Анализ ассортимента и оценка качества молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 08:59, дипломная работа

Краткое описание

Молочная промышленность успешно работает по безотходным технологиям, применяет новые методы обработки сырья, направленные на максимальное использование полезных компонентов состава молока, на выработку безопасных продуктов, обладающих не только определенной калорийностью, но и высокой биологической и энергетической ценностью.
Поскольку человек употребляет разнообразную пищу, различную по сырью, составу, свойствам, обработке и другим характеристикам, молочным продуктам приходится выдерживать значительную конкуренцию в борьбе за потребителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Классификация молока……………………………..…………………..…. 5
1.2 Пищевая ценность молока……………………………………………….....7
1.3 Инновации в молочной промышленности…………………………………12
1.3.1 Сыр и здоровое питание…………………………….…………………......12
1.3.2 Добавки - фактор обеспечения качества продуктов маслоделия……….14
1.3.3 Творожный продукт, обогащенный арабиногалактаном………………..16
1.3.4 Омега-3 в молоке………………………………………………………...19
1.3.5 Биокисломолочное мороженое с функциональными свойствами….......21
1.3.6 Инновационный продукт для йогуртов и молочных десертов……...….24
1.3.7 «Цитри-Фай» - новый компонент продуктов функционального назначения…………………………………………………………………….….26
1.3.8 Кисломолочный напиток с пищевыми волокнами…………………….28
1.3.9 Производство молочных продуктов на основе технологии Cheasly
FC-PC………………………………………………………………………………...30
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Основные процессы магазина…………………………………………….35
2.2 Производственная структура магазина…………………………………..36
2.3 Торговый процесс магазина………………………………………………46
2.3.1 Технологическая схема товародвижения………………………………46
2.3.2 Приёмка товара по количеству и качеству………………………….....47
2.3.3 Хранение и реализация товара…………………………………….........51
2.3.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина…………..52
2.4 Работа рекламного отдела………………………………………………...53
2.5 Характеристика молочной продукции магазина………………………...54
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Объекты и методы исследования………………………………………...…61
3.1.1 Отбор проб и подготовка их к анализу………………………………......62
3.2 Товароведная оценка исследуемых образцов молока…………………......63
3.2.1 Идентификация и экспертиза……………………………………………..64
3.2.2 Органолептические показатели молока………………………………….67
3.2.3 Физико-химические показатели молока…………………………………69
4 БЕЗОПАСНОСТЬ МОЛОКА
Влияние содержания фосфатазы в молоке на организм человека……………71
5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исследование потребительского рынка молока в г. Кемерово……………….74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Торговлев.docx

— 2.35 Мб (Скачать файл)

 

При получении нового товара, товаровед-оператор после его приемки заводит новые штрих-коды в базу. После приёмки, на товары делаются ценники в операторской, затем необходимое количество товара выносится в торговый зал, остальное хранится на складах. Такие товары как колбасы, сыры и некоторые другие, перед тем, как вынести в торговый зал уносят на фасовку, затем выкладывают.

Принятый по количеству и качеству товар грузчиками магазина перемещается в зоны хранения для создания необходимого размера товарных запасов. Процесс хранения включает следующие операции: размещение товаров на хранение; укладка в местах хранения; создание соответствующих режимов хранения; наблюдение и поддержание условий хранения.

В магазине отведено достаточное количество помещений для хранения товаров.

Перед тем, как отправить товары на хранение, продавцам магазина необходимо принять решение, отправить ли товар на склад или сразу в торговый зал магазина. Сразу в торговый зал магазина отправляются скоропортящиеся товары, алкогольные напитки и другие наименования товаров, на которые высокий спрос и которые в данный момент отсутствуют в продаже (т. е. ранее были раскуплены). Таким образом, товары хранятся как в специальных помещениях, так и непосредственно в торговом зале.

В организации хранения принимают участие грузчики, продавцы, зав. товарными секциями. Контролирует данный процесс директор магазина.

В торговый зал магазина товары поступают полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже в магазине включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям.

К основным подготовительным операциям для всех товаров относят:

- распаковку;

- сортировку;

- проверку правильности  маркировки;

- придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к  местам размещения товаров.

Пополнение торгового зала магазина товарами со складских помещений производится ежедневно в начале рабочего дня и тогда, когда в этом есть необходимость (заканчивается товар). Эти функции выполняют: зав. секцией, продавцы, грузчики.

 

2.3.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина

 

Важное значение в организации обслуживания покупателей имеет и выкладка товаров, которая в современных условиях является не только частью технологического процесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культуры обслуживания. Под выкладкой товаров, следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала.

Размещение каждой товарной группы в магазине «Пенсионер» происходит в соответствии с местом расположения того или иного отдела, реализующего товар данной товарной группы, а отдельные виды товаров – внутри группы.

Используется товарная выкладка вертикальным и горизонтальным способом. Вертикальная выкладка обеспечивает хорошую обозримость товаров, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в ассортименте и совершать покупку. При горизонтальном способе определенный товар занимает одну или две полки, которые находятся в поле зрения покупателей.

