Бизнес-план по организации кружка вышивки «Волшебная лента» на базе МБОУ «Соколовская средняя школа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать методику обучения школьников технологии вышивки лентами на базе кружка при средней общеобразовательной школе.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии вышивки лентами;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;

Содержание

Введение ……………………………………………………….……………………5
1 Бизнес-план по организации кружка вышивки «Волшебная лента» на базе МБОУ «Соколовская средняя школа» …………………………………...….…. 7
1.1 Теоретические аспекты организации дополнительного образования.………………………………………………….……….…….7
1.2 Законодательные и организационные аспекты предпринимательской деятельности в сфере образования ………………………………….…....13
1.3 Суть проекта ………………………………………………………………15
1.4 Описание предприятия …………………………………………………...16
1.5 Анализ конкурентов ………………………………………………………16
1.6 Описание услуги …………………………………………………………..17
1.7 Маркетинговое исследование …………………………………………….18
1.8 Производственный план ………………………………...………………..22
1.9 Организационный план …………………………………….…………..…23
1.10 Финансовый план …………………………………………………………24
2 Технология вышивки лентами …………………………………………………29
2.1 Из истории вышивки .……………………………………………………...31
2.2 Инструменты для вышивания …………………………………...……….35
2.3 Ленты ……………………………………………………………………...36
2.4 Иглы, пяльцы и ткани ……………………...……………………………..38
2.5 Перенос рисунка …………………………………………………………. 40
2.6 Вдевание ленты ………………………………………………………….. 41
2.7 Виды швов ……………………………………………………………….. 43
2.8 Техника безопасности ……………………………………………………59
2.9 Технология выполнения узоров ………………………………………….60
3 Методические особенности организации кружка «Волшебная лента»……………………………………………………………………………..63
3.1 Кружок как организационная форма обучения…………………………63
3.2 Тематический план работы кружка «Волшебная лента» ……………....68
3.3 Разработка плана-конспекта занятия кружка «Волшебная лента» …...73
3.3.1 Занятие 1. Вышивка шёлковыми лентами …………...…….…....… 73
3.3.2 Занятие 2. Простой ленточный стежок. Плетёная роза ……………82
Заключение …………………………………………………………………...…...89
Библиография ...........................................................................................................99

Вложенные файлы: 1 файл

дипломный проект.docx

— 5.18 Мб (Скачать файл)

3) выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа занятия, при этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя;

4) организационная четкость занятия: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т. д.;

5) достижение целей занятия, усвоение учебного материала всеми учащимися, выполнение развивающей и воспитательной функций занятия.

Основной формой организации  учебного процесса по курсу «Технология  вышивки лентами» является сдвоенное занятие. Курс ориентирован на практику, поэтому тип занятия комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Комбинированный тип занятия создает необходимые предпосылки для выполнения практических работ (таблица 3.1).

В ходе обучения возникает задача дать учащимся определенный объем технических сведений для проведения практической работы. В течение практической части занятия (50% содержания занятия) они должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками.

Практическая работа формирует  у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе.

Таблица 3.1 –  Структура комбинированного занятия

Содержание занятия

Продолжительность, мин

1

2

Организационная часть: 
подготовка к занятию; 
контроль посещаемости; 
сообщение темы и целей занятия

5

Продолжение таблицы 21

 

1

2

Повторение пройденного  материала: 
опрос по изученной ранее теме; 
подготовка вопросов и ответов учащимися по предыдущим темам (по группам) 

5

Изложение нового учебного материала: 
объяснение теоретического материала;  
демонстрация образцов для выполнения работы; 
запись в тетради последовательности выполнения практической работы, конспектирование инструкционной карты графическим способом; 
закрепление материала, опрос более слабых учащихся по инструкционной карте, объяснение последовательного выполнения практической работы

20

Выполнение практической работы: 
текущий инструктаж по работе с инструментами; 
выполнение практической работы по инструкционной карте

45

Подведение итогов: 
мини-защита, выставление оценок; 
анализ характерных ошибок и их причин

10

Уборка рабочих  мест и запись в дневниках о  подготовке к следующему занятию

5

Итого 

90


 

Учитель должен четко планировать  изучение теоретического материала, согласовывая его с практическими работами, что необходимо для осознанного  выполнения учащимися творческих проектов.

