Теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:47, доклад

Краткое описание

понятие организации Организация группа людей работающая вместе для достижения значимой для всех целей. Организации бывают формальные ( юридически зарегистрированные) не формальные ( не имеющие юридического лица) Не формальные ор-ции бывают 2 типов 1 тип это когда специалисты одной или нескольких организаций обьединяются для выполнения какой либо работы 2 тип внутри каждой организации существует группы которые связаны общим интересом в каждой группе появляется лидер ,при беседе затрагиваются вопросы касающихся работы, руководитель должен контролировать , то есть собирать информацию ,и направить в определенное русло. Организация это сложная система потому, что она имеет не одну цель, а несколько( основная цель получить прибыль, другая усовершенствовать технологию производства) цели маленькие не должны идти в разрезе главной цели.

Вложенные файлы: 1 файл

теория организации .docx

— 86.56 Кб (Скачать файл)

19 Многомерна организация. Многомерные организа-ции — это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях). обеспечивают свою производственную деятельность необхо¬димыми ресурсами;производят для конкретного потребителя, рынка или террито¬рии конкретный продукт или услугу;обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслу¬живают конкретного потребителя.Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в от¬дельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.Особенности многомерных организаций:бюджеты подразделений разрабатываются самими подразде¬лениями, руководство инвестирует в них средства (дает день¬ги взаймы);

в многомерных организациях нет двойного подчинения, как в  двумерной матричной модели, руководство  группы едино;отсутствует необходимость проведения каких либо реоргани¬заций взаимосвязей автономных групп, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;каждая часть организации в принципе может быть полностью автономной, занимаясь и набором кадров, и продажами гото¬вой продукции и т.д.;основной показатель эффективности работы автономных групп — получаемая прибыль; что упрощает анализ и конт¬роль за деятельностью групп, снижается бюрократизация и упрощается система управления.

20Партисипативная  рганизация. Партисипативные орга¬низации — это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их тру¬да, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут:участвовать в принятии решений;участвовать в процессе постановки целей;участвовать в решении проблем организации.

Им дано право:выдвигать предложения;вырабатывать альтернативы решений проблем;выбирать окончательное решение.В традиционных организациях руководитель принимает решения, а работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий (по системе «елочка» или «матрешка»). В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения (вкла¬да) руководителя и вклада работников.Примеры форм взаимодействия руководства и работников:советы по научно-технической политике (например, со¬став: руководитель подразделения, руководитель НИОКР, бригадиры рабочих участков);технико-экономические советы (например, состав: руко¬водители подразделений, начальники цехов, руководители кружков качества, бригадиры рабочих участков);

советы по планированию сбыта (например, состав: руково¬дители подразделений, начальники отделов маркетинга и сбы¬та, представители кружков качества);

кружки качества (бригадиры, работники, представители технико-экономического совета);целевые, антикризисные комитеты, комитеты по набору кадров;

конфликтные комиссии (высшее руководство, руководство среднего звена, независимые эксперты, представители  круж¬ков качества и работники).

Решения советов, комитетов, кружков качества, конфликтных ко-миссий, как правило, являются обязательными для руководителей, при которых они создаются. Одновременно они несут ответствен-ность за принимаемые решения. Очень важно обеспечить баланс власти между советами, комитетами, комиссиями и руководителя-ми, при которых они создаются. Партисипативные структуры рас-пространяются на часть или отдельные уровни управления орга-низацией.

 

 

 

 

21 Сетевые организационные  структуры управления.Организационная структура управления -- это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом Звено управления -- обособленное подразделение со строго определенными функциями. Звеном управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К звену управления относят и руководителей. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям, коммуникациям. По содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:1связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов;2отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие этажность ее строения;3соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

