Северодвинск-центр атомного судостроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:12, реферат

Краткое описание

В том числе:
- «Ленинский комсомол» – первая в СССР лодка с атомной энергетической установкой;
- «К–162» – самая быстрая в мире титановая АПЛ (достигшая скорости 83,4 км/час в подводном положении);
- самый большой в мире тяжелый подводный крейсер класса «Тайфун», занесенный в книгу рекордов Гиннеса;
- самая глубоководная АПЛ, установившая мировой рекорд погружения (1000 метров) не превзойденный до сих пор.

Вложенные файлы: 1 файл

реф Северодвинск.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Северодвинск – цент атомного судостроения, крупный промышленный и научно–технический центр Севера России.

Ведущей отраслью экономики  является строительство и ремонт подводных лодок и надводных  кораблей и судов, а также строительство  морских буровых платформ, металлообработка, строительство, ремонт и утилизация атомных подлодок.

8 ноября 1992 года на базе  оборонных предприятий Северодвинска  Указом президента РФ создан  Государственный Российский Центр  атомного судостроения.

За 30 лет с начала строительства АПЛ северодвинскими корабелами сдано флоту около 130 атомных подводных лодок.

В том числе:

- «Ленинский комсомол» – первая  в СССР лодка с атомной энергетической  установкой;

- «К–162» – самая быстрая в  мире титановая АПЛ (достигшая  скорости 83,4 км/час в подводном положении);

- самый большой в мире тяжелый  подводный крейсер класса «Тайфун», занесенный в книгу рекордов  Гиннеса; 

- самая глубоководная АПЛ, установившая  мировой рекорд погружения (1000 метров) не превзойденный до сих пор. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  СОЗДАНИЕ АПЛ

 

1. ПО «СЕВМАШ ПРЕДПРИЯТИЕ» (ФГУП), Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» - крупнейший в России и Европе судостроительный комплекс, расположенный в городе Северодвинске, на берегу Никольского рукава устье реки Северной Двины, имеющий прямой выход в белое море.

Возведено в соответствие с Постановлением СТО при СНК СССР от 31.05.1936. Начальником  строительства был И.Т. Кирилкин, главным инженером проекта А.А. Борисов. Официальной датой начала производственной деятельности считается 21.12.1939 – день закладки на стапеле первого корабля, линкора «Советская Белоруссия». Заводу был присвоен номер 402.

Созданный для постройки крупных  кораблей завод приступил к строительству больших морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтеров, плавбаз и плавмастерских. С 1954 Севмаш строит атомные подводные лодки различных классов назначений.

Производственные мощности, высококвалифицированные  кадры, опыт, накопленный за более чем полувековую историю производства военной техники, использование современных технологий дают возможность предприятию реализовывать проекты любой степени сложности, одновременно выполнять контракты по самым разным направления деятельности,  в том числе по производству оборудования для нефтяной и газовой промышленности.

Общая площадь территории предприятия  превышает 300 га, число работающих более 25 тысяч человек. Севмаш располагает  оборудованием, позволяющим обрабатывать с необходимой точностью многотонные крупногабаритные узлы и детали, значительной водной акватории, развитой транспортной и складской инфраструктурой, береговыми причальными сооружениями, обеспечен специальными полигонами для проведения испытаний кораблей и судов с ядерными силовыми установками. Имеются уникальные исследовательские и испытательные базы, в том числе камеры для прочностных испытаний наружным давлением крупных блоков корпуса и конструкций кораблей и судов.

Труд коллектива получил достойную  оценку: 16 Героев Социалистического Труда, Один герой РФ, большая группа работников получила высокие награды. На знамени предприятия три ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени.

2. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

 

В годы ВОВ завод, строительство  которого было приостановлено, обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и техническое состояние судов, доставлявших Северным морским путем грузы союзников. Отремонтировано 139 кораблей и  судов: эсминцев, сторожевых кораблей, тральщиков, транспортов, ледоколов. Осваивались и выпускались новые виды оборонной техники: бешенные артиллерийские установки, минно-тральная продукция. В 1944  началось восстановление объемов судостроительной программы. Во время войны 172 работника завода были награждены боевыми орденами и медалями.

В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на севере по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946-55 годы». К 1953 были построены 18 эсминцев проекта 30-бис, имевших цельносварной корпус, форсированную энергетическую установку, зенитное и торпедное вооружение. Завод приобретал опыт собственного проектирования.

В начале 1950-х закончилось строительство первой очереди завода, что позволило создавать корабли любых типов и классов. В середине 1950-х на предприятии сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 судов гражданского назначения (без учета достройки капитального ремонта). Завод приступил к постройке подводных лодок проекта 611, созданного в Ленинградском ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»). В процессе строительства был освоен поточно-позиционный метод постройки подводных лодок.

