Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 04:00, реферат

Краткое описание

Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повешение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны. Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством контрольная.docx

— 74.30 Кб (Скачать файл)

На формирование товарного  сорта влияют различные факторы: сырье, технология, условия и сроки хранения. В зависимости от преобладания одного из факторов или их комплексного воздействия на значение показателей, определяющих товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принципы деления сортамента.

Сырьевой принцип основан  на том, что различия в значениях  показателей качества товарных сортов обусловлены особенностями сырья.

Этот принцип положен  в основу деления на сорта кофе, мясо, колбас, макаронных изделий. Так, мясо высшего сорта можно получить только от задней и лопаточной частей туши и невозможно от голяшки и других частей, мясо которых относится к низшим сортам. Различия между сортами колбас обусловлены в первую очередь сортом мяса, предопределяющего подбор вспомогательного сырья.

При технологическом принципе различия между сортами обусловлены  технологическими процессами.

По этому принципу подразделяют сорта муки, крупы, крахмала. Так, из одного и того же зерна можно при  трехсортном помоле получить муку высшего, 1-го и 2-го сортов, что обусловлено такими операциями, как дробление зерна, разделение образовавшихся частиц на фракции по содержанию отрубей и размол каждой фракции по отдельности. Сорт крупы и крахмала зависит от тщательности отделения примесей.

Согласно комплексному принципу формирование различий между сортами  обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками  хранения.Например, сорт чая зависит от качества чайного сырья. Чем моложе собранный чайный побег и меньше его длина, тем выше качество сырья. Однако для получения чая  высших сортов необходимо, кроме того, строго соблюдать технологический режим  отдельных операций (скручивания, ферментации и др.). При хранении происходит старение чая за счет окислительных процессов, вследствие чего сорт чая изменится. Чем дольше храниться чай, чем выше температура хранения и больше доступ кислорода, тем быстрее происходит старение. За год хранения при комнатной температуре грузинский чай высшего сорта приобретает органолептические свойства, присущие 2-му сорту, вследствие чего возникает пересортица.

Кроме деления на товарные сорта, ряд товаров подразделяют по основным и частным признакам  на группы сложности или качества, марки, номера и др.

Группы сложности- градации, отличающиеся по техническому уровню показателей качества. Эти градации присущи бытовой радиоаппаратуре в зависимости от величины акустических параметров.

Группы качества применяются  для характеристики туалетного мыла и духов в зависимости от рецептуры, которая обусловливает различные  свойства их.

Марки, номера- градации качества товара, отличающиеся значениями одного или нескольких определяющих показателей. Так, марки манной крупы различают цветом, консистенцией крупинок, а главное сырьем (мягкие пшеницы, твердые, или их смесь).

Деление на номера применяется для ячменных и пшеничных шлифованных круп в зависимости от размера крупинок, для писчей бумаги- в зависимости от ее составам крупу рис делят на типы в зависимости длины и ширины и стекловидности крупинок.

Следует отметить, что принципиальной разницы между товарными сортами, группами сложности и качества, марками, номерами и типами нет. Все они  являются градациями качества товара одного наименования. Разные термины  сложились исторически, но по сути обозначают одно и то же. Можно согласиться с мнением И.М. Лифица об унификации градаций по качеству, хотя этот процесс не простой и связан с ломкой отдельных стереотипов.

По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные.

Критические дефекты –  несоответствия товаров установленным  требованиям, которые могут нанести  вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению. Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, т.к. они содержат вредные для  организма вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным и мутагенным действием. Даже если менее половины мякоти плода еще не загнила, то отделение здоровых тканей требует таких больших затрат, что обработка невыгодна.

Малозначительные дефекты- несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность. Так при оценке качества  яблок к малозначительным дефектам могут быть отнесены небольшие отклонения  от формы, размера, окраски. В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно. Например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии вздутия банки, которой определяется визуальным осмотром. Начальные стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально.

Для этого необходим микробиологический контроль, для чего банки нужно  вскрывать. При выборочном контроле всегда существует опасность, что банки в начальной стадии бомбажа могут не попасть в выборку. Если же вскрыть все банки в товарной партии, то реализовать такую партию нельзя. Поэтому сплошной контроль невозможен, а другие методы неразрушающего контроля отсутствуют.

В зависимости от наличия  методов, и средств устранения дефекты  делят на устранимые и неустранимые.

Устранимые дефекты –  дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.

Неустранимые дефекты- дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые  плоды или овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения. При оценке качества товаров товароведы должны проводить диагностику их дефектов по характерным признакам проявления дефектов и устанавливать причины их возникновения. Это необходимо для выявления градации качества (стандартная, нестандартная, брак и отходы) и класса товаров по назначению (пригодные, условно пригодные и непригодные к использованию по назначению), т.к. градации качества и классы товаров по назначению в значительной мере определяются дефектами разной степени значимости. Так, товары с критическими дефектами относятся к неликвидным отходам, пригодным к использованию по назначению, со значительными – к нестандартным, если количество допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы. В пределах установленных норм допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы. В пределах установленных норм допускаемых отклонений товары со значительными дефектами, а также с малозначительными (без ограничений) считаются стандартными. Разные градации, классы, сорта стандартной продукции зачастую отличаются заданными требованиями, касающимися объектов с малозначительными или значительными дефектами. При диагностике причин возникновения дефектов выявляются виновные юридические и физические  лица для предъявления им претензий по качеству товаров.

В зависимости от места  возникновения все дефекты условно  подразделяются на технологические, предреализационные и послереализационные.

Технологические дефекты- дефекты, вызванные недостатками при проектировании или разработке продукции, сырья, несоблюдением  или несовершенством производственных процессов. Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции. Поступление товаров с технологическими дефектами в торговлю свидетельствует о неудовлетворительной организации приемосдаточного контроля у изготовителя, поставщика и продавца. Если технологические дефекты при сдачи-приемке имели скрытый характер, то в течение 4 мес. продавец может предъявить претензии поставщику. Так, в приведенном выше примере со скрытыми формами бомбажа товароведы после проявления этого технологического дефекта должны предъявить претензию поставщику. Если при приемке технологические дефекты носили явный характер, но не были обнаружены или зафиксированы, а партия с такими дефектами была принята товароведом или материально ответственным лицом без уведомления изготовителя и поставщика, то истечении срока, обусловленного Инструкцией по приемке товаров народного потребления по качеству, предъявить претензии невозможно.

      Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации и т.д. При возникновении таких дефектов предъявить претензии можно только работникам торговой организации, по чьей вине эти дефекты появились. Для предупреждения появления таких дефектов руководители и товароведы торговой организации должны проводить инструктаж работников, разъясняя правила обращения с товаром. Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежат. Дефекты товаров могут возникать не только при их изготовлении, транспортировании, хранении и реализации, но и после реализации- при эксплуатации и хранении у потребителя.

Послереализационные дефекты  возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть: нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования  или потребления, проявление скрытых технологических или предреализованных дефектов. В первом случае потребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления не была доведены до него соответствующим образом. При наличии достаточной информации о таких правилах (например, с помощью эксплуатационных документов или маркировки) претензий, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются. В случае появления скрытых дефектов товаров не по вине потребителя, продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную сумму денег.

При этом потребитель имеет  право претендовать на возмещение материального  и морального ущерба. Права потребителей и ответственность изготовителей  и продавцов регламентируются Федеральным  законом «О защите прав потребителей».

 

Покажите на примере производства и реализации конкретной продукции  ( или предоставления конкретной услуги), как происходит управление качеством на отдельных стадиях жизненного цикла продукции («петля качества»).

 

Рассмотрим как происходит управление качеством на отдельных стадиях жизненного цикла продукции на примере предоставления образовательных услуг. Продукция отрасли образования, её конечный продукт- это трудовой потенциал выпускников. Качество продукции отрасли образования- совокупность знаний, умений и навыков выпускника, обусловливающих его способность удовлетворить потребности рынка труда в определенных компетенциях. Задача управления качеством отрасли образования, находящейся в ведении государства, состоит в том, чтобы предотвратить получение неудовлетворительных результатов, обеспечив высокое качество процесса предоставления образовательных услуг на всех его стадиях.

Обеспечение качества продукции на основе процедур обеспечения качества на каждой стадии её жизненного цикла получило название «петля качества».

Петля качества- концептуальная модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Отрасль образования относится  к сфере услуг. Принцип управления качеством услуги (по аналогии с принципом управления качеством продукции) представляет собой воздействие на процесс предоставления услуг путём реализации управленческих функций с целью обеспечения качества услуги.

Принципы управления качеством  в сфере услуг, в том числе  и в сфере  образовательных  услуг, сходны, таким образом, с принципами управления качеством в промышленности. Впрочем, каждый вид производства или  услуг отличается конкретным содержанием  своей деятельности. Имеет свою специфику  и отрасль образования. Это своеобразие  выражается, прежде всего, в характеристиках  отдельных звеньев петли качества.

 

Петля качества процесса предоставления образовательных услуг.

- изучение потребностей  рынков труда и образовательных  услуг

- разработка квалификационных  требований

- формирование программ  и методов обучения

- обеспечение обучения  людскими ресурсами 

- обеспечение обучения  материальными ресурсами

- процесс обучения

- присвоение квалификации  выпускникам

- мониторинг трудоустройства  выпускников.

Каждый из предложенных восьми элементов петли качества процесса предоставления образовательных услуг может быть расчленён на соответствующие операции. Предполагается, что все эти элементы и их составные части являются объектами для применения определенных инструментов управления, направленных на обеспечение требуемого качества.

Целью управления качеством  является проектирование базового уровня качества, отвечающего требованиям  потребителей, и достижение разрыва  между достигнутым уровнем качества и базовым уровнем качества процесса и результата предоставления образовательных услуг.

Для достижения данной цели используется замкнутый цикл управления качеством, который состоит из последовательных этапов проектирования, обеспечения  и мониторинга качества – «треугольник качества».

Элементы «треугольника  управления качеством» постоянно пересекаются с элементами «петля качества», образуя  единый процесс тотального управления качеством образования.

Информация о работе Управление качеством