Теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:47, доклад

Краткое описание

понятие организации Организация группа людей работающая вместе для достижения значимой для всех целей. Организации бывают формальные ( юридически зарегистрированные) не формальные ( не имеющие юридического лица) Не формальные ор-ции бывают 2 типов 1 тип это когда специалисты одной или нескольких организаций обьединяются для выполнения какой либо работы 2 тип внутри каждой организации существует группы которые связаны общим интересом в каждой группе появляется лидер ,при беседе затрагиваются вопросы касающихся работы, руководитель должен контролировать , то есть собирать информацию ,и направить в определенное русло. Организация это сложная система потому, что она имеет не одну цель, а несколько( основная цель получить прибыль, другая усовершенствовать технологию производства) цели маленькие не должны идти в разрезе главной цели.

Вложенные файлы: 1 файл

теория организации .docx

— 86.56 Кб (Скачать файл)

27. ЗАКОН ИНФОРМИРОВАННОСТИ 

 Закон информированности  - упорядоченности (утверждает: чем  большей объективно необходимой  информацией обладает организация  о внутренней и внешней среде,  тем больше порядка и организованности  в ее построении функционировании). Упорядоченность включает такие  категории как четкое обозначение  границы системы, ее структуру,  взаимосвязь и взаимодействие  структурных элементов. Информация  характеризует совокупность практических  сведений и научных знаний  о любом объекте природы и  общества, включая способы обмена, передачи и хранения этой информации.  Таким образом, наличие и получение  нужного объема достоверной информации  снижает уровень неопределенности  организации как целостного образования,  как системы. Этим самым она  повышает уровень организованности  структуры и связей в системе,  продвигая ее от состояния  хаоса к состоянию упорядоченности.

28. ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ И  ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ Организация  представляет собой результат  действия противоречивых сил,  соотношение которых систематически  меняется.Когда силы устанавливаются равномерно и на них не действуют ни внутренние, ни внешние возмущения, элементы системы находятся в равновесии, и уровень организованности достигает наивысшего предела.Это и есть состояние упорядоченности наивысшей организованности.С точки зрения предприятия это означает, что элементы, его образующие, соответствуют характеру и объемам выпускаемой продукции, технический уровень и применяемая технология соответствуют уровню научно-технического прогресса, производительность труда – техническому уровню предприятия и численности занятых.Следовательно, упорядоченность как выражение уровня организованности – результат равновесного состояния элементов системы.Закон пропорциональности определяет зависимость между организованностью системы и тем, что между каждым из входящих в нее видов элементов, самими элементами и между характеристиками элементов существуют определенные количественные и качественные соотношения.Законом пропорциональности определяется такая соразмерность частей, объединяемых в целом, при которой достигается эффект синергии.Требованием закона является приведение в соответствие одной части при изменении размера или характеристики другой, сопряженной части.Для производственных систем это означает необходимость если не одновременного, то взаимосвязанного решения вопросов структуры производства, производственной и управленческих структур, поскольку изменения в одной из них влияют на остальные.Диспропорции в структуре управления влекут за собой потерю управляемости.Однако вопреки представлению о пропорциональности исходные пропорции могут и должны нарушаться, когда по мере роста организации на разных этапах развития возникают новые приоритеты, требующие перераспределения ресурсов для их концентрирования в новых точках роста.Всякая система динамична, и ее элементы находятся в функциональном состоянии. Как качественные, так и количественные соотношения постоянно меняются, поэтому уровень упорядоченности не может оставаться неизменным.Если возмущения, противоречащие сложившемуся внутреннему порядку, будут продолжать действовать с нарастающей силой, равновесие между элементами, сложившееся ранее, утратится, а вместе с этим исчезнет и внутренняя устойчивость системы.Равновесие – понятие емкое. В данном случае прежде всего имеется в виду функциональная пропорциональность, т. е. соотносительность выполняемых работ каждым элементом системы.Например, организация производства предусматривает определенное число цехов, необходимых для производства продукции, соответствующее технологическое оборудование, уровень научно-технического прогресса, транспортные средства, энергетические мощности и т. д.Если такого соответствия не будет, не будет и равновесия в производственной системе, окажется недостаточным требуемый, уровень организованности.

