Бизнес-план по организации кружка вышивки «Волшебная лента» на базе МБОУ «Соколовская средняя школа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать методику обучения школьников технологии вышивки лентами на базе кружка при средней общеобразовательной школе.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии вышивки лентами;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;

Содержание

Введение ……………………………………………………….……………………5
1 Бизнес-план по организации кружка вышивки «Волшебная лента» на базе МБОУ «Соколовская средняя школа» …………………………………...….…. 7
1.1 Теоретические аспекты организации дополнительного образования.………………………………………………….……….…….7
1.2 Законодательные и организационные аспекты предпринимательской деятельности в сфере образования ………………………………….…....13
1.3 Суть проекта ………………………………………………………………15
1.4 Описание предприятия …………………………………………………...16
1.5 Анализ конкурентов ………………………………………………………16
1.6 Описание услуги …………………………………………………………..17
1.7 Маркетинговое исследование …………………………………………….18
1.8 Производственный план ………………………………...………………..22
1.9 Организационный план …………………………………….…………..…23
1.10 Финансовый план …………………………………………………………24
2 Технология вышивки лентами …………………………………………………29
2.1 Из истории вышивки .……………………………………………………...31
2.2 Инструменты для вышивания …………………………………...……….35
2.3 Ленты ……………………………………………………………………...36
2.4 Иглы, пяльцы и ткани ……………………...……………………………..38
2.5 Перенос рисунка …………………………………………………………. 40
2.6 Вдевание ленты ………………………………………………………….. 41
2.7 Виды швов ……………………………………………………………….. 43
2.8 Техника безопасности ……………………………………………………59
2.9 Технология выполнения узоров ………………………………………….60
3 Методические особенности организации кружка «Волшебная лента»……………………………………………………………………………..63
3.1 Кружок как организационная форма обучения…………………………63
3.2 Тематический план работы кружка «Волшебная лента» ……………....68
3.3 Разработка плана-конспекта занятия кружка «Волшебная лента» …...73
3.3.1 Занятие 1. Вышивка шёлковыми лентами …………...…….…....… 73
3.3.2 Занятие 2. Простой ленточный стежок. Плетёная роза ……………82
Заключение …………………………………………………………………...…...89
Библиография ...........................................................................................................99

Вложенные файлы: 1 файл

дипломный проект.docx

— 5.18 Мб (Скачать файл)

У нас сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости  от пола ребенка.

В данной работе мы  познакомимся с  совершенно новым применением шелковой ленты. Для такого вида вышивки берется  очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный  уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники в том, что она придает рисунку объемность.

Изучив различные виды швов, без  труда можно создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого появляется возможность придать  готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного  рисунка или банта можно объединить в единый ансамбль несколько предметов  гардероба. Универсальность этого  вида вышивки в том, что она  позволяет оформить и детский  полотняный рюкзачок, и дамскую сумочку. Кроме того, можно научиться делать красивые скатерти и салфетки, мешочки  для флакончиков с духами, коробочки  для драгоценностей и множество  других милых вещичек.

Основной формой обучения является практическая работа. Она  позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые  для вышивания, учит оформлять вышивкой предметы декоративно-прикладного  характера.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов. Это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить  к выбору узора для того или  иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для  вышивки.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получения и  использования информации через  информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы  труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности. Знакомятся с историей рукоделия.

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Из истории вышивки

 

 

Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. По стародавним русским обычаям  праздничный костюм и предметы убранства  крестьянского жилища пламенели  пышными узорами. Кружево, ткачество, нашивки из гладких и фактурных  тканей, лент, тесьмы и других материалов составляли на этих предметах сложный, а зачастую и многоярусный узор. В декоративном же оформлении праздничного костюма и предметов убранства  крестьянской избы в торжественные  дни предпочтение отдавалось ручной вышивке. Распространение ручной вышивки  в прошлом объясняется следующими обстоятельствами. По идущим из глубины  веков заветам все женщины  на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей всё своё свободное время. Немаловажное значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались  не сложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы имелись  в каждой крестьянской семье. Красители  получали из растений, которые собирали на полях и в лесах. Небольшие  траты были только на приобретение игл, недостающих красителей и, частично, ниток для вышивки. Всё зависело от умения женщин вышивать и знания местных особенностей красочного оформления праздничных и будничных предметов  быта. Искусно вышитый узор превращал  любую, даже самую немудрёную ткань, в подлинное произведение искусства. Русские женщины с давних времён славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты  с помощью иглы и различных  нитей. С детских лет они обучались  этому сложному, но увлекательному искусству. Жёны и дочери обязаны  были обеспечивать семью одеждой  и всеми необходимыми для домашнего  обихода предметами из тканей. Начиналось это с того, что девушка готовила сама себе приданое. В русских деревнях и сёлах этот обычай сохранился ещё  в начале XX века. Крестьянская девушка  приносила в дом будущего мужа приданное. По общепринятому закону ко дню своего совершеннолетия – пятнадцати- шестнадцати годам – она должна была иметь будничную и праздничную одежду для себя на все случаи жизни, необходимое число столешников (скатертей), подзоров и полотенец, которые применялись в быту или служили украшением дома в праздничные дни, десятки метров холста для изготовления одежды мужу и детям в течение нескольких лет. Кроме того, каждая девушка готовила специальные полотенца, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей. Таких подарочных полотенец к моменту сватовства в запасе у невесты нередко было около ста штук. Число и качество предметов, входивших в приданое, служило у односельчан мерилом оценки умения работать. По ним определялся уровень владения женским ремеслом и наличие художественного вкуса. Девушка в процессе приготовления приданого сама выращивала лён, обрабатывала его после сбора, пряла нитки, ткала холст, шила необходимые предметы и сама их украшала.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определённые приёмы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские  крестьянки бережно хранили характерные  особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая их.

 После Великой октябрьской  социалистической революции мастерицы,  владеющие искусством создания  узора на ткани с помощью  иглы и ниток, объединялись  в артели, которые впоследствии  переросли в специализированные  фабрики. 

Эти фабрики выпускали (и  выпускают) широкий ассортимент  изделий бытового назначения с красочным  декоративным оформлением.

Художники и мастера, работающие на предприятиях, не отступают от традиций, развивают особенности своих  приёмов выполнения вышивки, расширяют  круг мотивов, колорит и композиционный строй орнамента, не утрачивая былого очарования декоративного оформления крестьянского костюма и предметов  быта. Они были выработаны постепенно, в течение целого ряда столетий многими  поколениями местных мастериц и  являлись привычными для сельских жителей определённого района. Однако, несмотря на очевидные различия приёмов исполнения и характерные особенности орнамента каждого края, русскую народную вышивку можно объединить в три большие группы: северную, центральную и южную.

Возможности вышивки безграничны. Всё то, что было найдено и развито  творческим гением русского народа, имеет  тенденцию к дальнейшему изменению  и обогащению. Современные художники  и мастера создают рисунки  для вышивки, как в ручном, так  и в машинном исполнении.

Сравнительно недавно  появился, и получает широкое распространение, новый вид вышивки – вышивка  лентами.

С давних времен узкие полоски ткани  применялись в повседневной жизни  и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины  вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в  Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.

В Средние века в Италии лентами  уже декорировали спинки стульев  и балдахины, а также подвязывали  тяжелые занавеси, которыми закрывали  окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширяться  бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и  благоприятные климатические условия  юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии  в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали  щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или  парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего  их.

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы  они обучили своему искусству  жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для  выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал  расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, В Велзи и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят – для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и  часто дарил придворным дамам  милые безделушки, изготовленные  им самим.

Платья стали объемными и  просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли «летящие платья»  с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции  и появилась вышивка шелковыми  лентами. Сначала знатные дамы стали  украшать свои платья, оформляя корсажи  мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно  становилось все более роскошным  и утонченным. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие  шедевры. Теперь они красуются в  музейных витринах по всему миру –  от Лондона до Претории.

Из Франции этот вид вышивки  перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам  бывшей Британской империи. Вместе с  переселенцами из Старого Света  он попал в Америку, где быстро завоевал популярность.

Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени  вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках  для дома и шляпах.

После Второй мировой войны интерес  публики ко всем видам рукоделия  стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми  лентами необычайно занимательно, это  не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые  и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько  привлекателен, что можно, без всякого  сомнения, утверждать: в ближайшие  годы этот вид вышивки ждет широкое  распространение и успех!

 

 

2. 2 Инструменты для вышивания

 

 

Для выполнения  любой  ручной вышивки необходимы очень  несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, заострённая  палочка (шило, дырокол или пендель), пяльцы.

Иглы  для вышивания должны быть короткие, с удлинённым ушком. Номер иглы зависит от вида вышивки.

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани. Напёрсток надо подобрать по размеру пальца.

Ножницы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания ниток и лент и большие – для разрезания тканей.

Сантиметровая лента  служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора и т.п.