Для успешной работы размещение и выкладку целесообразно планировать заранее, это позволяет сэкономить время покупателей при выборе товаров. Для этого в магазине «Пенсионер» за определенными товарами «закреплено» место выкладки.

Также немало важно правильно и грамотно расставить ценники. Ценник должен хорошо читаться, его расположение не должно вызывать сомнения относительно того, к какому товару он относится. При этом необходимо, чтобы размер ценника соответствовал габаритам товара и не закрывал его.

 

2.4 Работа рекламного отдела

 

В магазине «Пенсионер» проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов:

- изучение и прогнозирование  покупательского спроса на реализуемые  в магазине товары;

- формирование оптимального  ассортимента товаров в магазине;

- рекламно-информационная  деятельность;

- выбор наиболее эффективных  методов розничной продажи товаров;

- организация оказания  торговых услуг покупателям.

В качестве основных носителей фирменного стиля магазина «Пенсионер» выступают:

- вывеска над входом  в магазин;

- элементы помещения торгового  зала (стены, колонны и перегородки);

- различные виды витрин;

- указатели и вывески  в помещении магазина;

- ценники, одежда персонала.

Также в магазине используют такие виды рекламы товара как:

- дегустация;

- промо-акции отдельных  видов товаров, организованные производителями  этих товаров;

- рекламные буклеты на  кассовой зоне(например, скидки на  товар).

Путем рационального сочетания фирменных элементов магазину «Пенсионер» придан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.

В интерьерах торговых залов используются легко изменяемые средства рекламы в соответствии с требованиями в настоящее время.

В интерьерах магазина предусматривается использование рекламы, информирующей о наличии товаров, расположении отделов, дополнительных услугах, а также различных торговых знаков, эмблем и т. д.

В витринах, размещаемых внутри магазина, создаются преимущественно постоянно-сменяемые композиции. В отдельно стоящих витринах, расположенных перед фасадом торгового здания, экспозиция характеризует назначение предприятия, его профиль.

В целях создания оптимальных условий для обозрения экспозиции в витринах предусмотрено специальное освещение и свободные подходы.

 

2.5 Характеристика молочной продукции магазина

 

При прохождении практика объектом изучения была выбрана молочная продукция магазина. Она представлена следующими видами:

- молоко;

- кефир;

- ряженка;

- сливки;

- сметана;

- творог;

- йогурт;

- молочный коктейль;

- кефирный напиток;

- творожная паста;

- молочное детское питание;

- сырки.

При изучении молочной продукции одним из важных факторов является поставщик. Перечень поставщиков молочной продукции в магазине «Пенсионер»:

1. Деревенский молочный  завод.

2. ЮниМилк – Кемерово.

3. Анжерское молоко.

4. Саро.

5. Милка (Скоморошка).

6. Селяна.

На рисунке 2.2 видно, что наибольшую долю в ассортименте молочной продукции, реализуемой магазином «Пенсионер», занимает компания ООО «ЮниМилк – Кемерово».

 

 

Рисунок 2.2 – Доля компаний, производимых молочную продукцию в ассортименте магазина «Пенсионер»

 

Был проведён анализ ассортимента компании ООО «ЮниМилк – Кемерово», реализуемый в магазине «Пенсионер» (г. Кемерово). Способ сбора информации – метод личного наблюдения. Ассортимент представлен в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 – Ассортимент молока, выпускаемого ООО «ЮниМилк-Кемерово» и цена реализации молока в ООО «Пенсионер”

 

Наименование продукции

Цена реализации, руб

1

Молоко «Простоквашино» 1,5% 0,95 л

38

2

Молоко «Простоквашино» 2,5% 0,95 л

39

3

Молоко «Простоквашино» 3,2% 0,95 л

40,50

4

Молоко «Простоквашино» 2,5% 0,93 л

35,20

5

Молоко «Простоквашино» 3,4% 0,93 л отборное

36,90

6

Молоко «Простоквашино» 3,2% 0,93 л

37,50

7

Молоко «Простоквашино» 4% 0,93 л топлённое

35,75

8

Молоко «Село луговое» 1,5% 0,9 л

32,10

9

Молоко «Село луговое» 2,5% 0,9 л

33,90

10

Молоко «Село луговое» 3,2% 0,9 л

36,20

11

Молоко «Село луговое» ультрапаст. 2,5% 900 мл

30

12

Молоко «Село луговое» ультрапаст. 3,2% 900 мл кувшин

32

13

. Молоко «Для всей семьи» 3,2% 900 г топленное

30,80

14

Молоко «Для всей семьи» 4% 0,9 л

33,60


 

Рисунок 2.3 – Ассортимент питьевого молока компании ООО «ЮниМилк - Кемерово» по калорийности, реализуемый в магазине «Пенсионер».