22 Виртуальные  корпорации. Виртуальная корпорация - это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам. Динамичная сеть выступает как единое предприятие, использующее возможности самых современных информационных и коммуникационных технологий.Базовая цель виртуальной корпорации - объединение ключевых технологий и компетенций для того, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос на потребительском рынке. Она появляется в нужное время, в нужном месте для реализации возможностей и потом исчезает..Виртуальная корпорация (ВК) представляет собой электронное объединение капиталов (ресурсов) различного типа – финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) в интересах выполнения сложных уникальных проектов, создания продукции мирового класса и максимально полного удовлетворения требований заказчика. Она способствует решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики:1) привлечению капитала для выполнения уникальных проектов или распределению бизнес-процессов с целью повышения конкурентоспособности продукции;2) распределению риска в инвестиционных проектах.ВК характеризуется определенной независимостью от участников (возможностью легкой смены партнеров), наличием опосредованного механизма управления (делегированием полномочий), переходом от индивидуальной к коллективной ответственности партнеров. Она предполагает договорные взаимоотношения между всеми узлами организационной сети и формирование их совместной собственности. Нередко ВК формируется в виде материнского виртуального предприятия с сетью дочерних виртуальных филиалов, отделений и т.п.. Группы работников, объединенные с помощью компьютерных сетей, способны участвовать в едином производственном процессе, не только находясь в одном месте, но и одновременно в разных местах, разбросанных по всему миру. Отличительными чертами ее являются:непостоянный характер функционирования;осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций; взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью;образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным;договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.Выделяют 3 вида виртуальных предприятий:1с централизованным типом управления, при котором координирующие функции передаются «головному» предприятию, а знания и ресурсы доступны всем «агентам»;2с распределенным типом управления, где знания и ресурсы распределяются между «агентами», но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликтных ситуациях;3с децентрализованным типом управления, при котором все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между «агентами». 

23.Понятие зависимости  закон закономерности.

В процессе функционирования организаций возникает большое  количество самых разнообразных  устойчивых и неустойчивых связей. В подавляющем большинстве эти  связи подчинены социальным законам  и закономерностям.  Зависимость  – основа формирования закона, показывающая связь между входным воздействием и результатом его преобразования. Зависимости делятся на объективные (формируется независимо от воли и  сознания людей) и субъективные (вырабатываются руководителем или специалистами  для реализации каких-либо целей). Зависимости  могут быть кратковременными и долговременными.Также зависимости можно разделить на моральные (связаны с соблюдением в обществе норм поведения) и аморальные (связаны с обычаями, которые нарушают международные права человека);  на общие и частные; детерминированные и вероятностные.Зависимости определяют практически все решения и поступки  человека. Разновидностью зависимости является закон Закон — это зависимость, обладающая одной из следующих характеристик: - закреплена законодательно (в различных нормативно-правовых актах);   - является  общепринятой  нормой  для большой группы  людей и организаций (нормы Библии, Корана, Талмуда и т.д.);   - признается  авторитетными учеными (синергия,  пропорциональность  и композиция и т.д.). Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.Любой закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия — это формирование зависимости выходных параметров от входных, определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования понимается  как набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.  Применительно к социальным организациям под законом понимается устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Социальные законы определяют отношения между людьми и группами и проявляются в процессе их деятельности. В соответствии с социальными законами складываются отношения между организациями и людьми, работающими в этих организациях.  Выделяют следующие виды законов: - Законы строения организаций: целостности, пропорциональности и композиции, иерархичности.- Законы функционирования и развития организаций: необходимого разнообразия, самоорганизации, самосохранения, синергии, информированности-упорядоченности, развития. - Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций: социальной гармонии, оптимальной загрузки, эффективного восприятия и осмысления, установки, устойчивости и доходчивости информации и др

 

 

 

 

24 . Закон синергии:

Сущность: Сумма свойств  элементов организации  меньше  суммы  свойств  самой организации. Новые свойства организации возникают  на основе свойств элементов  системы  и в результате их  взаимодействия  и  взаимосвязи  эти  свойства  обеспечивают синергетический эффект. Он может быть положительный или  отрицательный.Формулировка:   «Для   любой   системы   (технической,   биологической   или социальной) существует  такой набор ресурсов,  при котором её  потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов,  входящих  в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.)  либо  существенно меньше».На  практике  эффект  положительной и отрицательной синергии  проявляется достаточно  редко.  Это объясняется очень редким  сочетанием  высочайшего управленческого профессионализма руководителя и длительного периода везения (удачи). Чаще можно наблюдать средние ситуации  между эмерджентностью  и синергией. Однако знание закона синергии может активизировать  деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов. Результаты закона зависят от состояния трех сред: -руководителя –подчиненных -внешней среды по отношению к закону синергии…