 

29. ЗАКОН ЕДИНСТВА АНАЛИЗА  И СИНТЕЗА   Суть закона состоит  в том, что процессы формирования  и преобразования организационных  систем заключается в деятельности  по разделению сложной системы  на составные элементы и последующему  их объединению в новые эффективные  системы, имеющие новые цели  и решающие новые задачи. Анализ- это мысленное, концептуальное или реальное разложение или расчленение объекта на составные элементы. Синтез- характеризует мысленное, концептуальное или реальное соединение, объединение различных элементов объекта в единое целое. Задача анализа состоит в познании закономерностей, свойств, взаимосвязей частей целого, особенностей их функционирования в заданной структуре этого целого.  Задача синтеза заключается в созидательной деятельности. А именно, путем объединения разделенных анализом элементов системы, дополнения нужных и исключения не нужных элементов для решения задач системы, а так же установления эффективных связей между ними и соответствующих функций,- создание новой или усовершенствованной организационной системы.

 

30  Специфические  законы социальной организации. Специфические законы отражают: неразрывную связь всех звеньев организации; пропорциональность производства и управления; переход от администрирования к стратегическому планированию; упреждающее управление; воздействие технологических новаций на развитие социально-экономических организационных систем; требования экономии времени и интеллектуального ресурса персонала организации. Закон своеобразия. Предусматривает существование для каждой организации наилучшей и только ей присущей структуры производства и управления.Закон социальной гармонии. Ориентирует к тому, что в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря повышению их эмоционального уровня и активизации трудовой деятельности. Закон социальной загрузки. Устанавливает, что для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности.Сфера действия электронной коммерции постоянно расширяется. В Российском Интернете действуют две виртуальные юридические фирмы. Закон эффективного восприятия и запоминания информации. Предполагает, что процессы восприятия и запоминания информации реализуются наиболее эффективно, если они приближаются к процессу мышления. Закон эффективного осмысления. Координирует на эффективное осмысление нового, это возможно только при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике. Закон установки. Ориентирует, что любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился.Закон устойчивости информации. Предполагает, что первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная информация о том же событии. Закон доходчивости информации. Предусматривает, что доходчивость сообщения выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации. Из законов организации вытекают принципы оптимизации функционирования системы управления и повышения эффективности деятельности людей в организации. Изучая законы и принципы организации, следует помнить, что они будут эффективно работать только в том случае, если руководитель сможет найти их разумное сочетание, выделить главный закон и подчинить ему все другие законы и принципы организации управленческого труда.

 

31. Законы организации  и законы для организации будут эффективно работать на организацию, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделит главный на текущий момент закон и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.

 Закон информированности  - упорядоченности, закон самосохранения  и закон развития – это функциональные  законы, связанные с организацией  как с процессом. Закон синергии, закон единства анализа и синтеза  и закон композиции и пропорциональности  – это структурные законы, связанные  с организацией как явлением. Принцип единства дает подход  для эффективного использования  приведенного набора законов.  Этот подход состоит в следующем.Законы имеют объективный характер и поэтому будут выполняться независимо от нашего желания, т.е. набор элементов (законов) уже задан. Задачи руководителя: из списка целей организации выявить основную (на месяц, квартал, год);выбрать из набора главенствующий закон, которому следует уделить основное внимание;подчинить реализацию остальных законов главенствующему;добиться соответствия законов друг другу путем установления пропорций, приоритетов и сроков их выполнения.Законы оказывают друг на друга как положительное, так и отрицательное влияние.Принцип единства дает подход для эффективного использования приведенного набора законов. Этот подход состоит в следующем.Законы имеют объективный характер, и поэтому будут выполняться независимо от нашего желания, т. е. набор элементов (законов) уже задан. Задачи руководителя:- из списка целей организации выявить основную (на месяц, квартал, год); - выбрать из набора главенствующий закон, которому следует уделить основное внимание; - подчинить реализацию остальных законов главенствующему;- добиться соответствия законов друг другу путем установления пропорций, приоритетов и сроков их выполнения.Не выполнение принципа единства приводит к ухудшению показателей производственно-хозяйственной деятельности.

 

32. Жизненный цикл  организации – предсказуемые изменения с определенной последовательностью в течение времени.Жизненный цикл продукции – временной интервал, включающий в себя несколько стадий, каждая из которых отличается характером процесса изменения объема производства во времени.Выделяют полный жизненный цикл продукции – включает в себя время создания, продолжительность впуска и время эксплуатации потребителем; жизненный цикл продукции в сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления.Понятие жизненного цикла необходимо для рассмотрения прохождения продукта через этапы рождения, формирования, роста, зрелости и упадка. В основе таких моделей лежит идея о том, что организация идет по пути из трех этапов: рождение, юность и зрелость, старение организации. Практический смысл моделей жизненного цикла организации состоит в подробном определении фаз, из которых складывается каждая из стадий жизни организации.Фаза 1 – рождение организации. Характерно определение главной цели; основная задача – выход на рынок; организация труда – стремление к максимальному увеличению прибыли. Фаза 2 – детство и юность. Главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание за счет жесткого руководства; основная задача – укрепление и захват части рынка; организация труда – планирование прибыли, увеличение жалования. Фаза 3 – зрелость. Главная цель – систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий; основная задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов; организация труда – разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат. Фаза 4 – старение организации. Главная цель – сохранить достигнутые результаты; в области руководства эффект достигается за счет координации действий; основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях. Фаза 5 – возрождение организации. Главная цель в обеспечении выживания по всем функциям; главная задача – омоложение; в области организации труда – коллективное премирование.

