«Эволюция управленческой мысли» и функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.
Цель данного реферата: Изучение «Эволюции управленческой мысли» и функции управления.
Задачи:
Определение «эволюции управленческой мысли»;
Выявление общих функций управления.

Содержание

Введение 3
Что такое «эволюция управленческой мысли» 4
Цели, функции и методы управления персоналом 6
Общие функции управления 11
2.1 Конкретные функции управления 15
2.2 Взаимосвязь функций управления 17
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Теория управления.docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

Социологические методы — методы социологического исследования, в том числе и социометрические.

Программно-целевые  методы — методы, в которых применяется  специальная матрица, состоящая  из 4 столбцов (исполнители, ресурсы, сроки, цели) и неопределенного количества строк (мероприятия) в зависимости  от объема выполняемых работ.

Проблемно-ориентированные  методы — методы, которые используются в сложных нештатных ситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийные бедствия, аварии, чрезвычайные ситуации, конфликты). В  таких ситуациях основной критический  ресурс — время, на первый план выходит  умение оперативно управлять временем. Специальные тренировки, сборы, тренинги позволяют скоординировать действия подразделений и руководства  в нештатных ситуациях, выявить  и проанализировать ошибки в ответных действиях.

9

Коммуникативные методы — методы симметричной и асимметричной  коммуникации, целью которых является создание благоприятной коммуникативной  обстановки в организации и сферах ее взаимодействия с компонентами внешней  среды по вопросам управления персоналом.

Имиджевые методы —  методы, основывающиеся на активном применении технологий интегрированных коммуникаций для создания положительного образа организации в глазах ее внешней  и внутренней общественности. К интегрированным  коммуникациям относят: паблик рилейшнз, рекламу, маркетинг, брендинг, промоушн, директ-мейл, спонсоринг, мифодизайн и  др.

Следует заключить, что методы управления персоналом разнообразны по своей природе, но, несмотря на это  должны все-таки находиться в постоянном динамическом равновесии в зависимости  от реальных условий на каждом этапе  развития социально-экономической  системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

    1. ОБЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Основополагающие функции  управления, которые раскрывают содержание процесса управления любой организации  вне зависимости от ее особенностей (размера, названия, формы собственности) и определяют специфику управленческой деятельности, называются общими, основными функции управления. Общие функции управления являются обязательными также при осуществлении всех других функций управления.

Впервые разработку общих  функций выполнил Анри Файоль. По его  утверждению, "управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать". Другие авторы предложили иные названия этих функций. Обзор современной  литературы позволяет сделать вывод, что наиболее последовательно и  обосновано содержание управления представлено в концепции менеджмента, разработан- ной Э.М.Коротковым: В соответствии с этой концепцией основой любого управления служит предвидение (планирование), организация, контроль.

Планирование - это определяющая и ведущая функция управления. Планирование осуществляет постановку целей и задач управления, определяет пути и средства их достижения. Оно выражается в конкретных расчетах, заданиях и показателях. Результатом реализации этой функции выступают бизнес-планы, сбалансированные по всем видам ресурсов.

Функция планирования по своей сущности отвечает на вопросы, касающиеся фактического состояния и возможностей организации, ее реально достижимых целей и конкретных путей их реализации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которых руководство обеспечивает объединение усилий всех членов организации, направленных на достижение ее общих целей. Планирование - непрерывный процесс в силу того что при достижении одних целей заново определяются другие, а также вследствие того, что с изменениями окружающей среды цели пересматриваются и согласуются с реальностью. Функция планирования пронизывает все виды управленческой деятельности.

11

Планирование в организации  делится на два вида: перспективное (долгосрочное) и текущее. Перспективное  планирование в современных условиях часто приобретает черты стратегического  планирования или более того - стратегического  управления

Процесс текущего планирования начинается после одобрения варианта перспективного плана. На его основе происходит распределение заданий  отдельным подразделениям организации.

Организация как функция является базисной функцией менеджмента. В широком смысле - это вид деятельности управленческого персонала, направленный на обеспечение нормального функционирования предприятия (фирмы, корпорации). Ее задачи - определение круга работ по осуществлению намеченных планов; определение характера связей (взаимоотношений) между производственными и управленческими подразделениями, а также между отдельными участками процесса управления; установление прав и обязанностей должностных лиц и исполнителей. В содержание этой функции входит проектирование процесса труда вплоть до разделения работ на отдельные операции, установление прав и обязанностей должностных лиц и исполнителей, определение характера взаимоотношений между подразделениями, а внутри них - между участниками совместного труда. Поскольку все работы на предприятии выполняют люди, то важным аспектом данной функции является определение исполнителя каждого конкретного задания, включая деятельность по управлению (подбираются исполнители для конкретной работы, им выдаются задания и полномочия или права по использованию ресурсов предприятия). Концепция внесения систематического начала в деятельность людей может быть расширена до создания структуры организации в целом.

Контроль - составная часть оперативного управления. Он имеет большое значение для создания информационной базы, обеспечивающей обоснованное принятие новых решений по определению цели и выработке плана. Контроль является средством обратной связи в системе управления.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение организацией

12

поставленных целей. Он позволяет  установить, насколько точно достигнуты запланированные на определенный период цели. Он служит средством измерения  того, что было в действительности получено по сравнению с ожидаемым  результатом. Функция контроля связана  с учетом и анализом. Учет во многих случаях является средством контроля. А на основе анализа оценивается  состояние объекта управления, результаты решения поставленных задач и  потенциальные возможности.

Принято различать три  вида контроля: предварительный, текущий  и заключительный.

