Товароведная характеристика шампуней для волос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является формирование ассортимента шампуней по потребительским предпочтениям покупателей на примере магазина «Оптима».
Для достижения цели в ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить факторы, формирующие и сохраняющие качество шампуней.
2. Исследовать ассортимент шампуней торгового предприятия «Оптима».
3. Выявить потребительские предпочтения покупателей при выборе шампуней.
4. Сформировать ассортимент шампуней торгового предприятия «Оптима», удовлетворяющий потребительским предпочтениям.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАМПУНЕЙ ДЛЯ ВОЛОС
1.1 Анализ рынка шампуней для волос 5
1.2 Классификация шампуней для волос 7
1.3 Факторы, формирующие качество шампуней для волос 10
1.3.1 Состав шампуней для волос 10
1.3.2 Технология производства шампуней для волос 21
1.4 Факторы, сохраняющие качество шампуней для волос 22
1.5 Характеристика потребительских свойств шампуней для волос 23
ГЛАВА II АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ШАМПУНЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ «ОПТИМА»
2.1 Характеристика организационной деятельности магазина
«Оптима» 28
2.2 Анализ структуры ассортимента шампуней на предприятии «Оптима» 29
ГЛАВА III ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ШАМПУНЕЙ ДЛЯ ВОЛОС
3.1 Метод изучения потребительских предпочтений шампуней для волос 34
3.2 Анализ результатов потребительских предпочтений шампуней для волос 34
3.3 Сравнительная оценка результатов исследования ассортимента шампуней для волос магазина «Оптима» и потребительских предпочтений 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение потребительских предпочтений шампуней для волос.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Для чего нужны кондиционирующие добавки? В процессе жизни волоса под воздействием повреждающих внешних факторов (расчесывание плохой расческой, обесцвечивание, химия, а также комбинация этих и других факторов) происходит разрушение кутикулы волоса. В связи с этим существует необходимость рекондиционирования (восстановления) структуры волоса. Белковосодержащее волокно волоса имеет на своей поверхности отрицательно заряженные химические группы, которые способны образовывать комплексы с катионными (положительно заряженными) поверхностно-активными веществами, полипептидами и другими веществами. Суть кондиционирования состоит в том, что катионные реагенты и полипептиды из белковых гидролизатов притягиваются к отрицательно заряженным группам и таким образом создают защитный слой на поверхности волоса. Причем, чем больше были повреждены волосы, тем активней идет процесс кондиционирования, и тем заметней эффект.

Вода в шампуне может достигать 80% и более, поэтому качество воды имеет большое значение при производстве шампуней. Прежде всего, вода должна быть микробиологически чистой, в противном случае она станет источником загрязнения продукта. Необходимо, чтобы в ней отсутствовали соли железа и жесткости (кальция, магния). Соли жесткости уменьшают пенообразование в шампуне, железо может разрушать активную добавку и изменять цвет. Для связывания солей жесткости в шампуни добавляют хелатные соединения, например Трилон Б. Содержание тяжелых металлов в воде не должно превышать допустимые нормы. При производстве шампуней, обязательно проведение специальной водоподготовки с целью получения умягченной, микробиологически чистой воды.[3]

Также в состав многих шампуней входят биодобавки:

- Белки. Использование белковых биодобавок в косметике очень распространено. Причем, если прежде в косметике использовались в основном протеины животного происхождения (коллаген, кератин, эластин), то сейчас все чаще используются растительные и морские протеины. Растительные белки экстрагируют из бобов, пшеницы, овса, сои, миндаля и других. Широко используется морской коллаген. Основными полезными свойствами белков являются: неплохая впитываемость кожей, возможность проникновения через ороговевшие слои кожи к волосяным фолликулам, эффект образования пленки, увлажняющее действие, уменьшение раздражений от поверхностно-активных веществ в шампунях, ограничение набухания волос в растворах ПАВ, стабилизация пены моющих средств, улучшение эластичности, облегчение укладки волос, придание объема волосам, усиление блеска волос.

- Аминокислоты, являясь структурными частями белка, также применяются в шампунях. Свободные аминокислоты способны удерживать влагу в роговом слое кожи, а также ускорять заживление. Часть из них является "незаменимыми", т.е. поступающими в организм человека только с пищей. В средствах для волос аминокислоты способствуют улучшению состояния слабых и поврежденных волос за счет "цементирования" кератиновых структур.

