Расчет эксплуатационных затрат АТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:27, лекция

Краткое описание

В процессе функционирования любого предприятия неизбежно возникают различного рода издержки: затраты на производство и реализацию продукции, на торговые и посреднические операции, расходы по финансовым операциям и прочим видам внепроизводственной деятельности. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции в стоимостном выражении принимают форму себестоимости продукции. Себестоимость отражает ту часть издержек предприятия, которую составляют затраты на простое воспроизводство всех ресурсов, потребляемых в процессе производства продукции (работ, услуг). Затраты автотранспортных предприятий, связанные с перевозочной деятельностью (эксплуатацией подвижного состава), называются эксплуатационными.

Вложенные файлы: 1 файл

Chast_2_Raschet_expluatatsionnykh_zatrat_ATP.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ автотранспортного предприятия

В процессе функционирования любого предприятия неизбежно возникают различного рода издержки: затраты на производство и реализацию продукции, на торговые и посреднические операции, расходы по финансовым операциям и прочим видам внепроизводственной деятельности. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции в стоимостном выражении принимают форму себестоимости продукции. Себестоимость отражает ту часть издержек предприятия, которую составляют затраты на простое воспроизводство всех ресурсов, потребляемых в процессе производства продукции (работ, услуг). Затраты автотранспортных предприятий, связанные с перевозочной деятельностью (эксплуатацией подвижного состава), называются эксплуатационными.

В процессе планирования себестоимости на автотранспортных предприятиях определяются затраты, необходимые для выполнения запланированных объемов перевозок (работ и услуг), как в целом по предприятию, так и в необходимой разбивке по видам перевозок, работ и услуг. При этом должно обеспечиваться наилучшее использование имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов при условии соблюдения правил технической эксплуатации и режима работы подвижного состава, обеспечения безопасных условий труда и движения транспорта, сокращения сроков перевозок, повышения культуры транспортного обслуживания населения.

В плановую себестоимость перевозок включаются только затраты, связанные с перевозочной деятельностью (эксплуатационные). Расходы, понесенные перевозчиком на экспедирование, участие в погрузке и разгрузке, хранение груза, командировочные расходы, проезд по платным дорогам, мостам, переправам, предоставление контейнеров, взвешивание грузов, оплату пограничных, таможенных, экологических, местных и иных сборов, и прочие аналогичные затраты в тариф не включаются, а оплачиваются по соглашению сторон отдельно.

Затраты, связанные с перевозочной деятельностью, включаются в себестоимость в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), (утвержденными Министерством экономики РБ 26. 01. 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов РБ 30.01.1998 г. №3, Министерством статистики и анализа РБ 30.01.1998 г. №01-21/8 и Министерством труда РБ 30.01.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями) и Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по предприятиям автомобильного и речного транспорта (утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 22.02.2000 г. №1) [8].

Расходы по грузовым и пассажирским перевозкам в автотранспортных предприятиях планируют по следующим статьям затрат:

- заработная плата персонала  по организации и осуществлению  перевозок;

- отчисления в бюджетные и  внебюджетные фонды от средств на оплату труда;

- топливо;

- смазочные и другие эксплуатационные  материалы;

- ремонт автомобильных шин;

- ремонт и техническое обслуживание  подвижного состава;

- амортизация основных средств  и нематериальных активов;

- общехозяйственные (накладные) расходы;

- налоги и платежи, включаемые  в себестоимость.

При планировании затрат используются следующие исходные данные:

- планируемые объемы перевозок  грузов, грузооборота, пробеги подвижного состава;

- планы по техническому обслуживанию  и ремонту подвижного состава и других технических средств;

- нормы расхода материальных  ресурсов на осуществление перевозок, поддержание подвижного состава  и других технических средств  в работоспособном состоянии;

- договоры на поставку материальных  ресурсов, обслуживание производства, предоставление транспортных и других услуг, содержащие условия их выполнения и оплаты;

- нормы затрат труда, расчет  численности и профессиональный  состав работающих, условия оплаты  труда, определяемые коллективным  договором и контрактами;

- экономические нормативы: ставки  налогов и неналоговых платежей, нормы амортизационных отчислений  на полное восстановление основных  фондов, лимиты отнесения командировочных, представительских и других расходов  на себестоимость перевозок (работ, услуг) и др.;

- планы технического перевооружения, научно-технического развития, совершенствования  организации производства, труда  и управления;

- мероприятия, разрабатываемые по  результатам технико-экономического  анализа эффективности перевозок, направленные на устранение непроизводительных затрат и потерь и т. п.

В зависимости от целей планирования, этапов и стадий разработки планов себестоимость перевозок может определяться путем укрупненных расчетов изменения базового уровня затрат или детальных сметно-нормативных расчетов величины затрат. Способ укрупненных расчетов применяется в перспективном планировании, а также на стадии составления проекта годовых планов. В текущем (тактическом)  планировании производятся сметно-нормативные расчеты себестоимости перевозок (работ, услуг) по статьям расходов и элементам затрат, методика которых будет рассмотрена в данной главе.

 

2.1 Планирование расходов  на оплату труда и социальные  нужды

 

2.1.1 Общие сведения о  тарифной системе регулирования заработной платы в РБ

 

Тарифная система представляет собой совокупность нормативных актов по дифференциации и регулированию уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от их квалификации, условий, тяжести работ и ответственности за их выполнение. Дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников производятся в зависимости от следующих факторов:

- сложности труда (квалификации) –  в пределах одной профессии, должности (внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация);

- содержания и специфики труда  рабочих, руководителей, специалистов  и других служащих (межпрофессиональная, междолжностная дифференциация);

- общих условий труда, сложности  выпускаемой продукции (работ, услуг), видов деятельности и других специфических факторов, характерных для определенной отрасли (подотрасли) (межотраслевая дифференциация).