На базе субмарины проекта В-611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 корабль прошел испытания в условиях, приближенных к боевым. Самые активные участники проектирования и постройки были удостоены Государственных премий, орденов и медалей.

В 1957 начато строительство серии  дизель-электрических ПЛ проекта 629, специально спроектированных под ракетный комплекс. 15 ПЛ этого проекта состояли на вооружении флота в течение длительного времени.

24.09.1955 в стапельно-сбророчном цехе 42 состоялась закладка опытной торпедной подводной лодки проекта 627 с ядерной энергетической установкой в водо- водяного типа. АПЛ спроектирована в СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит») под руководством главного конструктора, военного инженера В.Н. Перегудова. Научным руководителем проекта был родоначальник советского атомного кораблестроения академик А.П. Александров. В декабре 1958 АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в 1962 получила название «Ленинский комсомол». За постройку корабля и высокое качество работы предприятие было награждено орденом Ленина. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ проектов 627, 627А. На их счету продолжительные автономные плавания, подводный кругосветный поход и первый подводный поход подо льдами к Северному полюсу.

В 1960-1962 на Севмашпредприятии построено 8 АПЛ проекта 658, вооруженных тремя баллистическими ракетами на жидком топливе. Позднее на АПЛ, модернизированных по проекту 658М, были установлены ракеты увеличенной дальности, стартующие из-под воды. В реакторах многоцелевой АПЛ проекта 645 (1963) начали использовать жидкометаллический теплоноситель – сплав свинца и висмута. В 1963-1966 построены АПЛ проекта 675, вооруженные восьмью крылатыми ракетами, размещавшимися попарно в надстройке в поднимающихся контейнерах.

АПЛ второго поколения проекта 667А создавались в ответ на строительство в США в начале 1960-х АПЛ типа «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Проект 667А разработан в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора, будущего академика С.Н. Ковалева. АПЛ стратегического назначения, построенная из корпусной стали новой марки, имела двухреакторную энергетическую установку (как и АПЛ первого поколения) и акустическое покрытие новой конструкции, была вооружена 16 баллистическими ракетами на жидком топливе. При строительстве впервые широко применялся агрегатный метод монтажа механизмов и устройств, решено множество технических проблем. Головной корабль был передан флоту в 1967.  За пять лет в строй действующих введены 24 атомных ракетоносца проекта 667А. Паритет с США по морской составляющей ядерных сил был достигнут. В 1972-1974 в Северодвинске построено 10 АПЛ проекта 667Б с 12 межконтинентальными ракетами. АПЛ проекта 667БД имели 16 межконтинентальных ракет. В 1976 в состав флота начали поступать подводные ракетоносцы проекта 667БДР, вооруженными 16 морскими проектами с разделяющимися головными частями. Тактическими крылатыми ракетами была вооружена построенная в 1969 на Севмашпредприятии первая в мире титановая АПЛ проекта 661. Она развивала максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узла.

Создание стратегических АПЛ третьего поколения явилось ответом на строительство в США атомных  субмарин с ракетной системой «Трайдент». Потребовалась коренная реконструкция  предприятия. Производственные мощности Севмаша были практически удвоенны, построены уникальные корпусосборочные  и стапельно-сдаточные комплексы, блок цехов для изготовления изделий  машиностроения. Дальнейшее развитие получил модульно-агрегатный метод монтажа механизмов, систем и устройств. В 1980 была построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. В 1981 вошел в строй головной подводный ракетоносец проекта 941 с ракетным комплексом «Тайфун». Одновременно с ними в 1983 передана ВМФ опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 метров – самая глубоководная АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 1980-90-х построена серия многоцелевых АПЛ проекта 971.

19.03.2004, в День подводного флота,  на Севмаш предприятии состоялась  закладка новой субмарины «Александр Невский». Головной корабль этого проекта «Юрий Долгорукий» заложен на Севмаше в 1996. Атомоходы данного класса должны стать основой российского  ВМФ в 21 веке. Всего Севмаш сдал Военно-Морскому Флоту 128 АПЛ, которые по многим показателям не уступают АПЛ США. Научно-производственная база, позволяющая создавать морскую технику любой сложности, является результатам труда, энергии, творческого поиска нескольких поколений северодвинских корабелов. Руководителями этой титанической работы были директора: Е.П. Егоров, Г.Л. Просянкин, А.И. Макаренко, Д.Г. Пашаев. В настоящее время Севмашем руководит В.П. Пастухов.