33. Организационное  проектирование – метод формальной организации целостных систем, обладающих высокой надежностью, устойчивостью и экономичностью. Цель организационного проектирования заключается в разработке новых организационных систем или предложений по изменению существующих.Предметом организационного проектирования являются новые структуры, системы, управляемые процессы. Организационное проектирование настроено на создание новых объектов, модификацию существующих и коренную реконструкцию объектов и процессов.Этапы организационного проектирования: 1. Предпроектный (исследовательский) – включает в себя проведение прикладных исследований, анализ работ и предварительную оценку эффективности организационных решений. Ключевым моментом исследования является моделирование – адекватное замещение реального объекта моделью, которая более удобна для изучения поведения и свойств реального объекта. Модели используются для моделирования функций, структур и процессов развития. Моделирование развития – описание изменения структуры и функций моделируемого объекта во времени.Модернизация – усовершенствование объекта в соответствии с современными требованиями.Реконструкция – перестройка объекта с целью его улучшения. Коренная реконструкция предполагает большой объем работы по совершенствованию технологий производства, замене средств труда и организации производственного процесса.Реорганизация – перестройка объекта на новых началах.2. Этап технического проектирования – предполагает выбор окончательного варианта организационного решения.3. Этап рабочего проектирования – заключается в разработке конкретной рабочей документации и экспертизы проект. Главной целью экспертизы является оценка качества проекта с точки зрения соблюдения определенных правил и требований и предотвращения экономических потерь. Экспертизу производят специалисты высокой квалификации определенного профиля деятельности, а так же ученые, имеющие практический опыт в данной сфере. Экспертизу проводят применяя качественные оценки (соответствует или не соответствует; допустимо или не допустимо), а так же на основе расчета количественных показателей. Факторы проектирования организаций — это параметры внешней и внутренней среды, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры.В самом общем виде мы можем выделить четыре группы факторов:• внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;• технология работ и тип совместной деятельности; • особенности персонала и корпоративной культуры;• прототипы и уже существующие, и показавшиеся себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.К факторам внешней среды относятся:• сложность внешней среды, которая определяется количеством и степенью схожести факторов, влияющих на организацию;• динамизм внешней среды, который связан со скоростью изменения факторов, влияющих на организацию извне.

34. Органический  подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется не рутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям. Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение

 

 

 

35.Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом – руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами одно родной и несложной технологии. Функциональная структура управления характеризуется созданием звеньев управления по функциям объекта и функциям собственно управления. Управление в этом случае осуществляется функциональными звеньями Они передают нижестоящей ступени управления или непосредственно звеньям производства обязательные для выполнения решения. Следовательно, управление дифференцируется по функциям и осуществляется функциональными звеньями, а управленческие решения, вырабатываемые ими, поступают к исполнителям непосредственно, не по прямым, а по перекрестным связям.Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация). Дивизиональная структура - это внутреннее строение организации, при котором в рамках функциональных подразделений (производство, сбыт и др.) создаются более мелкие образования, выделяемые уже не по функциям, а по видам продукции, типу клиентов или географическим регионам. При этом задачи, общие для всей организации, - управление персоналом, юридические вопросы, финансы и др. - возлагаются на функциональные подразделения фирмы.Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функциональных структур. Необходимость их реорганизации была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов, диверсификацией и интернационализацией их деятельности. В условиях динамично изменяющейся внешней среды невозможно стало управлять из единого центра непохожими друг на друга или географически удаленными подразделениями компании. МАТРИЧНАЯ ОСУ В ТАКИХ СТРУКТУРАХ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ, ЛИНЕЙНЫЕ СВЯЗИ ДОПОЛНЯЮТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ, ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВЗАИМОСОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.В ДОПОЛНЕНИЕ К ОБЫЧНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КООРДИНИРУЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАЗРАБОТОК.Структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю, функциональной службы, представляющей персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта, наделенного полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Проектная структура – временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработка проекта и его реализация). Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе (например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий т.п.). Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями и несет ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходованием ресурсов и за материальное поощрение работающих.

Информация о работе Теория организации