Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка методических основ эффективного
формирования технологического мышления учащихся.
В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза исследования согласно которой, эффективность формирования технологического мышления школьников возможна при условии если будет:
- уточнено содержание технологического умения;
- продумана педагогическая деятельность по развитию технологического мышления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов…………………………………………………………..6
1.1 Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников………………………………………………………………………6
1.2 Формирование технологического мышления у школьников на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………….24
1.3 Формирование технологического умения как результат развития мышления учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки……………………………………………………………………….36
2. Методические основы формирования технологического мышления учащихся (экспериментальное исследование)………………………………60
2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании
технологического мышления…………………………………………………...60
2.2 Эффективное формирование технологического мышления школьников……………………………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..85
Список использованных источников…………………………………………89

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. Разумной.docx

— 168.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов…………………………………………………………..6

1.1 Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников………………………………………………………………………6

1.2 Формирование технологического мышления у школьников на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………….24

1.3 Формирование технологического умения как результат развития мышления учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки……………………………………………………………………….36

2. Методические основы формирования технологического мышления учащихся (экспериментальное исследование)………………………………60

2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании

технологического мышления…………………………………………………...60

2.2 Эффективное формирование технологического мышления школьников……………………………………………………………………..68

Заключение……………………………………………………………………..85

Список использованных источников…………………………………………89

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Высокая, невиданная ранее скорость внедрения технологий, которые еще вчера считались экспериментальными, предъявляет новые требования к образованию российских граждан. Его содержание, формы и методы должны позволить подрастающему поколению участвовать в сложных технологических процессах современного производства. Для этого они должны обладать соответствующей технологической подготовкой, в том числе, технологическим мышлением.

Осуществление технологической подготовки в общеобразовательной школе является серьезной педагогической проблемой, на разработку которой нацелены усилия многих ученых и педагогов-практиков. Разрабатываются концепции такой подготовки (Атутов П.Р., Поляков В.А., Хотунцев Ю.Л. и др.), вводятся стандарты и предлагаются учебные программы по образовательной области «Технология» (Бещенков А.К., Изотов М.И., Казакевич В.М., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л., и др.), внедряется методическое обеспечение и содержание образовательной области «Технология»: (Ломохова С.А., Малинин С.А., Муслимов Н.А., Перченок Р.Л., Симоненко В.Д.), исследуются возможности технологической подготовки как средства профессионального самоопределения школьников (Романовская М.Б., Сахарова В.И.). Позитивные сдвиги наметились в практической школьной педагогике. Учителя трудового обучения все больше внимания уделяют формированию у школьников мышления по применению различных технологий обработки материалов в процессе изготовления изделий. Акцент занятий постепенно переносится с объекта труда на способы обработки материалов в процессе его изготовления.

Анализ современного состояния теории и практики обучения школьников показывает определить проблему исследования, которая заключается процессе формирования технологического мышления школьников как основной составляющей компетентности современного человека.

Таким образом, нами была определена тема дипломного исследования, которую мы обозначили следующим образом: «Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии» является актуальным и имеет практическую значимость.

Объект исследования: трудовая подготовка учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования: методические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов.

Цель исследования: разработка методических основ эффективного

формирования  технологического мышления учащихся.

В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза исследования согласно которой, эффективность формирования технологического мышления школьников возможна при условии если будет:

- уточнено  содержание технологического умения;

- продумана  педагогическая деятельность по  развитию технологического мышления;

- будут  продумана система упражнения по активизации развития технологического мышления через усиление технологических умений.

На основании  цели и гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1.Уточнить  содержание технологического мышления.

2.Выявить  факторы, влияющие на эффективность  формирования

технологического мышления учащихся 5-7 классов.

3.Определить  содержание, формы и методы обучения, повышающие эффективность формирования технологических мышления учащихся 5-7 классов.

4.Экспериментально  проверить эффективность выявленных методических основ на уроках и во внеурочное время.