В начале 1990-х сократился объем  государственного заказа на строительство  АПЛ, кризис неплатежей тяжело отразился  на предприятиях оборонного комплекса. В сложных условиях хозяйствования предприятию удалось сохранить высокие технологии, производственный и научно-технический потенциал, основной костяк высоко квалифицированных кадров. Постепенно осваивались разработанные на предприятии программы конверсии военного производства, ориентированные на выпуск продукции гражданского назначения и товаров народного потребления. Продолжается поиск путей выхода на внешний и внутренний рынок продукции с использованием технического и научного задела, достигнутого в военном кораблестроении. Начиная с 1990 неуклонно возрастает доля гражданской продукции в общем объеме производства. В 1991 Севмаш построил более 100 судов для зарубежных заказчиков: морские понтоны, мини-балкеры, речные баржи типа «Европа-2», буксиры различных проектов. Возможности предприятия позволяют строить в закрытых эллингах танкеры и сухогрузы дедвейтом до 100 тысяч тонн. В ноябре 2004 предприятие заключило крупные контракт на строительство большой серии танкеров-химовозов дейдвентом 45 тысяч тонн для норвежской фирмы «Одфьелль».

 

 

 

 

3.  СЕГОДНЯШНИЕ ДНИ

 

•  Верфь Севмаш в Северодвинске  получила заказ на строительство  АПЛ 4-го поколения 03.03.2003.

Оборонная верфь ПО "Северное машиностроительное предприятие" (Севмаш) в Северодвинске получила государственный заказ на этот год на строительство атомных подводных лодок (АПЛ) четвертого поколения.

Как сообщила пресс-служба Севмаша, общий  объем финансирования оборонных  заказов увеличен на треть. "Больше средств выделено на достройку двух атомоходов четвертого поколения - ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) "Юрий Долгорукий", открывающего серию "Борей", и многоцелевой АПЛ "Северодвинск".

Будет закончена модернизация стратегической лодки третьего поколения "Дмитрий Донской". Этот корабль из серии самых больших отечественных подводных атомоходов в июне прошлого года был спущен на воду после модернизации. Севмаш сможет отремонтировать также тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) "Адмирал Нахимов".

 

•  02.05.2008  Минтранс приступил к проектированию универсального атомного ледокола.

Минтранс приступил к проектированию универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт. Как сообщает РБК, техпроект  будет готов в 2009 году, сам атомоход планируется построить к 2015 году.

До 2020 года министерство планирует  строительство еще двух универсальных  атомных ледоколов и одного ледокола-лидера мощностью 110 МВт. Предполагается, что  они заменят суда советской постройки, срок эксплуатации которых истекает через семь лет. Вся программа строительства ледокольного флота оценивается в 97 млрд. руб. Эксперты полагают, что строительство атомоходов будет вестись на северодвинском «Севмаше», которое скоро войдет в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Сейчас ледокольный флот России состоит из 38 судов, только семь из которых атомные. Срок службы атомоходов, построенных еще во времена СССР, истекает. Так, в частности, в текущем году из эксплуатации будет выведен атомный ледокол-лидер «Арктика», к 2013 году – атомоходы «Таймыр» и «Вайгач». К 2018 году у России останется два атомных ледокола – «Ямал» и построенный в прошлом году на балтийском заводе «50 лет Победы», сданный с более чем 10-летним опозданием. Чтобы не лишиться атомного ледокольного флота, два года назад было принято решение о строительстве трех новых судов мощностью 60 МВт.

Как сообщил заместитель  руководителя Росморречфлота Игорь  Русу, в прошлом году была завершена  разработка эскизного проекта нового атомного ледокола, а в 2008-м началась разработка технического проекта, который будет готов через год.

В текущем году также  будет завершено проектирование дизельных ледоколов мощностью 25 МВт. Их строительство начнется уже  в следующем году. Всего, по данным Русу, до 2020 года предполагается построить  три универсальных атомохода мощностью 60 МВт, один ледокол-лидер 110 МВт, а также семь дизель-электрических и четырех вспомогательных и портовых ледоколов. Общая стоимость строительства этого флота сейчас оценивается в 97 млрд. руб.

Русу считает, что ввод этих ледоколов позволит сохранить присутствие России в Арктике. По его словам, строительство судов осуществляется по федеральной целевой программе (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России», рассчитанной до 2010 года. Сейчас Минтрансом подготовлен проект новой ФЦП на 2010 – 2015 годы, которая в ближайшее время будет рассматриваться на заседании Правительства Российской Федерации.

Первый заместитель гендиректора ЦНИИ технологии судостроения Валерий  Венков полагает, что реализация программы  строительства ледокольного флота не вызовет сложностей. По его мнению, возможности российских верфей позволяют строить подобные суда. Но, по его мнению, строительство атомных ледоколов, скорее всего, будет вестись не на Балтийском заводе, а на «Севмаше» в Северодвинске. Он в скором времени войдет в состав ОСК и сейчас проходит процедуру акционирования.

Информация о работе Северодвинск-центр атомного судостроения