25  ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ  Закон самосохранения, как и основной, относится к общим законам  организации. Согласно закону  самосохранения любая организационная  система стремится сохранить  себя как целостное, устойчиво  функционирующее образование в  условиях воздействия разрушающих  факторов внутренней и внешней  среды путем экономного расходования  всех своих ресурсов и потенциала. Закон самосохранения проявляется во всех организациях природы и общества, что характеризует его всеобщность. В теории организации закон самосохранения и механизм его проявления характеризуются такими ключевыми категориями, как выживание, равновесие и устойчивость. Самосохранение как основополагающий принцип закона выражается способностью организации к выживанию, поддержанию ее целостности через сохранение равновесия и устойчивости в системе. Для этого организация использует внутренние ресурсы и потенциал. Такая трактовка позволяет дать закону символическую математическую интерпретацию:(С-Р)>1 где С — потенциал (ресурс), способствующий самосохранению и развитию системы, а Р — потенциал, способствующий разрушению системы. Стремление к выживанию непосредственно связано с принципом равновесия. В процессе функционирования системы происходит непрерывное воздействие на нее факторов внешней среды. Они оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние системы. Чаще всего они ведут к нежелательным последствиям. А именно, они приводят к нарушению равновесия ресурсов и сил в системе. А это чревато разрушением системы или снижением ее активности. Поэтому организационные системы стремятся к восстановлению равновесия. Однако, как показывает организационный опыт, такого идеального равновесия системы редко достигают. Принципиальным положением выживания и равновесия системы в условиях внутреннего и внешнего воздействия факторов является сохранение ее устойчивости. Под устойчивостью позиции закона понимается способность системы к пребыванию в течение длительного времени в состояниях, близких к равновесию, стабильному состоянию.Способность системы сохранять устойчивость не безгранична. Она проявляется лишь в конкретных границах, обусловленных свойствами ее структурных элементов. Выход за эти пределы ведет к нарушению функционирования системы и, возможно, к ее разрушению.

 

26. ЗАКОН РАЗВИТИЯ Любая  организация в процессе своего  существования претерпевает определенные  изменения, характеризующиеся изменением  ее внутренних свойств и характеристик,  совершенствованием функционирования, переходом от одного качественного  состояния к другому.Причинно-следственную связь между возможностью получения синергетического эффекта и временем функционирования организации выражает закон развития, или онтогенеза, организации.Следует различать понятия «функционирование» и «развитие системы».Самосохранение организации обеспечивает возможность ее функционирования и одновременно создает возможность для развития.Под функционированием подразумевают процессы, которые происходят в системе стабильно и реализуют фиксированную цель. Развитием называют то, что происходит с системой при изменении или корректировке ее целей.Характерной чертой развития является то, что существующая структура перестает соответствовать новой цели и для обеспечения новой функции приходится изменять структуру, а иногда и всю систему.Законом онтогенеза направляется изменчивость структур в процессе развития систем: когда и какие элементы надо изъять из системы или дополнительно включить в нее.Системный подход к организации позволяет органически соединить генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.Дело генетики в том, чтобы отыскать источники, предпосылки, основы возникновения объекта, проследить, какие этапы этот объект проходил в своем становлении, каким он был и каким стал.Однако мало объяснить прошлое объекта, необходимо раскрыть, куда идет, в каком направлении движется данный объект, каковы перспективы его движения. То есть для системного подхода важны прогноз, предвидение.В онтогенезе выделяются количественная (размеры, динамика, продолжительность жизни) и качественная (появление новых функций, структур) стороны.Наиболее распространенной тенденцией организационных изменений является рост организации. Он может измеряться различными величинами:– ростом доходов;– ростом объемов выпускаемой продукции;– увеличением единиц используемого оборудования;– увеличением персонала и т. д.Развитие организации представляет собой необратимое, направленное и закономерное изменение ее характеристик и параметров.Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития системы среди других изменений.Обратимость изменений характеризует процессы функционирования и представляет собой циклическое воспроизведение постоянной системы функций.Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа.Поэтому изменения организации будут являться не проявлением внутренних тенденций развития, а возможностью приспособления, адаптации к изменившимся условиям.При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.

Информация о работе Теория организации