Расчет эксплуатационных затрат АТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:27, лекция

Краткое описание

В процессе функционирования любого предприятия неизбежно возникают различного рода издержки: затраты на производство и реализацию продукции, на торговые и посреднические операции, расходы по финансовым операциям и прочим видам внепроизводственной деятельности. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции в стоимостном выражении принимают форму себестоимости продукции. Себестоимость отражает ту часть издержек предприятия, которую составляют затраты на простое воспроизводство всех ресурсов, потребляемых в процессе производства продукции (работ, услуг). Затраты автотранспортных предприятий, связанные с перевозочной деятельностью (эксплуатацией подвижного состава), называются эксплуатационными.

Вложенные файлы: 1 файл

Chast_2_Raschet_expluatatsionnykh_zatrat_ATP.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

Владельцам транспортных средств (руководителям автотранспортных организаций) разрешается снижать или повышать нормы пробега шин с учетом условий эксплуатации. Величины снижения или повышения нормы пробега шин устанавливается приказом руководителя предприятия.

 

 

 

 

Таблица 2.2 – Рекомендуемое снижение нормы пробега шин

 

Условие

Размер снижения норм пробега шин, %

Для автомобилей постоянно работающих с прицепами и полуприцепами, автомобилей-самосвалов

До 10

Для автомобилей, загружающихся из бункеров или экскаватором, автомобилей со специальным оборудованием, а также автомобилей, используемых на аэродромах гражданской авиации, занятых на лесоразработках, строительстве и ремонте дорог, строительстве высоковольтных линий электропередачи и подстанций, на вывозе нефтепродуктов и химикатов. т. е. в условиях разрушающих шины

До 20

Для шин размером 280-508, 280R508, 300-508, 300R508, используемых на автобусах в условиях международных и междугородных перевозок

До 15

Для автомобилей, постоянно работающих на разработках полезных ископаемых при добыче открытым способом, в карьерах, на полигонах твердых отходов, при движении по полю (при проведении сельскохозяйственных работ, вывозе удобрений, сборе металлолома и тому подобном)

До 15

Для автомобилей, постоянно работающих в III категории условий эксплуатации

До 10

Для шин с зимним рисунком протектора и ошипованных

10


 

Примечание:

Суммарное снижение эксплуатационной нормы пробега автомобильных шин, включая  все вышеперечисленные  факторы, не  должно  превышать  30 %.

Рекомендуется повышать нормы пробега шин до 30 %, работающих в благоприятных условиях (I категория условий эксплуатации).

 

 

 

2.4 Ремонт и техническое  обслуживание подвижного состава

 

В затраты, связанные с выполнением технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) и ремонтов (Р) подвижного состава, включают заработную плату рабочих и материальные затраты (смазочные и обтирочные материалы, запасные части, узлы, агрегаты, замена которых предусмотрена при технических воздействиях и ремонтах). Расходы на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих можно планировать в составе статьи «Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок» (см. п. 2.1.2). Материальные затраты определяются исходя из действующих норм затрат на запчасти, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонтов подвижного состава на 1000 км пробега. Следует отметить, что затраты, предусмотренные действующими нормами на ТО и Р автомобилей являются не только необходимыми, но и неизбежными. Технические воздействия должны обеспечить надежную, бесперебойную работу автомобиля при минимальных затратах на их проведение. Поэтому экономия денежных средств, предусмотренных на выполнение ТО автомобилей, за счет необоснованного увеличения периодичности воздействий, произвольного сокращения их объема или снижения качества работы вредна и недопустима.

Материальные затраты на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты автомобилей определяются по формуле:

 

,

 

где МЗ – норма затрат на запасные части, узлы, агрегаты и эксплуатационные материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, руб. на 1000 км пробега. Определяется в соответствии с Нормами затрат. Расходы, приходящиеся на замену и восстановление автошин, в данную статью не включены;

ИЦ – индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, рассчитанный нарастающим итогом к декабрю 2001 года. Принимается в соответствии с публикациями статистических органов.

 

2.5 Амортизация основных  средств

 

В процессе эксплуатации или бездействия основные фонды подвергаются износу. Постепенное изнашивание средств труда приводит к необходимости накопления средств на возмещение износа основных фондов и их воспроизводство.

В процессе производства часть стоимости основных фондов переносится на вновь созданную продукцию, т.е. включается в расходы на производство продукции. Перенесенная на продукт, она функционирует в кругообороте как часть стоимости этого продукта и, после его реализации, принимает денежную форму. Таким образом, накапливаются денежные средства, необходимые для приобретения новой техники. Этот процесс называется амортизацией основных фондов.

Износ и амортизация не являются тождественными понятиями. Амортизация лишь в денежной форме выражает износ основных фондов.

Стоимость основных фондов, включаемая посредством амортизации в эксплуатационные расходы предприятий транспорта, представляет собой амортизационные отчисления.

Величина амортизационных отчислений выражается в норме амортизации, представляющей собой для большинства основных фондов годовой процент перенесения стоимости основных фондов.

При расчете амортизационных отчислений следует руководствоваться Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 23.11.2001г. № 187/110/96/18 (в ред. Постановлений Минэкономики, Минфина, Минстата, Минстрой архитектуры от 30.03.2004  № 87/55/33/5, от 28.07.2005 № 136/96/102/31) [9].

В соответствии с  Инструкцией организация вправе самостоятельно определять способы и методы начисления амортизации, в том числе по объектам одного наименования. Различают два основных способа начисления амортизации: равномерный (линейный) и ускоренный (нелинейный).

Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств. Годовые нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока эксплуатации объекта у одного балансодержателя или собственника  совпадают. Положительным моментом данного способа является простота его использования. Однако он не учитывает неравномерность износа основных фондов в отдельные периоды, не способствует в должной мере инновационному процессу на предприятии.

Нелинейный способ заключается в неравномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение срока полезного использования объекта.

Организация вправе установить нелинейный способ начисления амортизации применительно к: передаточным устройствам; рабочим, силовым машинам и механизмам; оборудованию (включая оборудование связи, лабораторное и учебное оборудование); вычислительной технике и оргтехнике, транспортным средствам  и другим объектам основных средств, непосредственно участвуют в процессе производства продукции (работ, услуг), включая антенны, взлетно-посадочные полосы, измерительные и регулирующие приборы и устройства (устройства системы гражданской авиации, оборудование системы посадки и наземные средства вождения самолета, аппаратура диспетчерского управления специальных видов связи и др.); инструменту, рабочему скоту; нематериальным активам (за исключением фирменных наименований и товарных знаков), а также объектам лизинга.

Нелинейный способ начисления амортизации не распространяется на:

- машины, оборудование и транспортные  средства с нормативным сроком службы до 3 лет, легковые автомобили (кроме эксплуатируемых в качестве служебных и используемых для услуг такси;

- отдельные виды оборудования  гражданской авиации;

-уникальную технику и оборудование, предназначенные для использования только при определенных видах испытаний и производства ограниченного вида конкретной продукции;

- предметы интерьера (в том числе  офисная мебель);

- предметы для отдыха, досуга  и развлечений.

Существует и еще один способ начисления амортизации – производительный, который используется для расчета амортизационных отчислений по подвижному составу автомобильного транспорта. Производительный способ заключается в начислении амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта. Ресурс объекта – количество продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, которое в соответствии с технической документацией может быть выпущено (выполнено) на протяжении всего срока эксплуатации объекта.

Так по автомобилям грузоподъемностью более 2 тонн, карьерным самосвалам, легковым автомобилям (служебным и такси) и автобусам, относящимся к транспорту общего пользования, расчет амортизации производится на основании их общего пробега за определенный период.

Расчет планируемой величины амортизационных отчислений производится по типам подвижного состава с помощью следующей формулы:

 

Sам = Sа

,

 

где Sа – амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов), руб.;

Кпф – коэффициент, учитывающий сумму амортизации остальных производственных фондов, приходящийся на данный вид перевозок. Определяется аналогично коэффициенту заработной платы руководителей. В работе К пф принимается равным 1,40-1,50.

 

Таблица 2.3 – Коэффициенты, учитывающие сумму амортизации остальных производственных фондов, приходящихся на данный вид перевозок

 

варианта

1-3

4-6

7-9

10-12

13-15

16-18

19-21

22-24

25-27

28-29

30

Кпф

10,40

10,41

10,42

10,43

10,44

10,45

10,46

10,47

10,48

10,49

10,50


 

Киа – коэффициент индексации амортизационных отчислений. Рассчитывается в соответствии с Положением о порядке индексации амортизационных отчислений по основным средствам в РБ, утвержденным Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством статистики от 26.10.2000 г. №207/115/78 (НРПА, 2000г., № 114, 8/4371).

При использовании полностью амортизированных автомобилей (прицепов) в себестоимость включается только амортизация прочих основных фондов, приходящихся на данный вид перевозок с учетом коэффициента индексации амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава определяются в зависимости от вида транспортного средства. Для грузовых автомобилей и автобусов, по которым расчет амортизационных отчислений производится с учетом срока службы (срока полезного использования):

 

.

 

Для грузовых автомобилей и автобусов, по которым амортизационные отчисления производятся в зависимости от пробега:

 

,

 

где  Ва – балансовая стоимость автомобиля (прицепа, полуприцепа) с учетом переоценок, руб.,

Ка – коэффициент корректировки норм амортизации подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации. Ка = 1,0 – 1,3

Nас, Nас1 – норма амортизационных отчислений соответственно в процентах от стоимости автомобиля или в процентах от стоимости автомобиля на 1000 км пробега.

 

,

 

Nас1 =

,

где Воа – остаточная ликвидационная стоимость транспортных средств, принимается равной 10 % от первоначальной балансовой стоимости, руб.,

 – срок службы (полезного  использования) транспортного средства, лет;

Lам – нормативный общий амортизационный пробег автомобилей, включающий пробег до капитального ремонта и после него до списания. Последний определяется в размере 80 % от пробега до капитального ремонта скорректированного с учетом условий эксплуатации.

 

2.6 Общехозяйственные (накладные) расходы

 

Общехозяйственные расходы связаны с функцией управления предприятием и включают несколько групп: административно-управленческие, налоги, обязательные отчисления и т.д. Сюда входят следующие издержки:

- на содержание работников аппарата  управления, материально-техническое, транспортное обслуживание их деятельности, затраты на командировки;

- на содержание и обслуживание  технических средств управления  предприятием (вычислительной техники, средств связи, сигнализации, освещение, отопление и т.п.);

- оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, оплату услуг банка;

- на подготовку и переподготовку  кадров, набор рабочей силы;

- на содержание фондов природоохранного  назначения, очистных сооружений, уничтожение экологически опасных отходов и т.д.;

- на содержание основных фондов  общепроизводственного назначения (амортизация, ремонт)

- налоги и отчисления, включаемые  в себестоимость продукции (работ, услуг) и др.

Общехозяйственные (накладные) расходы (Sн) без учета налогов, включаемых в себестоимость, и ФЗП администрации – управленческого персонала, включенного в общий ФОТ, определяется по формуле:

 

Sн = ЗПв

,

Информация о работе Расчет эксплуатационных затрат АТП