- Липиды играют важную роль в функционировании кожи головы и волос. По сути, функция шампуня и состоит в том, чтобы удалить не только грязь, но и жиры. Однако удаление всего жира приводит не только к дискомфорту от чрезмерной сухости скальпа, но и к потере защитной функции кожи. Кроме того, тотальное удаление жира шампунем, по принципу обратной связи, приводит к еще большему его выделению. Поэтому частое мытье жирных волос шампунем "от жирных волос" приводит к увеличению их жирности. Для восстановления липидного слоя в шампунь вводят пережиривающие добавки. При передозировке пережиривающих компонентов, шампунь может быть жирным на ощупь, и при использовании давать "чувство непромытых волос". Такой "пережиренный" шампунь "утяжеляет" волосы и уменьшает пышность. Поэтому чаще в состав шампуней вводят модифицированные жиры - оксиэтилированные эфиры жирных кислот и масел, которые такими свойствами не обладают.

- Церамиды (сфинголипиды). Вместе с жирными кислотами и холестерином церамиды представляют собой основную фракцию (40 - 66%) липидов ороговевшего слоя кожи. В коже церамиды заполняют межклеточное пространство между кератиноцитами ороговевшего слоя и образуют многослойные липосомы (жидкие кристаллы, вместе с жирными кислотами и стиролами), которые важны для удержания воды в коже. В волосах церамиды оказывают связывающее действие между клетками кутикулы. Введение церамидов улучшает структуру волос, особенно после окрашивания, завивки, инсоляции. Поскольку церамиды являются натуральной составной частью кожи и волос, они не токсичны и эффективны в небольших концентрациях.

- Липопротеины - это ацилированные аминокислоты, полученные в результате гидролиза кератина, казеина, коллагена и других протеинов. Благодаря своей структуре, растворимы в маслах, легко адсорбируются на коже и волосах, быстро проникают через различные слои эпидермиса. На волосах, поддерживают или восстанавливают защитный липидный слой. Обладают хорошими водоудерживающими свойствами и препятствуют потере влаги. На основе этих продуктов разработаны рецептуры для ухода за поврежденными волосами.

- Лецитины распространены в животных и растительных организмах, особенно богаты ими органы и клетки, способные к размножению и энергетической деятельности - мозговое вещество, нервы, яичный желток, семена. Лецитин, проникая глубоко в кожу, омолаживает ее, придает ей упругость и эластичность, способствует проникновению других веществ внутрь клетки. Благотворно действует и на волосы, улучшая их состояние, нарушенное завивкой или краской, придает волосам мягкость и живой блеск. Препарат, получаемый из яичного желтка называется оволецитином. Соевый лецитин получают из бобов сои.

- Растительные масла могут быть использованы в составе шампуней только при растворении солюбилизаторами. Наиболее популярными маслами являются кокосовое (благодаря способности образовывать защитную пленку на поверхности волоса, вводится в шампуни и бальзамы для ослабленных и ломких волос), жожоба (обладает пленкообразующими свойствами, оказывает на волосы кондиционирующий и стимулирующий эффект, делает волосы мягкими и блестящими, восстанавливает их структуру; рекомендуется для окрашенных, поврежденных и слабых волос), семян винограда (применяется в средствах для жирных и поврежденных волос), зародышей пшеницы (регенерирует и питает кожу и волосы, защищает от солнечной радиации, покрывает волосы защитной пленкой, что придает волосам гибкость и блеск).[6]

 

1.3.2 Технология производства шампуней для волос

Перед производством шампуня все его компоненты обязательно проходят контроль качества, после этого они помещаются в смеситель, где растворяются в воде. От качества воды зависит качество шампуня, поэтому на предприятии она проходит несколько ступеней очистки. Следующая стадия производства шампуня – это смешение компонентов в мешалке, куда последовательно добавляются водно-спиртовой экстракт и поверхностно активные вещества. Регулировка подачи воды осуществляется при помощи водного счётчика.

В процессе производства шампуня в него добавляются витамины и натуральные экстракты, призванные придать шампуню дополнительные полезные свойства. На последнем этапе производства шампунь расфасовывается по бутылкам на автоматической разливной линии.[6]

 

1.4 Факторы, сохраняющие качество шампуней для волос

К факторам, сохраняющим качество товаров, относятся упаковка и маркировка.

   Фасовка и упаковка шампуней - конечная технологическая операция производства, влияющая на их качество и прежде всего на сохраняемость. При порче шампуней могут выделяться газ, изменятся окраска, вкус и консистенция, снижаться активность, введённых в препарат животных и растительных экстрактов. Согласно ГОСТ 27429-87 «Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» шампуни фасуют в полимерные бутылки, баллоны, тубы. Также допускается фасовать шампуни в пакетики вместимостью до 10 см3 . Потребительскую тару укупоривают всеми видами укупорочных средств, обеспечивающих сохранность продукции при транспортировании, хранении и использовании, не взаимодействующие с жидкостями. Укупорка должна быть герметичной. Герметичность - основное требование фасовки, так как при потере влаги в процессе хранения продукты могут затвердеть, потерять текучесть и стать непригодными к применению. Потребительскую тару и укупорочные средства изготавливают из материалов, разрешенных органами санитарно-эпидемиологического надзора для применения в контакте с парфюмерно-косметическими товарами.

На стабильность качества косметических товаров влияют свет, кислород воздуха, упаковочный материал, побочные продукты распада растительных и животных экстрактов, которые образуются под воздействием микробов. В присутствии воздуха, при нарушении герметичности тары, количество микроорганизмов возрастает, что ведёт к порче косметического средства.

Еще одним фактором, сохраняющим качество товаров, является маркировка.

На каждой единице потребительской тары с шампунем указывается:

  • Наименование, название (при наличии) и назначение изделия;
  • Наименование  изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну) и местонахождения организации (адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (при наличии);
  • Товарный знак изготовителя (при наличии);
  • Объем, см3 , или масса нетто, г;
  • Состав изделия (с указанием ингредиентов в порядке их уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия);
  • Условия хранения;
  • Дата изготовления (меся, год) и срок годности (месяцев, лет), или «годен (использовать) до (месяц, год)»;
  • Обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлено или может быть идентифицировано изделие;
  • Информация о сертификации.

Наименование, название и назначение изделия указывают на лицевой стороне  этикетки. Остальные обозначения допускается указывать на обратной стороне. Шампуни должны сопровождаться информацией о способе применения и предостережениями  при использовании изделия.

Шампуни хранят при температуре не ниже + 50 и не выше +250. Не допускается хранение шампуней под прямыми лучами солнечного света и вблизи отопительных приборов. [1]

 

1.5 Характеристика потребительских свойств шампуней для волос

Шампуни придают красивый внешний вид и здоровое состояние волосам и коже головы, поэтому имеют большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Они очищают, увлажняют, питают, укрепляют, защищают от неблагоприятных факторов природы, устраняют воспалительные процессы. Потребительские свойства шампуней можно разделить на следующие основные группы:

-функциональные;

-эргономические;

-надежность;

-эстетические;

-безопасность. [4]

Функциональные свойства, определяющие эффективность действия шампуня, наиболее важны для потребителя. К ним относятся:

- Моющее действие шампуней, связано с наличием в рецептуре шампуня поверхностно-активных веществ (ПАВ);

- Блеск волос после применения шампуня. В понимании потребителя чистота и здоровье волос напрямую связаны с их блеском (в физическом смысле блеск - это отражение света от поверхности волоса, а гладкая поверхность лучше отражает свет). Одними из наиболее эффективных компонентов шампуней, придающих волосам блеск, являются силиконовые полимеры, такие, как диметикон, фенилтриметикон.

- Хорошая вспениваемость. У потребительских шампуней пена должна быть обильной, пышной, мелкодисперсной, легко смываемой, кремообразной, приятной на ощупь, обладать структурной прочностью, чтобы самопроизвольно не сползать на глаза. Кремообразный вид пене придают белковые гидролизаты и продукты их конденсации, оксиэтилированное касторовое масло, различные эфиры жирных кислот и глицерина. Шампуни для чувствительной кожи головы и многие профессиональные средства каждодневного использования дают минимум пены или вовсе являются беспенными;

- Хорошее распределение по волосам является еще одним немаловажным свойством шампуня; это свойство во многом зависит от вязкости шампуня, т.к слишком жидкий шампунь не задерживается на волосах, а слишком густой остается там, где его нанесли;

- Легкость смывания. Шампунь должен легко смываться и не оставлять на волосах ощущения непромытости;

- Легкость расчесывания волос после применения шампуня. Это связано с кондиционирующими свойствами шампуня - любой современный шампунь содержит кондиционирующие добавки, даже если на этом специально и не акцентируется внимание покупателя;

- Снятие статического заряда, легкость укладки и предупреждение спутывания. Этому также способствуют кондиционирующие добавки.

Эргономические свойства, удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителей. Они характеризуют способность товара создавать ощущения удобства и комфортности. Эргономические свойства шампуней определяются консистенцией, упаковкой, приспособлениями, облегчающими пользование.

Надежность шампуней для волос связана прежде всего с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности косметики должен вызвать внимательное отношение к ее составу, и прежде всего к виду и количеству консерванта. Срок годности отечественных шампуней определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства.

Информация о работе Товароведная характеристика шампуней для волос