Предварительный контроль начинается до решения управленческих задач, т.е. до начала работ. При этом виде контроля анализируются все виды ресурсов организации.

Текущий, или оперативный, контроль осуществляется от начала хозяйственной  операции до момента достижения требуемого результата. Цель текущего контроля - вовремя  обнаружить отклонения от намеченных планов, чтобы не допустить серьезных  ошибок и сбоев в деятельности организации.

Заключительный контроль ставит своей целью помочь предотвратить  ошибки в будущем. В рамках заключительного  контроля обратная связь используется после того, как работа вы - полнена.

Активизация - это достижение целей организации на основе обеспечения полноценной отдачи от каждого работника предприятия и слаженной работы всего коллектива. В содержание функции активизации входят разработка и осуществление мероприятий, направленных на то, чтобы система поощрения коллективов и отдельных работников соответствовала задачам и особенностям каждого этапа развития экономики. Основная задача данной функции - применение максимально эффективных форм стимулирования, позволяющих полнее раскрыть возможности исполнителей, повысить их трудовую активность.

Активизация, т.е. создание внутреннего  побуждения к действиям, является результатом  влияния сложной совокупности потребностей, которые постоянно 

13

меняются. Активизация работников для эффективного осуществления  их деятельности предполагает правильное определение реальных потребностей людей и способов их удовлетворения через хорошую работу.

К основным функциям относят  также функции регулирования, координации  и исследования.

Регулирование - это действия по устранению отклонений от объективно обусловленных режимов функционирования, обеспечение естественных возможностей проявления закономерных процессов и тенденций. Регулировать - это значит действовать по объективным законам, поддерживать режим деятельности в рамках существующих законов и закономерностей. Таким образом, регулирование как вид управленческой деятельности направлено на поддержание требуемого соответствия между различными элементами системы, на ликвидацию возможных отклонений от плановых заданий, графиков, норм выработки. В этом плане регулирование является частью текущего координирования.

Координация - это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними и налаживания взаимодействия различных подразделений (отделов, служб) в системе организации.

Исследование. Современное управление немыслимо без проведения работ по исследованию результатов всех видов деятельности организации. Это вызвано условиями конкуренции, темпами технического и технологического развития, сложностью современной общественной и социально-экономической обстановки.

Однако основные функции  не отражают обязательную последовательность действий, не характеризуют процесс  деятельности. Последовательность действий в управлении отражают процессуально-содержательные функции управления: целеполагание, определение ситуации, определение  проблемы, осуществление решения  проблемы (перевод управляемой системы в новое состояние).

14

С целеполагания начинается процесс управления. Именно целеполагание  определяет всю последовательность действий. Определение ситуации - это  распознавание и оценка положения, в котором находится организация. Другими словами, оценка состояния  управляемой системы относительно цели управления. Из неадекватности цели и ситуации вытекает проблема, противоречие, которое необходимо разрешить в  первую очередь. Затем находится  решение проблемы. 

2.1 Конкретные функции управления

Конкретные функции присущи  тем или иным объектам, сферам, стадиям  деятельности организации и характеризуют  их специфику. В условиях функционирования предприятия, фирмы эти объекты, сферы, стадии, этапы воздействия  выступают обособленно, а управление ими выделяется в качестве конкретных или специфических функций управления организацией.

В связи с тем, что носителями конкретных (специфических) функций  управления являются части управляющей  системы, главным вопросом при классификации  конкретных функций служит выделение  структурно обособленных стадий, этапов или объектов процесса управления.

Так, производственно-хозяйственная  деятельность организации может  быть подразделена на следующие стадии и этапы.

Подготовительная стадия (три этапа):

1. Научно-техническая подготовка  производства.

2. Экономическая подготовка  производства.

3. Социальная подготовка  производства.

Производственная стадия (три этапа):

1. Основное производство.

2. Вспомогательное производство.

3. Обслуживающее производство.

Заключительная стадия (два  этапа):

1. Реализация продукции.

15

2. Финансовая деятельность.

Обособившиеся этапы производственно-хозяйственной  деятельности представляют собой объекты  управления. В свою очередь, каждый из этих этапов может быть представлен  более мелкими структурными объектами  управления.

Установление количественного  состава объектов управления является основанием для определения конкретных функций, соответствующих каждому  выделенному объекту управления

Наиболее распространенной классификацией конкретных функций  по стадиям и этапам производственно-хозяйственной  деятельности организации является следующая: управление научно-технической  подготовкой производства; управление основным производством; управление вспомогательным  и обслуживающим производством; управление качеством продукции; управление персоналом; управление трудом и заработной платой; управление маркетингом; управление материально-техническим обеспечением; управление финансами и кредитом; управление сбытом продукции; управление капитальным строительством; управление социальным развитием; управление внешнеэкономической  деятельностью; управление охраной  окружающей среды; управление менеджментом.

Конкретные функции на предприятии осуществляют организационно обособленные подразделения. Так, функцию  управления научно-технической подготовкой  производства выполняет технический  отдел; функцию управления основным производством - планово-производственный отдел; управление вспомогательным  и обслуживающим производством - отдел главного механика и энергетика; управление качеством продукции  осуществляет отдел технического контроля. К реализации остальных конкретных функций привлечены отделы кадров, труда и заработной платы, маркетинга, материально-технического обеспечения, главной бухгалтерии и финансов, сбыта продукции, социального развития, управления внешнеэкономической деятельностью, охраны окружающей среды и менеджмента.

Информация о работе «Эволюция управленческой мысли» и функции управления