 160 метров. Водоизмещение 12 тысяч тонн. Глубина  погружения 400 метров. На своем вооружении крейсер имеет 16 баллистических ракет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я считаю, Северодвинск играет большую роль в укреплении обороны страны, в свое время людьми был сделан огромный вклад в создание уникальных предприятий, поэтому сейчас нельзя ослаблять позиции города в области атомного судостроения.

 

По моему мнению, развитие градообразующих предприятий Северодвинска должно осуществляться в рамках федеральных программ, разрабатываемых и реализуемых правительством РФ совместно с администрацией города и области. Зарубежные страны активно развивают военное судостроение (Великобритания, США, Индия), и на фоне этого снижать потенциал Северодвинска, "закрыв" выпуск атомных подводных лодок взамен выпуска другой продукции, опасно. Это принесет большой ущерб обороноспособности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Булатов В.Н., Куратов А.А. Поморская энциклопедия [Текст]: в 5 тт. Т.5. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2001. – 222-227 с.
  2. Масленников А., Липницкий А. Северодвинск. Испытание на прочность [Текст]: издательство «Правда Севера», 1998. – 358-381 с.
  3. http://www.dvinainform.ru/news/2004/05/06/8104.shtml?prn
  4. http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2006/work/tokarev/
  5. http://www.sevmash.ru/
  6. http://www.star.ru/

Информация о работе Северодвинск-центр атомного судостроения