Дырокол или пендель применяют при вышивке белой гладью, для выполнения дырочек.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.           

 

           

  1. 3 Ленты

 

 

Время, когда ленты были в дефиците и стоили дорого, давно  в прошлом. Сегодня без труда  можно приобрести ленты любых  цветов и фактур. Их ширина варьируется  от 2 мм до 50 см. Чем крупнее вышиваемый мотив, тем шире должны быть ленты, но наиболее эффектно смотрятся работы, выполненные несколькими видами лент. При подборе материала нужно учитывать характер узора и назначение готовой вышивки. Ленты могут износиться при неоднократном прохождении через ткань, поэтому они должны быть крепкими, лёгкими и очень качественными. Для успешного выполнения работы рекомендуется учитывать следующие характеристики лент.

 

    • Шёлковые ленты

Эти ленты наиболее популярны. С их помощью можно выполнить  самую изящную и тонкую работу. У них мягкие волокна, они достаточно эластичны, но легко мнутся. Косые  шёлковые ленты имеют дополнительное преимущество – обладая теми же свойствами, что и ткань, выкроенная по косой, они легко принимают  заданную форму и драпируются. Для  достижения оригинального эффекта  края лент распускают в виде бахромы.

    • Синтетические ленты

Эти ленты грубее и тяжелее  шёлковых. Они значительно более  упругие и почти не мнутся. Ленты  из полиэстера или ацетатного шёлка  часто выпускают с кромкой, в  которую вплетены тонкие жесткие  нити, позволяющие держать заданную форму.

    • Хлопчатобумажные ленты

Как правило, эти ленты  применяют при изготовлении дамских  шляпок и не используют в вышивке.

    • Атласные ленты

Атласные ленты могут  быть из шёлковой или синтетической  ткани. Их свойства обусловлены особым переплетением нитей. Сравнительно недорогие двусторонние атласные ленты  незаменимы для техник, при которых  ленты изгибают, демонстрируя обе  стороны, незначительно отличающиеся по цвету. Ленты, имеющие чётко выраженные лицевую и изнаночную стороны, при  сложении также придают вышивке  особое очарование.

      • Прозрачные ленты

Фантазийные прозрачные ленты  из блестящей органзы или жоржета  довольно сложны в обращении, но в  готовом изделии выглядят очень  эффектно.

    • Фактурные ленты

К фактурным относятся  ленты из бархата с длинным  ворсом или вельвета. Благодаря своему изысканному внешнему виду они обогащают  и разнообразят узор.

      •   Ленты, окрашенные вручную

Эти ленты бывают нескольких видов: с рисунками, одноцветные  с плавными тональными переходами, многоцветные… Вышивка многоцветными  лентами будет смотреться очень  оригинально, но, если необходимо придать  работе особое изящество, воспользуйтесь лентами с тональными переходами  в пределах одной цветовой гаммы.

Хранение лент

Ленты из чистого шёлка  легко путаются и портятся. Важно  не только правильно хранить их, но и раскладывать в шкатулке для  рукоделия так, чтобы было легче  находить нужный цвет. Предпочтительно  наматывать ленты на круглые стержни: катушки, картонные сердечники с  прорезями для закрепления концов, стержни от рулонов бумаги для  факса. Если наматывать ленты на плоские кусочки картона, ленты помнутся на сгибах и перед вышиванием их придётся гладить.

 

2. 4 Иглы, пяльцы и ткани

 

Размеры игл обозначают номером. Чем меньше номер, тем толще игла. Лента легко должна проходить  через отверстие, проделанное иглой  в ткани, и полностью расправляться  после выполнения шва. Вышивание  слишком тонкой иглой подвергает ленту сильному износу. Рекомендации по использованию игл приводятся инструкциях к каждому узору. От правильного выбора вида и размера  иголок зависит результат работы. Лучше выбирать шенильные иглы: с  их помощью удобнее продёргивать ленту через ткань, не повреждая  её. У шенильных игл толстое  тело, большое ушко, острый кончик; они  бывают разных размеров. Эти иглы раздвигают в стороны волокна ткани, благодаря  чему лента проходит сквозь неё беспрепятственно. Острый кончик иглы почти не наносит  ущерба ленте при прокладывании  ленточных стежков, какими пользуются только в данном виде рукоделия. Размер иглы подбирают в зависимости  от ширины ленты; от размера иглы зависит  то, как стежок разместится на ткани. Если взять большую иглу и узкую  ленту, вышить стежок на ткани   будет  сложнее.

Информация о работе Бизнес-план по организации кружка вышивки «Волшебная лента» на базе МБОУ «Соколовская средняя школа»