Юридическая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:05, дипломная работа

Краткое описание

Анализ юридической практики - необходимое условие правильного решения правотворческих проблем, укрепления законности в процессе правоприменения и правореализации.
Именно понятие ''юридическая практика'' дает возможность уяснить связи юридических норм с жизнью и их взаимозависимость. Ориентировка в той или иной степени на практику помогает законодателю осуществлять эффективное использование юридических средств в управлении обществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1. ГЛАВА 1. Понятие и сущность юридической практики.
7
1.1. Понятие и сущность юридической практики. 7
1.2. Структура юридической практики. 14
1.3. Виды и функции юридической практики.
24
2. ГЛАВА 2. Субъекты юридической практики
30
2.1. Субъекты законодательной практики. 30
2.2. Субъекты судебной практики. 35
2.3. Субъекты прокурорско-следственной практики.
43
3. ГЛАВА 3. Проблемы юридической практики, пути их разрешения.
51
3.1. Проблемы юридической практики, их виды. 51
3.2. Понятие и сущность конкуренции норм уголов-ного права. Причины их возникновения. 59
3.3. Способы разрешения коллизий норм уголовного права.
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Вложенные файлы: 1 файл

дип.раб. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА..DOC

— 991.50 Кб (Скачать файл)

Районными (городскими) судами рассмотрено с вынесением приговоров 56560 уголовных дел, что на 18,8% больше, чем в 2002 году. В кассационном порядке областными, Минским городским судами рассмотрено 9547 уголовных дел. Обжалованы приговоры (определения) районных (городских) судов в отношении 10374 человек, или 14,9% от числа привлеченных судами к ответственности. В отношении 8325 лиц приговоры оставлены без изменения (80,3% обжалованных).

В надзорном порядке областными, Минским городским судами рассмотрено 4875 надзорных жалоб, изучено 2497 дел в порядке надзора, по которым принесено 772 протеста. Рассмотрено с протестами 1183 уголовных дела.

Вышестоящими судами в кассационном и надзорном порядке отменены приговоры районных (городских) судов в отношении 618 лиц (0,9%), изменены – в отношении 1292 (1,9%) лиц.

Статистика свидетельствует, что  качество вынесенных районными (городскими) судами судебных постановлений по уголовным делам несколько улучшилось. В 2002 году приговоры отменены в отношении 851 лица (1,4%), изменены – 1517 (2,5%).

В 2003 году судами республики осуждено 65383 человека, что на 21,9% больше, чем  в 2002 году. Число осужденных за убийство возросло на 4,5%, за нанесение тяжких телесных повреждений – на 14,6%, за преступления, связанные с наркотиками, – на 14,1%, за хулиганство – на 32,8%. По-прежнему наибольшее число лиц осуждается за преступления против собственности, их удельный вес составляет 50,2% (в 2002 г. – 49,6%).

Таким образом, статистические данные показывают, что с ростом преступности возрастает и количество рассматриваемых уголовных дел, а соответственно, и нагрузка на судей. Повышается роль и значение судебной практики по уголовным делам.

Судебная практика вскрывает недостатки уголовного законодательства, указывается те его ''слабые места'', которые могут быть по-разному истолкованы. Именно поэтому большую роль играет обобщение и анализ судебной практики, проводимый Верховным Судом Республики Беларусь, на основании которого Пленум Верховного Суда принимает постановления. При анализе практики Верховный Суд стремится выявить все вопросы неоднозначного применения закона и обеспечить единство подходов судов к их решению [28, с.3].

Формирование и направление  судебной практики, обеспечение высокого профессионализма в деятельности судов по осуществлению правосудия требует соответствующего уровня аналитической работы во всех звеньях судебной системы, особенно в судах областного уровня.

В заключение необходимо отметить, что  практика рассмотрения судами уголовных дел и практика назначения наказаний как ее составляющая является фактором, прямо влияющим на состояние правопорядка в стране.

 

 

            2.3. Субъекты прокурорско-следственной  практики.

 

К субъектам прокурорско-следственной практики, призванным осуществлять деятельность по предупреждению и расследованию преступлений в Республике Беларусь, относятся:

а) органы прокуратуры Республики Беларусь и их должностные лица (прокуроры);

б) органы дознания и дознаватели;

в) органы предварительного следствия. 

