Биологически активные добавки к пище

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Биологически активные добавки к пище (БАД) если рассматривать их в глобальном аспекте – это накопленные громадным опытом народов всех времен знания целебных свойств растений, объектов животного происхождения и минерального сырья. Еще до нашей эры в странах Востока сложились системы профилактики и терапии, основанные на использовании продуктов из растительного, животного и минерального сырья.

Содержание

Введение......................................................................................................................2
1. Классификация БАД................................................................................................3
2. Санитарно-гигиенические требования к БАД......................................................6
3. Молочные продукты, обогащенные БАД.............................................................8
4. Биологически активные добавки (БАД) к пище.................................................10
5. Особенности разработки и контроля БАД..........................................................12
6. Применение БАД...................................................................................................13
7. Основные представители производителей БАД.................................................15
Заключение.................................................................................................................17
Список использованной литературы.......................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

бад.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

При пленочном способе сушки молоко приходит в кратковременный контакт (менее 1 мин) с горячей (90–120 °С) металлической поверхностью вальцевых сушилок. Образующаяся пленка молока толщиной 0,14–0,2 мм удаляется автоматически специальным ножом. Такой метод сушки нельзя признать лучшим, ибо при этом значительно изменяются составные части молока, особенно белки. Это отражается не только на биологических свойствах, но и на растворимости полученного сухого молока. Согласно ГОСТ, растворимость сухого пленочного молока должна быть не ниже 70%.

Дефекты.

Основными дефектами сухих молочных продуктов являются следующие:

- прогоркание - возникает  в результате окисления жира;

- комковатость - образуется  в готовом продукте из-за поглощения  им влаги при недостаточной  герметичности тары;

- неприятные запах и  вкус - возникают вследствие хранения  продуктов при высокой влажности и плохой вентиляции складских помещений.

 Основные БАД, используемые при приготовлении сухих молочных продуктов.

Дигидрокверцетин (известный также, как Таксифолин) - мощный природный капиллярпротектор и антиоксидант; относится к биофлавоноидам с P-витаминной активностью. По молекулярному строению и функциям близок кверцетину, но превосходит его по активности.

Благодаря выраженным антиокислительным и капилляропротекторным свойствам, Дигидрокверцетин наиболее активно используется при производстве биологически активных добавок. Для производства Дигидрокверцетина обычно используют древесину лиственницы.

Флавоноид кверцетин представляет собой агликон многих растительных флавоноидных гликозидов, в том числе рутина, и относится к витаминным препаратам группы Р. Вследствие капилляростабилизирующих свойств, связанных с антиоксидантным, мембраностабилизирующим воздействием, препарат снижает проницаемость капилляров. Кверцетин обладает противовоспалительным эффектом, снижает синтез лейкотриенов, серотонина и других медиаторов воспаления.

Ликопин (англ. Lycopene)— каротиноидный пигмент, определяющий окраску плодов некоторых растений, например томатов, гуавы, арбуза. Свое название ликопин получил от рода Lycopus, к которому принадлежит томат обыкновенный (Lycopersicon esculentum, Solanaceae).

 

 

4. Биологически  активные добавки (БАД) к пище

Биологически активные добавки (БАД) к пище — это природные или идентичные им биологически активные вещества, предназначенные для непосредственного приема или введения в состав продуктов питания. В России БАД официально отнесены к категории пищевых продуктов, с чем трудно согласиться.

БАД подразделяют на три основные группы.

1. Нутрицевтики— БАД, применяемые для направленного изменения состава пищи. Нутрицевтики должны доводить содержание в рационах пищевых веществ до уровня, который соответствует потребностям данного человека. Нутрицевтики — это дополнительные источники белка и аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон и других пищевых веществ.

Нутрицевтики позволяют оптимизировать лечебное питание, так как некоторые диеты заведомо дефицитны по многим пищевым веществам, а потребность в них при заболеваниях может возрастать. Кроме того, прием нутрицевтиков позволяет воздействовать на те или иные нарушения обменных процессов у больного человека. Например, при развитии у больных сахарным диабетом остеопороза целесообразен прием БАД, содержащих кальций и витамин D, при сахарном диабете, возникшем у больных хроническим панкреатитом, диету надо дополнять БАД, содержащими комплекс витаминов и минеральных веществ.

2. Парафармацевтики— БАД, рекомендуемые для укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний, но не для их лечения. Слово «парафармацевтики» означает что-то, расположенное около лекарства («пара» — по-гречески «возле»).

3. Пробиотики и пребиотики.

Пробиотики- микроорганизмы, которые в качестве БАД используются для улучшения состава и функции микробной флоры кишечника. Слово «пробиотики» буквально означает «для жизни», в отличие от слова «антибиотики» — «против жизни» (от греческого слова «биос» — жизнь). К пробиотикам относят в основном представителей нормальной микрофлоры кишечника человека и чаще всего бифидобактерий и молочнокислых микробов. В настоящее время промышленность производит много видов «пробиотических» молочных продуктов (кефиры, йогурты и др.), в составе которых есть указанные БАД-пробиотики.

