Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, российским предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….......................................................................................................... 3
1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ….................. 4
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В МАШИНОСТРОЕНИИ.......................... 5
3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ......... 6
4. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.............................……………… 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….................................................................................................. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …..................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на защиту.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ….......................................................................................................... 3

1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ….................. 4

2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В  МАШИНОСТРОЕНИИ.......................... 5

3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ  КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ......... 6

4. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.............................……………… 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….................................................................................................. 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….................................................................................. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших факторов роста  эффективности производства является улучшение качества выпускаемой  продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

В промышленно развитых странах  во многих фирмах и компаниях функционируют  системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В большей части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством продукции (КС УКП), но в отличие от них они значительно эффективнее.

Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, российским предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись.

Машиностроительные предприятия, имеющие оформленные и функционирующие  комплексные системы управления качеством продукции, располагают  достаточно серьёзной базой для  разработки и внедрения систем обеспечения качества продукции, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Эти системы станут эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности. 

 

 

1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

 

КАЧЕСТВО - совокупность свойств, признаков  товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих  их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а также способность удовлетворять  потребностям и запросам пользователей. Большинство качественных характеристик определяется объективно на основе стандартов, договоров, контрактов.

Современный уровень развития народного  хозяйства и научно-технического прогресса, а также растущие потребности  населения настоятельно требуют  повышения качества выпускаемой продукции. Качество продукции по мере развития НТП все в большей степени зависит от уровня технологии и определяется рядом таких факторов, как механизация и автоматизация технологических процессов, их непрерывность, качество исходных материалов, организация труда, требование техники безопасности и охраны труда на производстве. Необходимо учитывать также и экономические критерии управления качеством. Недопустимо повышение качества продукции за счет ухудшения гигиенических, экологических, эстетических и других условий производства.

В соответствии с методикой оценки качества промышленной продукции установлено 8 групп показателей качества:

Показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и определяют область ее применения.

Показатели надежности - ремонтопригодность, долговечность.

Показатели технологичности - характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

Показатели стандартизации и унификации - характеризуют степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия.

Эргономические показатели - учитывают комплекс гигиенических, физиологических, антропологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах.

Эстетические показатели - характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, соответствие среде и стилю и т.д.

Патентно-правовые показатели - характеризуют степень патентоспособности изделия в России и за рубежом.

Экономические показатели - отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделий, а также экономическую эффективность эксплуатации.

Согласно МС ИСО 9000, система качества — это совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством.

В соответствии с отечественной  терминологией систему качества следует рассматривать как организационно-техническую  систему, состоящую из трех основных компонентов: организационной структуры; технического и методического обеспечения.

 

2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В  МАШИНОСТРОЕНИИ

 

На машиностроительных предприятиях применяются следующие виды контроля качества:

В зависимости от места контроля и этапов работ:

  • - контроль проектирования,
  • - входной контроль материалов и комплектующих изделий,
  • - контроль за состоянием технологического оборудования,
  • - операционный контроль при изготовлении,
  • - авторский надзор за изготовлением,
  • - приемочный контроль готовой продукции,
  • - выборочный контроль,
  • - сплошной контроль.

Перечисленные виды контроля качества продукции осуществляются путем  использования различных физических, химических и других методов, которые  можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.

Среди разрушающих методов:

- испытания на растяжение и  сжатие;

- испытания на удар;

- испытания при повторно-переменных  нагрузках;

- испытания твердости.

В числе неразрушающих методов:

- магнитные (например, магнитографические методы);

- акустические (ультразвуковая  дефектоскопия);

- радиационные (дефектоскопия  с помощью рентгеновских и  гамма лучей);

- органолептические  (визуальные, слуховые и т.п.).

 

3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Организация контроля качества – это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-техической документации.

Технический контроль - это проверка соответствия объекта контроля установленным техническим требованиям (далее контроль).

Под контролем  качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик  свойств продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.

Объектом контроля может быть продукция или процесс  ее создания, хранения, транспортирования, ремонта и соответствующая техническая  документация. Объект контроля характеризуется  отдельными признаками, которые имеют  количественную или качественную характеристики свойств объекта и должны контролироваться. Состав контролируемых признаков зависит от объекта контроля.

Под методом контроля понимаются правила применения определенных принципов и средств контроля. Метод контроля включает: технологию проведения контроля, контролируемые признаки, средства контроля и точность контроля.

Проверка исполнения решений и мероприятий по качеству производится всеми работниками ОТК. Работники ОТК в своей работе по контролю руководствуются «Инструкцией №6 об организации контроля исполнения в ОТК и других подразделениях завода». 

Изготовление  продукции стабильного высокого качества возможна только в условиях производства, построенного на прогрессивной  технологии.

Поэтому система  управления качеством труда и  продукции на предприятии требует выполнения нижеследующих мероприятий и условий:

а) тщательной отработки  и корректировки технической  документации, гарантирующей выпуск изделий высокого качества;

б) разработки и  освоения технологических процессов, при выполнении которых обеспечивается производство продукции в строгом соответствии с конструкторской документацией;

техпроцессы должны включать разработанные операции контроля и предусматривать необходимую  оснастку, инструмент и приспособления как для изготовления, так и  для контроля качества, при этом в технологическом процессе должно быть предусмотрено технологическое время на выполнение операций контроля (только в серийном и массовом производстве).

Технологический процесс должен быть составлен так (кратко и однозначно), чтобы рабочий, мастер, контролер могли обеспечить его выполнение. Затратив на его изучение минимальное время, как правило, не прибегая к другим технологическим процессам и нормативным документам;

в) разработки и внедрения сопроводительной технологической документации, в  которой должны фиксироваться данные о проверке качества мастерами и  контролерами в соответствии с требованиями чертежей и технологических процессов (операционный, окончательный контроль);

г) обеспечение систематической  поверки точности используемого  измерительного инструмента и контрольно-измерительных  приборов, инструмента, оснастки и приспособлений и в случае их неисправности немедленного изъятия из производства;

д) обеспечения высокой культуры и надлежащего порядка на производственных участках, в цехах складских помещениях.

Хранение деталей и узлов  в процессе производства должно производиться  на стеллажах, а транспортирование  в спецтаре;

е) обеспечение производства соответствующими материалами и комплектующими изделиями, предусмотренными технической документации. Замена предусмотренных чертежами материалов и комплектующих изделий другими может производиться только при условии, если она не приводит к ухудшению качества продукции;

ж) ритмичной работой производства;

З) соответствия квалификации производственного  персонала уровню требований, предъявляемых  к данному труду, к данной продукции.

 

4. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Выбор показателей качества устанавливает  перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции.

Обоснование выбора номенклатуры показателей  качества производится с учетом:

  • назначения и условий использования продукции;
  • анализа требований потребителей;
  • задач управления качеством продукции;
  • состава и структуры характеризуемых свойств;
  • основных требований к показателям качества.

Основные направления определения  состава и структуры характеризуемых  свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня качества продукции.

По характеризуемым свойствам  они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).

По способу выражения они  могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры), а также в стоимостных единицах.

По оценке уровня качества — базовые, относительные показатели.

По стадии определения — прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.

По характеризуемым свойствам  применяют следующие группы показателей: назначения; экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии; надежности (безотказности, долговечности, сохраняемое, ремонтопригодности); эргономические, эстетические; технологические; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические; безопасности.

Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:

  • способствовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям народного хозяйства и населения;
  • быть стабильными;
  • способствовать планомерному повышению эффективности производства;
  • характеризовать все свойства продукции, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Порядок выбора номенклатуры показателей  качества продукции предусматривает определение:

Информация о работе Управление качеством