Прежде чем приступать к практическим работам, учащиеся должны усвоить ряд теоретических сведений: о свойствах материалов (ленты) и способах их обработки, о работе с иглой и пяльцами, о санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасности и т. д., без знания которых выполнять работу нельзя в соответствии с технологическими требованиями. При изучении теоретического материала по предмету необходимо сохранять его систему и логику.

Одними из наиболее широко применяемых методов при проведении уроков и внеклассных занятий являются объяснение и рассказ.

При объяснении теоретические сведения даются при ознакомлении с новым материалом по разделам курса, перед выполнением практических работ, для последовательного проведения трудовых операций. Применяются наглядные пособия: плакаты, чертежи, журналы мод, образцы швов, отдельных деталей различных композиций, коллекция готовых изделий, образцы одежды и других предметов обихода (скатерти, подушки, панно и др.), украшенных данным видом вышивки, книги, а также зарисовки на классной доске.

Рассказ используется для изложения материала по истории вышивки лентами, направлениям моды, народному русскому костюму, прикладному искусству, индивидуальному стилю и т. д. Для иллюстрации рассказа используются плакаты, иллюстративный материал из книг, журналов, видеофильмы, диафильмы, учебники, слайды.

Собранная учащимися информация должна быть использована при выполнении рефератов и творческих проектов на темы по направлению данного курса.

К творческой деятельности можно отнести работу с журналами мод, самостоятельную работу по сбору информации по истории костюма, моды, художественному конструированию моделей одежды, декоративно-прикладных работ, а также само выполнение творческих проектов в соответствии с их выбранными темами и объектами.

В начальный период учебного процесса для освоения рабочих приемов, трудовых операций по выполнению ленточных швов, построению чертежей-схем изделий, применяется фронтальная форма организации учебного процесса. Все учащиеся выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего материала, инструментов и оборудования для всей группы, и контроль осуществляется учителем одновременно для них всех.

В период разработки и выполнения творческих проектов применяется индивидуальная форма организации учебного процесса. Учащиеся изготавливают различные виды изделий с применением технологии ленточного шитья: модели одежды различного назначения, декоративно-прикладные работы, создающие уют в доме.

Четкое выполнение индивидуальных работ обеспечивает тетрадь «Творческий  проект по технологии вышивки лентами», которая дает возможность для самостоятельной деятельности учащихся при необходимой консультации со стороны учителя, корректирующего и направляющего творческую работу в соответствии с эстетическими технологическими требованиями.

Планирование – основа правильной организации учебно-воспитательного процесса. С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них, намечается объем теоретических сведений и практических работ, а также соответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточный материал, используемый в учебном процессе.

Учитель планирует не только свою работу, но и деятельность учеников, без чего невозможна научная организация  процесса обучения. При необходимости  совместно изготавливаются чертежи, плакаты, таблицы, альбомы с образцами  ленточных швов, коллекция моделей одежды для подростков, современного направления молодежной моды и т. д.

Календарно-тематический план составляется на определенное количество учебных часов. Желательно составлять планы-конспекты уроков и внеклассных занятий в соответствии с определенными требованиями.

Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации  занятий и методами проведения учебного процесса.

Контрольно-проверочные  уроки и занятия имеют целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений, навыков. Эти занятия обычно проводятся в конце каждого раздела в различной форме (карточки-задания, контрольные вопросы-тесты, мини-защита).

Качественно организованный, систематический контроль теоретических  знаний и практических умений учащихся способствует повышению уровня обучения и воспитания, дисциплинирует.

Защита творческого проекта  реально отражает степень усвоения учебного материала и показывает все этапы разработки и выполнения творческой работы.

 

    1.  Тематический план работы кружка  «Волшебная лента»

 

 

Пояснительная записка

 

Вышивка - один из самых древних  и распространенных видов декоративного  искусства. Занятия вышивкой вызывают у школьников большой интерес. Кружковые  занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.

Цель работы: трудовое и эстетическое воспитание учащихся

Задачи:

1. Привитие трудовых навыков вышивания, познавательного интереса, независимо от индивидуальных способностей;

2. Воспитание и развитие способности эстетического восприятия 
произведений декоративно-прикладного искусства;

3. Привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны;

4. Формирование у учащихся технического мышления, умения применяя полученные знания.