В ходе работы над темой дипломного исследования на разных ее этапах использовались следующие методы исследования: анализ исследований по педагогике, психологии, физиологии труда; изучение и обобщение педагогического опыта; анализ школьных программ, учебных пособий по трудовому обучению, образовательной области «Технология» и методике их преподавания; наблюдение и анализ педагогической деятельности учителей и учебной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время; педагогический эксперимент и статистическая обработка его данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись

в процессе опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ СОШ № 61 и 70

Респонденты: учащиеся 5-7 классов, 64 человека.

Дипломное исследование изложено на 98 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (146 источников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов

1.1 Технологическое  мышление в структуре трудовой  подготовки школьников

Важность  технологической подготовки школьников подчеркивается

во  всех педагогических исследованиях, как в нашей стране, так и за рубежом. Необходимой составляющей частью такой подготовки является формирование технологических умений содержание которых необходимо уточнить, выявив общность и отличия от других умений. Для уточнения содержания технологических умений и определения условий их эффективного формирования у школьников необходимо соотнести технологические умения с категорией «умение». Достаточно обратиться к работам Атутова П. Р. [3, 4, 9], Бернштейна Н.А. [22, 23], Гастева А.К. [41, 42], Милеряна Е.А.[93], Новикова A.M.[96,98], Платонова К.К. [107-109], Уварова В.А. [135], Чебышевой В.В. [139], и ряда других ученых как станет ясно, что категория «умение» неоднократно рассматривалась в психологических и педагогических исследованиях, в том числе в исследованиях по трудовой подготовке учащихся. Например, Милерян Е.А. рассматривает умение как «...способность человека успешно достигать сознательно поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания»[93].

Всякое  умение связано с творческим мышлением человека и основой любого умения являются знания и навыки. Мы согласны с Милеряном Е. А. в том, что умение есть знание в действии и в связи с этим существенным свойством умений является их обобщенность, которая и позволяет успешно решать поставленные задачи в изменяющихся условиях. Умение, как синтез личностных качеств, по мнению автора, проявляется, а также формируется в определенным образом организованной деятельности.

Платонов  К.К. определяет умение как «...способность человека выполнять какую-либо деятельность или действие на основе ранее полученного опыта». Автор подчеркивает, что «психологической основой умений является понимание взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения»[107] .

Чебышева В. В. рассматривает умение «...как способность (подготовленность) к выполнению определенной деятельности, опирающаяся на знания и навыки и совершенствующаяся вместе с ними» [139].

Новиков A.M. определяет умение, как «...способность осуществлять составные компоненты деятельности – действия - или, в самом широком понимании, ... - как способность к деятельности в целом» [98, стр. 20].

Таким образом, можно отметить, что все авторы при рассмотрении и для определения понятия «умение» применяют такую категорию как «деятельность». Так, например, «...умение - это основанная на знаниях и навыках способность человека успешно достигать сознательно поставленной цели деятельности...»(Милерян Е.А., [93, стр.Зб]), «умение есть способность человека выполнять какую-либо деятельность...» (Платонов К.К., [107, стр. 101]), «умение ... способность (подготовленность) к выполнению определенной деятельности...» (Чебышева В.В., [139. стр. 40]), «...умение - способность к деятельности в целом» (Новиков A.M., [98, стр. 20]) . Следовательно, понятие «умение» необходимо рассматривать с точки зрения деятельности, так как для осуществления деятельности и для достижения целей деятельности учащиеся должны обладать определенными умениями, но и в результате деятельности также будут формироваться умения. Поэтому, важным моментом для формирования умений будет оптимальная организация соответствующей деятельности школьников.

Другим важным моментом в структуре умений и  в процессе их формирования многие ученые-педагоги и психологи, как основу выделяют различного рода знания. Атутов П.Р. отмечает, что способы практической реализации политехнических знаний составляют политехническое умение и основа формирования политехнических умений – использование политехнических знаний для решения научно-технических и производственных задач [4].

Поляков В.А., Казакевич В.М. определяют следующие  типы знаний, которые лежат в основе формирования трудовых умений в ходе трудового обучения - это знания терминов и понятий; знания фактов, законов и теорий; методологические знания и знания оценочные [64].