Пребиотики — это пищевые и другие вещества, которые стимулируют рост и активность представителей полезной микрофлоры кишечника, способствуя тем самым поддержанию ее нормального состояния.

Наринэ - БАД для профилактики и лечения дисбактериоза и его последствий; ацидофильная форма лактобактерина, источник пробиотических микроорганизмов. Используется для изготовления закваски и кисломолочного продукта для детского и лечебного питания.

 

5. Особенности разработки  и контроля БАД

Основанием для рекомендации по применению БАД являются клинические испытания. Причем требования к проведению таких исследований достаточно жесткие и предполагают включение в обязательном порядке целого комплекса современных методов, имеющихся, только в крупных научно-исследовательских и клинических учреждениях. Более того, клинические испытания могут быть проведены только в медицинских учреждениях, аккредитованных на проведение подобных исследований в порядке, установленном Минздравом РФ. Утвержден список подобных учреждений (2).

В соответствии с законодательством РФ БАД (биологически активные добавки) не подлежат обязательным клиническим испытаниям. Этим и объясняется их широкое распространение на рынке. Производитель или разработчик БАД, который имеет желание особо выделить какое-либо качество или свойство БАД может провести клинические испытания на предмет подтверждения этих свойств и заявить их в документе Добровольной сертификации.

Безопасность биологически активных добавок к пище определяется клиническими испытаниями БАД. Проведение испытаний регулируется «Методическими указаниями МУК 2.3.2.721-98 2.3.2».

Перед проведением клинических испытаний осуществляются лабораторные исследования новых продуктов. Например, для изучения в эксперименте иммуномодулирующего действия БАД рекомендуется комплекс исследований с использованием лабораторных животных с определением следующих показателей:

  • влияние БАД на неспецифическую резистентность мышей к бактериальной инфекции;
  • уровень антител в сыворотке крови мышей к корпускулярному тимусзависимому антигену, а также к растворимому тимусзависимому антигену;

 

  • поликлональная активность В-лимфоцитов;
  • гиперчувствительность замедленного типа к эритроцитам барана;
  • фагоцитарная активность макрофагов;
  • продукция растворимых медиаторов иммуногенеза — цитокинов фактора некроза опухоли и интерлейкина-2;
  • пролиферация Т-лимфоцитов при циклоспорин-индуцированной иммунодепрессии; гуморальный иммунный ответ.

При проведении клинических испытаний БАД, обладающих, например, желчегонными и гепатопротекторными свойствами, в число обязательных методов исследований входят:

  • изучение желчевыделительной функции гепатобилиарной системы с использованием дуоденального зондирования;
  • ультразвуковое исследование желчного пузыря и печени;
  • определение таких биохимических показателей крови, как холестерин, билирубин, ферменты аланинаминотрансфераза, аспартатаминотрансфераза, щелочная фосфатаза и амилаза;
  • а также проведение тимоловой и сулемовой проб.

 

 

6. Применение БАД

Биологически активные добавки к пище используются:

  • для восполнения недостаточного поступления с рационом белка и отдельных незаменимых аминокислот, липидов и отдельных жирных кислот (в частности, полиненасыщенных высших жирных кислот), углеводов и сахаров, витаминов и витаминоподобных веществ, макро- и микроэлементов, пищевых волокон, органических кислот, биофлавоноидов, эфирных масел, экстрактивных веществ и др.;
  • для уменьшения калорийности рациона, регулирования (снижения или повышения) аппетита и массы тела;
  • для повышения неспецифической резистентности организма, снижения риска развития заболеваний и обменных нарушений;
  • для осуществления в физиологических границах регуляции функций организма;
  • для связывания в желудочно-кишечном тракте и выведения чужеродных веществ;
  • для поддержания нормального состава и функциональной активности кишечной микрофлоры.

Первоначально БАД рассматривались, как компенсаторная добавка к рациону лиц, имеющих повышенные требования к каким-либо (недостающим) компонентам нормального питания (напр., спортсмены) (4).

В настоящее время отдельно от БАД рассматривают такие направления, как:

  • Спортивное питание
  • Функциональное питание (Разновидность диетического или лечебно-профилактического питания)
  • Диетическое питание
  • Профилактическое питание (на предприятиях)
  • Государственные программы по введению добавок некоторых веществ в продукты для населения (например, иодидов или периодатов в соль («Иодированная соль») в регионах естественной геологической депрессии иода в окружающей среде).

 

 

7. Основные представители  производителей БАД

Российская фармацевтическая компания ЗАО «Эвалар», основанная в 1991 году, специализируется на производстве лекарств из натуральных компонентов и БАД, ассортимент включает более 120 наименований. Бестселлеры бренда: «Черника-форте», «Атероклефит», «Овесол», «Гепатрин», блокатор калорий «Турбослим». Реализует полный производственный цикл: от выращивания сырья до реализации готовой продукции, в том числе через собственную аптечную сеть. В 2008 году ЗАО «Эвалар» с долей 20,85 % возглавило список лидеров аптечного сегмента рынка БАД (по версии Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт»).

«Диод»

ОАО «Завод экологической техники и экопитания Диод» (Москва) реализует биологически активные добавки, лечебную косметику, бытовые медицинские аппараты. Среди БАД этого производителя наиболее известны «Окулист», «Йод-актив», «Кальций-актив», «Селен-актив», «Долголет», «Душевный чай».

По данным фармацевтического издания «Московские аптеки», средство для нормализации периферического кровообращения «Капилар» в 2007 году стало общероссийским лидером продаж среди БАД, реализуемых через аптечные сети. В 2008 году доля предприятия на рынке составляет 7,9 % в денежном выражении.

«Аквион»

Начавшая работу в 1991 году фармацевтическая компания ЗАО «Аквион» производит субстанции для предприятий косметической и пищевой промышленности, а также выпускает биологически активные добавки. Лидирующие позиции на рынке БАД «Аквион» сохраняет за счёт продаж серии витаминно-минерального комплексов «Алфавит», воплотивших идею раздельного приёма компонентов с учётом совместимости составляющих.

 

К своим ведущим разработкам предприятие относит иммуноукрепляющий препарат бета-каротина «Веторон» и БАД на основе коэнзима Q10 «Кудесан». Несмотря на то, что продажи продукции «Аквион» за 2009 год упали на 23 %, компания остаётся в пятёрке сильнейших игроков рынка с долей в стоимостном объёме продаж 3,17 % (16).

Natur Produkt

Лекарственные средства торговой марки Natur Produkt появилась в России в 1994 году. В настоящее время предприятие поставляет 34 линейки продуктов, включающих свыше 150 товарных наименований. Производство специализируется на безрецептурных лекарствах, БАДах и препаратах-дженериках.

Бестселлерами среди БАДов Natur Produkt стали витаминизированные конфеты «Натурино» и «Натуретто», лекарственные чаи «Вита Плант» (производство остановлено, препарат отозван из продажи) и общеукрепляющие таблетки «Терра-плант». Холдинг Natur Produkt располагает фирменной сетью аптек. Его производственная группа базируется в зарубежной Европе.

«ФармПро»

ООО «ФармПро» — производственная компания, входящая совместно с ООО «Генесс» в Союз производителей гематогена. Выпускает батончики под собственной торговой маркой «Русский гематоген», линейка включает десять наименований, восемь из которых зарегистрированы в качестве БАД. В 2005—2008 годы фирма входила в десятку лидеров рынка БАД (по версии DSM Group), в сентябре 2009 года опустилась на 11-ю строчку. Новинки: «Гематоген Русский C» и «Гематоген Русский детский».

 

 

Заключение

Российский рынок БАД демонстрирует высокие темпы роста. За семь лет объём продукции в легальном обороте увеличился более чем вчетверо: в 2003 году — 2,6 млрд руб., в 2008 году — 11,5 млрд руб. Эксперты оценивают российский рынок БАД как самый динамично развивающийся в мире: в среднем в мире увеличение спроса на БАД составляет 3-5 % ежегодно, в России этот показатель колеблется на уровне 10-12 %.

Сегмент торговли БАД увеличивается вдвое интенсивнее, чем группа лекарственных средств. Вхождению на рынок новых препаратов немало способствует упрощённая система регистрации и сертификации биологически активных добавок. Многие фармакологические компании, даже имея достаточные ресурсы для производства лекарственных средств, предпочитают регистрировать свои разработки как БАД.

В 2004 году в российских аптеках продавалось 2500 наименований биодобавок, в 2009 году — уже 4636, причём зарегистрировано на территории России более 7500. В 2008 году ассортимент БАД занимал 7,8 % всего фармацевтического рынка и 45 % от доли парафармацевтики.

В 2008 году производством БАД занимались 182 российские компании, бо́льшая часть которых находится в Центральном федеральном округе и в Сибири. В обороте БАД задействовано 3506 организаций торговли, 783 склада хранения и 34 385 объектов аптечной сети людей на 12% зависит от уровня здравоохранения, на 18% — от генетической предрасположенности, а на 70% — от образа жизни, не последнее место в котором занимает питание. Медицинские взгляды, никогда не отличаясь стабильностью в целом, на протяжении всей человеческой истории были единодушны в одном: чем хуже питание, тем больше болезней. Специалисты утверждают, что рацион человека в наши дни должен содержать более 600 различных веществ (нутриентов). К сожалению, сбалансированный рацион по всем пищевым веществам могут себе позволить далеко не все.

Информация о работе Биологически активные добавки к пище