Экономико-статистический анализ производства молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — провести экономико-статистический анализ производства молока на основе анализа его современного состояния.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические статистического анализа производства продукции животноводства;
провести анализ современного состояния и развития с.-х. производства в хозяйстве;
провести статистический анализ современного состояния производства молока в хозяйстве;
спрогнозировать производство молока на перспективу.

Вложенные файлы: 1 файл

готовое кэа.docx

— 147.96 Кб (Скачать файл)

В идеале предложение молока в июле и ноябре должно быть 1:1, более того, осенью и зимой—даже выше, так как в этот период спрос на молоко и молочные продукты вырастает по сравнению слетом на 5-7%. Однако за последние семь лет позитивные изменения произошли только в Ленинградской, Московской областях и частично в Краснодарском крае и Татарстане. В остальных регионах — прежде всего в Центральном Черноземье, Западной и Восточной Сибири, на Средней Волге — сезонность до сих пор достигает соотношения 3:1, 4:1. В ряде областей она составляет 6:1 —это регионы, где данная отрасль сельского хозяйства просто деградирует .

Известно, что сезонность производства молока — процесс управляемый. Корова — физиологически полицикличное животное, и наладить круглогодичное воспроизводство в стаде — прерогатива зоотехников, ветеринарных врачей. Это вопрос квалификации специалистов и правильного менеджмента. Понятно, что круглогодичное воспроизводство влечет за собой организацию полноценного кормления животных в течение всего года. Конечно, это затратная часть, требующая привлечения материальных ресурсов и технического переоснащения, но без соответствующих вложений проблему сезонности производства молока не решить.

Сегодня — во многом благодаря национальному проекту «Развитие АПК» — молочное скотоводство становится объектом инвестиций. Растет число заводов, перерабатывающих 100% сырья, получаемого из собственных хозяйств. Меняются сложившиеся формы отношений между производителями и переработчиками молока, повышается эффективность менеджмента. В январе—апреле 2006 г. впервые за последние десять лет в России получено 3-3,5% прироста производства молока, несколько стабилизировалась численность поголовья коров.

Неправильно было бы рассматривать вопрос развития молочной индустрии в отрыве от состояния потребительского рынка.

Уровень потребления молока и молочных продуктов в России в расчете на одного человека в год сократился по сравнению с 1990 г. более чем на 70%. Правительство СССР ставило задачу довести уровень потребления до медицински обоснованной нормы — 370-390 кг, что и было практически достигнуто к 1990 г. Советский Союз относился к числу стран, где данный показатель был одним из самых высоких в мире. В 2005 г. он упал до 210 кг, а сегодня составляет 240 кг. Первая причина снижения уровня потребления — падение покупательной способности населения. Но это слишком простое объяснение. Например, в Москве, где доходы жителей достаточно высоки потребление молока и молочных продуктов не превышает 300 кг на одного человека в год. Это гораздо меньше, чем, например, в Прибалтике и Белоруссии или в национальных республиках РФ между Волгой и Уралом. Таким образом, прямой связи между уровнем доходов и потреблением молочных продуктов не прослеживается. За последние 15 лет в рационе россиян произошло замещение этих видов продуктов другими. И здесь есть над чем задуматься всему молочному сообществу, которое внесло свою лепту в этот негативный процесс, активно дискутируя и в специальных изданиях, и в средствах массовой информации на тему полезности, например, «порошкового» и «непорошкового» молока, «живых» и «неживых» йогуртов, животного масла, которое «содержит холестерин», и т.п. В результате потребитель стал негативно относиться ко всему молочному.

Без консолидации усилий, направленных на повышение потребительского спроса, успешное развитие этого бизнеса невозможно. Есть целый блок молокопродуктов, которые никак не рекламируются, — например, сливочное масло (в отличие от других жиров). В то же время в России по сравнению с развитыми западными странами сливочного масла потребляют очень мало — 3 кг против 7-8 кг. К слову, в США, где в 1960-е годы была развернута кампания против сливочного масла в пользу маргаринов и так называемых «легких» масел, ожирение приняло масштабы национального бедствия. Обычно все рассуждения о вреде продуктов, содержащих холестерин, носят обывательский, не подкрепленный серьезными научными исследованиями характер, тем не менее, это негативно сказывается на уровне потребления таких продуктов.

Наиболее интенсивно развивается сегодня рынок сыров. Однако здесь наряду с устойчивым увеличением собственного производства растет (и опережающими темпами!) импорт.

Несмотря на вложение в отрасль больших инвестиций, серьезную модернизацию крупных производств, все большая доля в общем объеме потребления этой продукции приходится на импорт. Сейчас она составляет около 40% и это в основном твердые сыры. Главные поставщики сыров в РФ на данный момент — Украина и Белоруссия.

В результате принятых Россией защитных мер в отношении ввоза молочных продуктов за четыре месяца 2011 г. импорт с Украины сократился в пять раз (с 40 до 13%), однако сыра было ввезено 5 тыс. т — гораздо больше, чем его производят на украинских заводах, откуда разрешены поставки. Таким образом, имеет место контрафакт. Оценка маркетологов показывает, что запрет никак не повлиял на количество украинских сыров, предлагаемых на российском рынке.

В отечественной молочной промышленности продолжается процесс концентрации производства. Это значит, что крупные предприятия укрупняются, а мелкие — разоряются. Уточним: в России мы называем крупными предприятия, перерабатывающие более 50 тыс. т молока в год, средними — от 20 до 50 тыс. т, мелкими — менее 20 тыс. т. Сегодня в стране насчитывается 53 крупных молокозавода, они выпускают 54% от общего объема продукции. Остальное приходится на долю 30 средних (5,3%) и 1744 мелких (40,6%) предприятий. Но Россия — большое государство, и мелкотоварное производство в ней не исчезнет никогда. Другое дело — какова будет его эффективность. В неурбанизированных зонах останутся небольшие по мощности заводы, в высокоурбанизированных — только крупные предприятия.

К настоящему времени участниками российского молочного рынка стала меньшая часть из 20 крупнейших мировых молочных компаний. Однако интерес к организации этого бизнеса в России проявляет все большее число западных производителей. Создавая условия для привлечения инвестиций, страна сможет поднять молочную промышленность на должный уровень в более короткие сроки.

Алтайский край был одним из первых в России по строительству молочных комплексов. Создавались специализированные предприятия по разделению труда в молочном животноводстве, практически на всех сельскохозяйственных предприятиях молочное скотоводство было рентабельной отраслью.

Экономическая реформа нанесла последнему значительный урон. Рад страдательных факторов, а именно - продовольственная экспансия, отсутствие должной государственной поддержки и контроля, диспаритет цен на молоко и материально-технические ресурсы - привели к подрыву экономической заинтересованности в производстве молока.

Сокращение поголовья основных видов скота в сельскохозяйственных предприятиях происходило опережающими темпами по сравнению с хозяйствами населения.

Но, несмотря на это в крае происходит увеличение продуктивности животных: если в 1999 г. в хозяйствах всех категорий надой молока на одну корову составил 2266 кг, то в 2008 г. - увеличился на 11,3 % и составил 2522 кг; в сельскохозяйственных предприятиях соответственно - с 2220 до 2458 кг (на 10,7 %), но в крестьянских (фермерских) хозяйствах, наоборот, снизился за аналогичный период с 2273 до 2215 кг (на 2,6 %) .

Все эти факторы не могли не сказаться на себестоимости производимого хозяйствами края молока. В среднем в 2008 г. себестоимость 1 ц произведенного молока составила 335 руб/ц, а реализованного 345 руб/ц; цена реализации молока и молочной продукции составила при этом 387 руб/ц (за соответствующий период прошлого года 301 руб/ц).

Цены реализации молока и молочной продукции по каналам реализации несколько отличаются друг от друга. Так в 2008 г. в заготовительных организациях цена была ниже на 3,4 % (за соответствующий период прошлого года на 2,3 %), в потребкооперации на 5,2 %, через общепит и продажу населению в счет оплаты труда на 3,6 % (в 2002 г. почти на 6 %), по бартерным сделкам на 1,8 % (в 2007 г. - 5,6 %), хотя на рынках цена молока и молочной продукции была выше на 1,6 % (в 2007 г. - почти на 3 %).

Динамику изменения потребительских цен на молоко и молочную продукцию определяет, главным образом, их изменение в производственном секторе. Это обусловлено тем, что 55-65 % цены закладывается на уровне производства сырья, еще 25-30 % накручивается при переработке и столько же при реализации продукции молочного подкомплекса. Такая тенденция сохранялась как в 2007, так и в 2008 гг.

В 2008 году общие ресурсы продуктов животноводства по сравнению с тем же периодом прошлого года сложились в больших объемах (по молоку - на 5,5 %, мясу - 11,6 %). Доля импорта в формировании ресурсов молочных и мясных продуктов составила соответственно 0,1 % и 4 %.

Алтайский край является ведущим регионом России по переработке молока (особенно по производству сыров жирных твердых). Поэтому сокращение производства молока на перерабатывающие предприятия края привело к снижению основных видов молочных продуктов. Так за период с 1997-2008 гг. производство масла сливочного сократилось на 56,5 %, сыра жирного - на 42,7 %, цельномолочной продукции - на 63 %. Хотя в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - их производство увеличилось соответственно - на 23 %, 41 % и 26 %.

Сокращение производства молока вызвало недозагрузку перерабатывающих мощностей предприятий, что привело к удорожанию молочной продукции. Так, в 2008 г. использование среднегодовой мощности по производству в крае: по цельномолочной продукции составило 29,6 %, по маслу животному- 26,6 %, сыру сычужному - 53,8 % (в России соответственно – 35 %, 25 % и 55 %).

В 2008 году в крае темп прироста цен на молочную продукцию составил: по сыру 16,8 %, молоку и молочным продуктам - 15,3 % (в 2007 г. соответственно 27 % и 19,5 %), в то время как цены на масло сливочное снизились на 5,4 %. В России темп прироста цен по сыру составил 19,2 %, по молоку и молочным продуктам 16,6 %, по маслу животному – 4 %. Максимальные индексы потребительских цен в крае сложились по творогу - 129 % (за соответствующий период прошлого года 137 %), кисломолочные продукты подорожали на 21,2 % (в 2005 г. - на 25,2 %), молоко сгущенное - на 4,5 % (в 2007 г. - на 26,7 %), кроме того, снизились цены на масло сливочное - на 3,5 % и молоко - на 2,3 %.

Одной из причин кризисного состояния молочного скотоводства является разрушение производственно-экономических связей, особенно между производителями и переработчиками молока. Выявлена прямая зависимость эффективности производства перерабатывающих предприятий от объемов перерабатываемого сырья. Однако из-за низких закупочных цен при высокой себестоимости объемы производства и поставок молока на переработку снижаются.

Молокоперерабатывающие предприятия ощущают нехватку сырья, теряют поставщиков из-за распада сырьевых зон и всей системы заготовок. Недоиспользование производственных мощностей ведет к спаду объемов производства молокопродуктов. Причиной неэквивалентного обмена является монопольное положение перерабатывающих предприятий. Однако молочные заводы не имеют возможности повысить закупочные цены, так как это приведет к повышению цен реализации молокопродуктов. Социальная значимость молочных продуктов не допускает такого повышения: потребление их уже сейчас ниже физиологических норм, а низкий платежеспособный спрос приведет к еще большему сокращению потребления. Кроме того наблюдается достаточно высокая доля затрат на сырье в общих затратах на реализованную молочную продукцию.

Поэтому совершенствование производственно-экономических отношений с производителями молока является основной задачей молокоперерабатывающей промышленности.

Результаты выборочного исследования ассортиментной структуры розничной продажи молочной продукции в обороте розничной торговли в 2008 г. по Алтайскому крае показали, что по торгующим организациям в объеме продаже молока и молочной продукции преобладает масло крестьянское - 0,73 %, а также молоко питьевое (цельное) - 1,17 %, кисломолочная продукция (жирная) - 0,64 % и сметана - 0,61 %. В продаже молочных продуктов 2,8 % приходится на цельномолочную продукцию, 1,3 % - на масло животное и 0,5 % на сыры жирные.

При всем разнообразии имеющихся в продаже товаров качество многих из них не отвечает требованиям стандартов. По данным Управления Госторгинспекции по Алтайскому краю в 2008 г. было забраковано и снижено в сортности в процентах к общему объему проинспектированных товаров 44 % сыров всех видов и 24,7 % масла сливочного.

Продвижение на рынок отечественной молочной продукции тормозит недостаточность ее рекламы. Кроме того, имеет место представление о том, что если это отечественная продукция, то она дешевле, а если зарубежная - то дороже. Подобная практика отрицательно влияет на финансовые результаты деятельности отечественного производителя, вынуждая его продавать аналогичную продукцию намного дешевле заграничной.

 

 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА  В СПК КОЛХОЗ «ПРАВДА»

2.1 Краткая характеристика условий  и местоположения хозяйства

 

Колхоз «Правда» Алейского района расположен в южной части района, в 35 км от районного центра г. Алейска и 160 км от краевого центра г. Барнаула. Центральный населенный пункт расположен в с. Кабаково. До ближайшей железнодорожной станции Язевка – 12 км.

Колхоз «Правда» был организован в 1950 году на базе объединения мелких колхозов: «ПАХАРЬ», «ЗАРЯ», «ПРАВДА» и его границы не претерпевали изменений до настоящего времени.

В 2001 году в результате реорганизации он стал СПК (сельскохозяйственный производственный кооператив ) «колхоз «Правда».

Центральная усадьба хозяйства расположена в селе Кабаково. Население села 780 человек, в том числе 400 человек трудоспособных, 186 человек занятых в сельскохозяйственном производстве, в том числе 50 человек в растениеводстве.

Дороги на территории села (СПК) асфальтированы, состояние дорог удовлетворительное.

Предприятие создавалось в целях:

  • участия в формировании товарного рынка;
  • удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, товарах, услугах.

Производственное направление хозяйства - растениеводства: зерновое ( пшеница, овес, ячмень, гречиха ), технические ( подсолнечник, сахарная свекла), хозяйство имеет 1022 головы крупного рогатого скота, в том числе 500 коров, 120 лошадей, 160 пчелосемей.

Для обеспечения поголовья скота кормами возделываются зернофуражные культуры, кукуруза на силос и многолетние травы. Землепользование хозяйства представляет собой следующее: общая площадь составляет 7577 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 6863 га, из нее пашни 5115 га, сенокосов 750 га, пастбища 998 га.

Информация о работе Экономико-статистический анализ производства молока