Основной формой обучения является практическая работа. Она  позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые  для вышивания, учит оформлять вышивкой предметы декоративно-прикладного характера.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов. Это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить  к выбору узора для того или  иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для  вышивки.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получения и  использования информации через  информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы  труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности. Знакомятся с историей рукоделия.

Программа включает тематический план, который определяет последовательность и объем изучаемого материала. 

Программа рассчитана на 1 год  обучения - 192 часа занятий.

В группу приходят дети, не имеющие  специальных навыков в области  вышивки.

Программа разработана для  учащихся 9-13 лет, количество детей в  группе 12-15 человек. Режим работы - 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Методы обучения

- объяснительно-иллюстрационный  (рассказ, беседа, работа с книгой  демонстрация, упражнения);

-  практический;

-  обучающий контроль;

-  проблемно-поисковый;

-  ситуационный. 

 

Таблица 3.2 – Учебно-тематический план


п/п

Тема

Всего

Теория 

Практика 

1

Вводное занятие

2

2

 

2

История возникновения и  развития вышивки

2

2

 

3

Швы и техники

18

6

12

4

Объёмные картины:

  • маки;
  • букет хризантем;
  • розы;
  • садовый пейзаж;
  • цветущий сад;
  • деревенский пейзаж;
  • анютины глазки;
  • вышивка на одежде

 

6

6

6

8

8

8

4

4

 

2

2

2

2

2

2

2

2

 

4

4

4

6

6

6

2

2

5

Вышивка с применением  красок по ткани

10

4

6

6

Комбинированная вышивка (крестик, лента)

8

2

6

7

Оформление готовых работ

4

2

2

8

Итоговое занятие

2

2

 
 

ИТОГО:

96

36

60


 

Программа работы кружка


 

1. Вводное занятие

Задачи и план работы кружка ручной художественной вышивки. Правила  поведения кружковцев. Оборудование рабочего места. Необходимые принадлежности и материалы для вышивки. Правила безопасности при работе с утюгом, ножницами, иголками.

2. История возникновения и развития вышивки. Исторический очерк.

3. Швы 

Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Выбор для салфетки ткани, орнамента, зарисовка его в альбом. Зарисовка швов в альбом («тамбурный» шов, шов «полупетельки с прикрепкой», «узелки», шов «вытянутые стежки», «петельки по кругу», «вперед за иголку», «петельки с прикрепкой сверху», «стебельчатый», «вытянутый стежок с завитком»,«петелька с глазком», «вытянутый стежок», узор «роза», цветок из пристроченной ленты).

Практические  занятия:

Подготовка ткани к  вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение образцов швов. Обработка  изнаночной стороны.

  1. Объемные картины

Правила и особенности  построения композиции декоративно-прикладного характера – изделие вышивки. Разработка эскизов в натуральную величину. Подбор материалов и подготовка их к работе.

Практические  занятия:

Выполнение эскизов. Определение  размера изделия. Выбор ткани  и лент для вышивки. Разметка вышивки. Выполнение узора вышивки. Оформление готовой вышивки.

  1. Вышивка лентами с применением красок по ткани.

Материалы и инструменты  для росписи (краски, кисти, губки, гуттаперча), смешивание красок.  

Фоновая роспись. Вазы для цветов. Роспись ленточек.

Практические  занятия:

Подготовка ткани к  вышивке. Выбор и нанесение рисунка  на ткань Роспись по фоновой ткани. Изготовление ваз из ленточек, ткани.

  1. Комбинированная вышивка («крестик», ленты). Подбор рисунка, ниток, лент, ткани.

Практические  занятия:

Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки,

  1. Оформление готовых работ. Рамки. Виды рамок. Подбор рамок.

Практические  занятия:

Изготовление рамки из картона и бумаги.

8.   Итоговое занятие

Организация выставки лучших работ учащихся.

Таблица 3.3 – Знания и умения учащихся

Информация о работе Бизнес-план по организации кружка вышивки «Волшебная лента» на базе МБОУ «Соколовская средняя школа»