Новиков A.M. отмечает невозможность формирования трудовых умений без таких знаний, как знания об окружающей действительности и знаний о деятельности в ней [98, стр.27] .

Таким образом, основой формирования умений вообще и трудовых умений, в частности, являются соответствующие знания. Следовательно, в процессе формирования технологических умений также необходимо выделить технологические знания которые определяется исходя из содержания собственно технологических умений и являются основой формирования соответствующих технологических умений. Содержание

технологических умений необходимо уточнить с учетом современной концепции технологической подготовки и тех понятий, которые сложились в теории и практике трудовой подготовки школьников.

Трудовые  умения одна из важных категорий в  трудовой подготовке и трудовом обучении и поэтому необходимо детальное рассмотрение этого понятия в работах психологов и педагогов. Психологи и педагоги в своих работах широко используют термин «трудовые умения» и производные от него.

По определению  Новикова A.M. трудовые умения – это «...умения осуществлять деятельность по непосредственному преобразованию материальной действительности, в том числе и в первую очередь - в производительном труде в сфере материального производства»[98, стр. 9].

Очень часто  также употребляется термин «практические умения». По отношению к трудовым умениям его следует рассматривать как более общее понятие - любая практическая деятельность направлена на реальное изменение наличного материального бытия.

Широко распространен  также термин «профессиональные умения». Их следует рассматривать скорее не как самостоятельный класс умений, а как четко определенный круг трудовых умений, характеризующийся высоким уровнем выполнения трудовых действий. Для профессиональных умений характерны высокая точность и скорость выполнения действия. устойчивость, т. е. сохранять точность и темп действия, несмотря на побочные явления.

«Общетрудовые умения» - необходимы для любой трудовой

  деятельности (планирование, организация работы, самоконтроль и т. д.).

«Общетехнические  умения» - это умения чтения и составления

чертежей, выполнения технических расчетов, измерений, настройки и наладки технических устройств.

Все вышеперечисленные  термины относятся к разным классификациям и они частично пересекаются, перекрывают друг друга. Для соотнесения содержания технологических умений и трудовых умений, необходимо рассмотрение того, как разные авторы подходят к вопросу классификации трудовых умений.

В психолого-педагогической литературе вопрос классификации трудовых умений широко освещен, например, существуют классификации трудовых умений и навыков:

- по профессиям (слесарные, токарные и т. д. );

- политехнические и профессиональные;

- основные и вспомогательные;

- исполнительные, ориентировочные и контрольные;

- общетрудовые и специальные и т. д.

Чебышева В.В. , например, [139, стр.42], трудовые умения и навыки делит на:

- узкопрофессиональные;

- сенсорные;

- моторные;

- общетрудовые (планирование, организация труда, контроль и регулирование технологических процессов).

Характерными  признаками общетрудовых умений, как  считает психолог Чебышева В.В., являются:

- применимость в различных видах трудовой деятельности;

- преобладание интеллектуальных компонентов, благодаря чему такие умения легко переносятся из одной области трудовой деятельности в другую;

- в процессе овладения общетрудовыми умениями создаются благоприятные условия для развития общих способностей и формирования личностных качеств, имеющих широкое общетрудовые значение.

Милерян Е.А. [93], предлагает классифицировать трудовые умения на основе анализа общей структуры трудовой деятельности человека, т. к. одной из главных причин существенного отставания в разработке классификации трудовых умений, как отмечает автор, является односторонний подход к изучению самого процесса труда. «Подавляющее большинство исследователей сводило этот процесс (трудовой) к определенной совокупности исполнительских операций, необходимых для изготовления той или иной вещи. При таком, операционном, подходе к труду игнорировались его творческие, интеллектуальные компоненты...» [93,стр.84].

Исходя из этого Милерян Е.А. делит трудовые умения на:

- конструктивно-технические умения (мысленное устроение образа того объекта, который должен быть изготовлен);

- организационно-технологические умения (подбор орудий труда, изыскание необходимых материалов, определение технологических способов их обработки, планирование работы и т. д.);

- операционно-контрольные умения.

Атутов П.Р. [2,стр.6] рассматривает вопрос классификации политехнических умений.

Информация о работе Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии