Фальсификация продовольственных продуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Как утверждает Washington ProFile, слово "доллар" намного старше денежной единицы США и самих Соединенных Штатов, хотя ни точная его этимология, ни происхождение символа доллара - $ до сих пор не известны. Считается, что основой для создания нового термина стал талер, точнее иоахимталер, который чеканили в богемском городе Иоахимштале (ныне Яхимов в Чехии) - тогда он входил в державу Габсбургов. В России эта монета была более известна, как "ефимок".

Содержание

Введение …………………………………………………………………...……...3
1. Фальсификация пищевых продуктов ……………………………..........…….4
2. Виды фальсификации ………………………………………………............….7
2.1. Ассортиментная фальсификация …………………………………….......8
2.2. Квалиметрическая фальсификация …………………………...…...........11
2.3. Количественная фальсификация ………………………………..........…12
2.4. Стоимостная фальсификация ……………..………………............…….13
2.5. Информационная фальсификация ………………….........………..……14
Заключение …………………………………….…………………………...……16
Список используемой литературы ……………………………………...……...17

Вложенные файлы: 1 файл

Falsifikatsia_pischevykh_produktov.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

В качестве непищевых заменителей чаще всего применяют мел, гипс, известь, золу к муке, крахмалу.

Иногда к муке и крупе добавляли мелкоизмельченные примеси сорных трав или протравленное семенное зерно, обработанное ядохимикатами. В настоящее время такие грубые способы фальсификации практически не применяются, а при промышленном производстве совсем не встречаются.

При заготовках картофеля и корнеплодов распространенным способом фальсификации является примесь сверх установленных норм земли, корней, растительных остатков.

Контрафакция является одним из способов ассортиментной фальсификации.

Контрафакция (от лат. contrafactio) — подделка. Контрафактная продукция является разновидностью фальсифицированной продукцией на уровне торговой марки. Для контрафактной продукции используются дна вида фальсификации: ассортиментная и информационная.

Согласно Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» контрафактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак, или наименования места происхождения товаров, или сходные с ними до степени смешения обозначения.

Для обнаружения контрафактной продукции проводится ассортиментная и информационная идентификация, причем ассортиментная идентификация предназначена для выявления подлинности торговой марки, страны и/или места происхождения. В качестве идентифицирующих признаков могут использоваться специфичные для определенной торговой марки показатели качества продукции, формируемые за счет особенностей применяемого сырья и/или технологических процессов и/или рецептур, а также специально вводимые маркеры. Кроме того, маркеры могут применяться и в упаковке, и в маркировке. Маркерами могут быть определенные вещества, вкрапления материалов и др.

 

 

 

 

2.2. Квалиметрическая фальсификация

 

Квалиметрическая фальсификация — подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.

Средствами этого вида фальсификации служат добавки и товары того же наименования, что и товар, указанный на маркировке, в сопроводительных документах, но низшей градации.

Способы квалиметрической фальсификации — использование добавок, имитирующих улучшение качества; пересортица.

Способы и средства квалиметрической фальсификации показаны на рис.3.

Рис.3. Способы и средства квалиметрической фальсификации

Добавки — это вещества или сырье, добавляемые к пищевым продуктам для улучшения их потребительских свойств.

Пищевые добавки широко используются в пищевой промышленности и предусмотрены рецептурой изготовляемых продуктов питания. На маркировке многих отечественных и импортных товаров, особенно западноевропейских, указываются разрешенные пищевые добавки, которые согласно Кодекс алиментариус маркируются знаком «Е» с порядковым номером пищевой добавки (например, Е300 — лимонная кислота).

Использование пищевых добавок нельзя относить к фальсификации. Квалиметрической фальсификацией считается применение разрешенных и неразрешенных добавок, не предусмотренных рецептурой, с целью введения в заблуждение потребителя относительно истинных потребительских свойств товара.

К квалиметрической фальсификации относятся подкрашивание или ароматизация пищевых продуктов, не предусмотренные рецептурой и технологией производства и предназначенные для придания продукту свойств, позволяющих имитировать их повышенную пищевую ценность. Конечная цель фальсификаторов — создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества путем придания видимости их повышенных потребительских свойств.

 

2.3. Количественная фальсификация

 

Количественная фальсификация— это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

На практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения размеров измеряемого объекта (рис.4.).

Рис.4. Средства и способы количественной фальсификации

Количественная фальсификация один из наиболее древних способов обмана покупателей

Для количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые средства измерений (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т. п.).

Неточные или фальшивые средства измерений — наиболее распространенный способ количественной фальсификации. При этом используются фальшивые меры (гири, метры, измерительная посуда и др.) и приборы (весы и т. п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами государственных метрологических служб.

Отсутствие поверочных клейм служит признаком фальсификации средства измерения и легко проверяется.

Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть неисправные приборы и фасовочное оборудование, которыми пользуются изготовители или продавцы.

Неправильные методики измерений, применяемые продавцом или изготовителем, также могут явиться причиной грубых погрешностей при измерении, что приводит к недовесу и недомеру. При этом действия субъекта, проводящего измерения, могут носить умышленный и неумышленный характер. В последнем случае количественная фальсификация обусловлена неумением работы на измерительных приборах.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения работы торговых организаций с измерительными приборами:

•неправильная установка весов (с наклоном горизонтального положения на неровной поверхности или с подкладыванием под ножки посторонних предметов под углом зрения к покупателю);

•отсутствие проверки и настройки весов на нулевой отметке или по предельным диапазонам показаний;

•применение измерительных приборов с определенным диапазоном и точностью измерений в случаях, когда измеряемый объект имеет параметры, находящиеся вне установленного диапазона (например, взвешивание на напольных почтовых весах товара массой менее 100 г и требующее точности большей, чем отклонение 50 г);

•недостаточное освещение шкалы показаний измерительного прибора;

 

2.4. Стоимостная фальсификация

 

Стоимостная фальсификация — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене товаров больших размеров.

Это самый распространенный вид фальсификации, так как совмещается со всеми другими видами фальсификации. Более того, именно стоимостная фальсификация является главной целью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль путем незаконного повышения цен.

В условиях рыночной экономики, одной из характерных черт которой являются нерегулируемые цены, стоимостная фальсификация применяется либо для фальсифицирования низкокачественных или даже опасных товаров, либо в целях ценовой конкуренции, в частности для создания потребительских предпочтений с помощью пониженных цен.

Существует несколько разновидностей стоимостной фальсификации. Это реализация фальсифицированных товаров:

•по ценам, аналогичным или лидирующим для натурального продукта;

•по пониженным ценам по сравнению с натуральным аналогом;

•по ценам, превышающим цены на натуральные аналоги.

Последняя указанная разновидность фальсификации встречается редко и рассчитана на потребителей, у которых высокие цены ассоциируются с высоким качеством товаров. Она возможна также при чрезмерном спросе и недостаточности предложения натурального продукта на рынке.

Первые две разновидности стоимостной фальсификации наиболее распространены. Выбор одной из них определяется рыночной конъюнктурой.

 

2.5. Информационная фальсификация

 

Информационная фальсификация — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товаросопроводительных документах, маркировке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ранее, в большинстве случаев дополняется фальсификацией информации о товаре. В противном случае фальсификация легко выявляется.

Искаженная или неточная информация о товаре служит основанием считать заменитель натурального продукта фальсифицированным. Так, к фальсифицированному продукту относится маргарин, на маркировке которого и в товаросопроводительных документах указывается, что это сливочное масло. Правильное указание на маркировке наименования продукта «маргарин» снимает обвинения в фальсификации.

При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или неточно указываются следующие данные: наименование товара; страна происхождения товара; фирма — изготовитель товара; количество товара.

Одной из разновидностей информационной фальсификации товара является фальсификация с помощью упаковки, чаще всего производственной потребительской.

Упаковка — составная часть товара, определяющая внешний вид упакованной продукции. Идентифицирующие функции присущи упаковке в меньшей степени, чем маркировке. Ее основной функцией является предохранение товара от потерь, а окружающей среды — от загрязнения. Однако привлекательная по внешнему оформлению упаковка может придать неповторимый вид товару, служить для целей идентификации товара потребителем, в результате чего создаются потребительские предпочтения.

Фальсифицируют не только маркировку и упаковку, но и товаросопроводительные документы, причем наиболее часто подделывают накладные и сертификаты.

В товарно-транспортных накладных на фальсифицированные товары всегда подделывается наименование товара, довольно часто — название изготовителя и количество товара (количественная фальсификация). Обнаружить подделку этих реквизитов в накладной можно только идентификацией товара на ассортиментную принадлежность и происхождение, а также количественным измерением всей товарной партии (перевешивание, пересчет, обмеривание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя. Фальсификации подвергаются не только товары, но также и товаросопроводительные документы, сертификаты качества, безопасности, страны происхождения, товарные знаки.

Существуют следующие виды фальсификации товаров:

-ассортиментная (видовая):

-качественная;

-квалиметрическая;

-количественная;

-стоимостная;

-информационная;

При проведении экспертизы на предмет фальсификации необходимо выявить соответствие или несоответствие исследуемого объекта существующим нормам и стандартам. В случае исследования товарного знака необходимо выявить соответствует или не соответствует исследуемый объект требованиям, предъявляемым к фирменным товарам. При исследовании импортных товаров на предмет фальсификации, в случае отсутствия стандартов, руководствуются товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в которой приведены укрупненные критерии для классификации товаров.

При защите товара от фальсификации в первую очередь используется информационная защита, в которую входят защита от подделки упаковки, этикетки, товарного знака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7.02.92 №2300-1.

2. Федеральный закон РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.00 №29-ФЗ.

 3. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. – 3-е изд. испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун–та, 2002. – 556 с.

4. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078–01 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы). – М.: ИНФРА – М, 2002. – 216 с.

5. Пищевая химия / Нечаев А.П., Траубенберг С.Е., Кочеткова А.А. и др. Под ред. А.П. Нечаева. – СПб.: ГИОРД, 2001. – 592 с.

о Л.В., Надыкта В.Д. Безопасность пищевого сырья и продуктов питания. – М.: Пищевая промышленность, 1999. – 352 с.

.П, Кочеткова А.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.: Колос, 2001. – 256 с.

8. Безвредность пищевых продуктов / Г.Р. Робертс, Э.Х. Март, В.Дж. Сталтс и др. – М.: Агропромиздат, 1986. – 287 с.

Информация о работе Фальсификация продовольственных продуктов