 

Из рисунка 2.3 ясно, что питьевое молоко с калорийностью 59 ккал (36%) занимает наибольшее число позиций в ассортименте молока, производимого ООО «ЮниМилк – Кемерово».

Второе место занимает молоко с калорийностью 53 ккал (29%). Следом идёт питьевое молоко с калорийностью 66 ккал (14%) и 44 ккал (14%).

Последнее место занимает молоко с калорийностью 61 ккал (7%).

Из рисунка 2.3 можно сделать вывод, что в сети магазинов ООО «Пенсионер» предоставлено больше всего видов молока с жирностью 2,5% (53 ккал) и 3,2% (59 ккал). Следовательно, молоко с этими жирностями является наиболее покупаемым, чем остальные виды.

 

 

 

Рисунок 2.4 – Производственный ассортимент питьевого молока компании ООО «ЮниМилк – Кемерово» в зависимости от массовой доли жира

 

Из рисунка 2.4 видно, что компания ООО «ЮниМилк - Кемерово» производит больше видов классического молока (57%), чем маложирного (43%).

 

 

 

 

Рисунок 2.5 – Производственный ассортимент питьевого молока компании ООО «ЮниМилк – Кемерово» по виду термической обработки

 

Из рисунка 2.5 видно, что большая часть питьевого молока компании ООО «ЮниМилк – Кемерово» является пастеризованное (86%), в то время как топлённого выпускается всего лишь 14% от общего ассортимента.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что компания ООО «ЮниМилк – Кемерово» выпускает в основном классическое (57%) пастеризованное (86%) питьевое молоко. Анализ структуры ассортимента обеспечивает возможность формирования рационального ассортимента, позволяющего удовлетворять потребительский спрос и обеспечить наибольшую прибыль компании ООО «ЮниМилк – Кемерово».

В результате изучения ассортимента молока, производимых ООО «ЮниМилк – Кемерово» и реализуемых магазином «Пенсионер» (г. Кемерово) можно сделать следующие выводы:

• компания ООО «ЮниМилк – Кемерово» обеспечивает самый большой ассортимент молока и молочной продукции (72%) в магазине «Пенсионер»;

• «ЮниМилк – Кемерово» производит больше всего молока с калорийностью 59 ккал (36%) и 53 ккал (29%). Это говорит о том, что наиболее реализуемое молоко в магазине «Пенсионер» является молоко с жирностью 2,5% (53 ккал) и 3,2% (59 ккал);

• по жирности немного преобладает классическое молоко (57%), но и маложирное (43%) является не менее популярным;

• по термической обработке большую долю занимает пастеризованное молоко (86%), а топлённое молоко (14%) является менее часто покупаемым продуктом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

 

3.1 Объекты и  методы исследования

 

Исследования упаковки, маркировки и органолептических показателей качества образцов молока проводились на базе учебной лаборатории кафедры биотехнологии, товароведения и управления качеством (заведующий кафедрой, профессор, д.б.н. О.А. Неверова).

Исследуемые образцы молока:

1. Молоко «Простоквашино 2,5%», 0,95 л. (производитель – ООО  «ЮниМилк – Кемерово).

2. Молоко «Деревенский  молочный завод 2,5%», 1л. (производитель  – ООО «Деревенский молочный  завод»).

3. Молоко «Анжерское 2,5%», 1 л. (производитель – ООО «Анжерское  молоко»).

При проведении товароведной оценки указанных образцов молока определялись органолептические и физико-химические показатели качества.

Изучение упаковки и маркировки молока.

Молоко транспортируют в разных видах тары: цистернах, флягах и канистрах, из которых его разливают в бутылки вместимостью 0,25; 0,5; 1л. и в полиэтиленовые пакеты, а также в пакеты из картона со специальными полимерными покрытиями различной вместимости.

Маркировка наносится на упаковку молока несмываемой краской или тиснением и включает следующие сведения:

• наименование продукта;

• товарный знак предприятия – изготовителя;

• адрес предприятия – изготовителя;

• объём в литрах;

• дата розлива;

• дата конечного срока реализация;

• состав;

• пищевая ценность;

• энергетическая ценность;

• жирность в процентах;

• обозначение нормативно документа.

Определение органолептических показателей и физико-химических показателей качества молока должны соответствовать требованиям, ГОСТ Р 52090-2003.

Массовая доля белка должна составлять не более 2,6% для классического, жирного и высокожирного молока и не более 2,8% для обезжиренного, нежирного и маложирного молока.

Плотность молока должна находиться в границах от 1024 дот 1030 кг/ м3.

Кислотность молока должна составлять не более 20-21 °Т.

В молоке (кроме высокожирном) должна полностью отсутствовать фосфатаза.

 

3.1.1 Отбор проб  и подготовка их к анализу

 

Приемку, отбор проб и испытания продукции осуществляют согласно ГОСТ 3622-68 «Молоко и молочные продукты. Отбор проб и подготовка их к испытанию».

Информация о работе Анализ ассортимента и оценка качества молока