К основным элементам тарифной системы относятся:

– тарифная ставка первого разряда;

– единая тарифная сетка (ЕТС);

–тарифно-квалификационные справочники: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД) и другие квалификационные справочники, утверждаемые в установленном порядке.

Тарифная ставка первого разряда определяется исходя из уровня минимальной заработной платы и служит основой для дифференциации оплаты труда работников по профессионально-квалификационным группам.

Республиканскими тарифами оплаты являются месячные тарифные ставки и должностные оклады. Они рассчитываются на основе тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда по соответствующим профессионально-квалификационным группам работников. Для работников предприятий и организаций, финансируемых  и дотируемых из бюджета республиканские тарифы носят обязательный характер, а для хозрасчетных – рекомендательный.

Часовые тарифные ставки определяются путем деления месячной тарифной ставки работников на среднемесячное количество рабочих часов, установленное действующими нормативными актами, с учетом годового баланса рабочего времени.

Единая тарифная сетка (ЕТС) содержит шкалу, которая состоит из тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов. На основании ЕТС и тарифной ставки первого разряда осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников.

Тарифный разряд зависит от уровня квалификации, теоретических и практических знаний, степени сложности выполняемых работ (обязанностей) и ответственности. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных квалификационными справочниками. Работники, нанимателями которых являются организации и ИП, распределяются по 23 разрядам 27-разрядной ЕТС.

Тарифные коэффициенты ЕТС представляют собой отношение тарифных ставок второго и последующих разрядов к тарифной ставке первого разряда. Нарастание тарифных коэффициентов ЕТС по диапазонам разрядов установлено в следующих размерах: с 1-го по 4-й разряд – 16 процентов, с 4-го по 6-й разряд – 10 процентов, с 6-го по 27-й – 7 процентов.

Механизм дифференциации и регулирования основной (тарифной) части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (ИП), определяется Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – Инструкция), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 20.09.2002 г. №123 с последующими изменениями и дополнениями от 30.03.2004 г. №31; 27.05.2004 г. №60 [7].

Учет условий труда на конкретных рабочих местах, количественных и качественных результатов индивидуального и коллективного труда осуществляется посредством других элементов организации заработной платы.

 

2.1.2 Планирование заработной платы персонала автотранспортного предприятия

 

Расходы на заработную плату персонала автотранспортного предприятия планируются по калькуляционной статье «Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок». Заработная плата определяется в соответствии с действующими на предприятии положениями об оплате труда, структурой и штатным расписанием административно-управленческого персонала. Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок включает  в себя заработную плату водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих. Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих может включаться в статью «Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава», заработная плата руководителей, специалистов и служащих может включаться в статью «Общехозяйственные (накладные) расходы».

В данной статье учитываются все виды заработной платы. В ее состав включаются выплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, доплаты и надбавки, а также резерв начислений к оплате трудовых отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и другие виды дополнительной заработной платы.

Для целей планирования заработная плата персонала (ЗП) по организации и осуществлению перевозок определяется по формуле:

 

ЗП = ЗПв + ЗПр + ЗПс,

 

где ЗПв – заработная плата водителей, руб.;

ЗПр – заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих, руб.;

ЗПс – заработная плата руководителей, специалистов и служащих, руб.

 

Заработная плата водителей грузовых автомобилей рассчитывается по формуле:

ЗПв =

,

 

где Тк – тарифный коэффициент водителя грузового автомобиля в зависимости от грузоподъемности. Принимается в соответствии с Рекомендациями по применению ЕТС работников РБ, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты населения от 20.09.2002.№123;

Т1 – тарифная ставка первого разряда, действующая на данном предприятии;

Кзп – коэффициент, учитывающий премии за производственные результаты и специальные виды премий (за экономию материальных ресурсов и автомобильного топлива, увеличение пробега шин и др.), доплаты и надбавки к заработной плате водителей (за интенсивность труда, за работу в вечернее и ночное время, с особыми условиями труда, на полностью амортизированном подвижном составе, за руководство бригадой (звеном), за классность, за стаж работы, за выполнение особо важной работы и др.), на оплату очередных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и др.

Мф – среднемесячный фонд рабочего времени для текущего года, час.

 

Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих рассчитывается по формуле:

ЗПр = Nзп

,

 

где Nзп – норма затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих на 1000 км пробега, руб. Определяется  в соответствии с Нормами затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта РБ (Нормы затрат), утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 01.11.2002 № 35 (НРПА, 2002г., № 8/8827) Приложение Ж;

 – корректирующий коэффициент  к Нормам в зависимости от  типа подвижного состава. Для  автобусов, легковых и грузовых  бортовых автомобилей принимается равным 1, для грузовых автомобилей: тягачей – 0,99, самосвалов – 1,1, цистерн – 1,13, фургонов – 1,05, рефрижераторов – 1,18.

 

Заработная плата руководителей, специалистов и служащих рассчитывается по формуле:

 

ЗПс = ЗПв Кс,

 

где Кс – коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящийся на 1 рубль заработной платы водителей. Определяется прямым счетом, т. е. путем деления заработной платы руководителей, специалистов и служащих на заработную плату водителей за период (месяц, квартал), предшествующий расчетному, если предприятие занимается только перевозкой грузов. В работе Кс принимается равным 0,50 – 0,65 (таблица 2.1).

Информация о работе Расчет эксплуатационных затрат АТП