В соответствии со ст. 125 Конституции  Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, проводит предварительное следствие по наиболее сложным делам, поддерживает от имени государства обвинение в судах, надзирает за соответствием закону судебных решений по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях [17, с.81].

Прокуратура - надежный и проверенный  временем инструмент надзора за соблюдением законности. Ее значение в построении правового демократического государства невозможно принизить, ибо социальная и экономическая политика страны может быть эффективной, если она опирается на закон.

Сегодня одна из главных проблем, стоящих  перед государством, прокуратурой как государственным органом, состоит в том, как снизить уровень преступности, масштабы которой чрезмерно велики. Все больше оружия, взрывчатых веществ, различной спецтехники сосредоточивается в руках преступного мира. Четко прослеживается тенденция роста организованности, консолидации и профессионализма, нарастания агрессивности преступной среды.

Несмотря на различные функции, прокурорская и судебные структуры  как государственные органы заинтересованы в скорейшем построении правового государства с минимальным количеством ошибок в своей деятельности.

К сожалению, ошибки и просчеты еще  имеют место в деятельности и  прокуратуры и судов. Это во многом объясняется недостаточным профессионализмом следователей, прокуроров и судей. В органах прокуратуры еще высок процент сотрудников, проработавших 2-4 года (более 60%). Не единичны случаи поверхностного изучения материалов уголовных и гражданских дел, недостаточно четкое знание законодательства.

В системе государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, особая роль принадлежит органам дознания. Органы дознания – это государственные структуры, на которые возлагаются обязанности по приему, регистрации и рассмотрению заявлений о совершенном, совершаемом или готовящемся криминальном деянии, производство дознания по делам, где предварительное следствие необязательно, выполнение неотложных следственных действий по делам, где предварительное следствие обязательно.

Таким образом, закон  различает деятельность органов  дознания в зависимости от того, обязательно или необязательно производство предварительного следствия по уголовному делу.

По делам, производство предварительного следствия по которым обязательно, орган дознания, возбудив уголовное дело, производит неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела передает дело следователю.

В случае если в этот срок лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях, не установлено, орган дознания обязан продолжать расследование до его установления.

По делам, по которым  производство предварительного следствия  необязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств по делу, после чего передает уголовное дело прокурору для направления в суд.

Дознание в таких случаях  должно быть закончено не позднее  одного месяца со дня возбуждения  уголовного дела.

Органами дознания в  Республике Беларусь являются:

1) органы внутренних  дел;

2) командиры воинских частей  и начальники военных учреждений, гарнизонов – по делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих; по делам о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил, в связи с исполнением служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

3) органы государственной безопасности;

4) начальники учреждений, исполняющих  уголовные наказания в виде  лишения свободы, следственных  изоляторов – по делам о  преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также по преступлениям, совершенным в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного  надзора – по делам о пожарах  и нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничных войск;

7) органы финансовых расследований;

8) таможенные органы;

9) капитаны морских или речных  судов, командиры воздушных судов,  находящихся вне пределов национальной  территории, – по уголовным делам  о преступлениях, совершенных на этих судах;

10) главы дипломатических представительств  и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных на их территории.

Закон различает понятие и компетенцию  органа дознания и дознавателя. Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество дознания и расследования.

Дознаватель – это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на осуществление досудебного производства. Он, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь только законом.

Дознаватель подразделения дознания: а) принимает предусмотренные законодательством  меры по рассмотрению заявлений и  сообщений о преступлениях и принятию по ним основанных на законе решений;               б) обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;        в)   строит свою работу так, чтобы обеспечить своевременное   проведение необходимых следственных действий по всем уголовным делам, находящимся в его производстве, путем планирования работы по каждому делу;         г) самостоятельно проводит следственные и другие процессуальные действия;   д) обращается через руководителя специализированного подразделения дознания (а при его отсутствии – лично) к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством для дачи поручения работникам соответствующих служб о проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;   е)  готовит представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Органами дознания в Республике Беларусь, которые несут основную часть нагрузки по количеству рассмотренных уголовных дел, являются подразделения Министерства внутренних дел. Подтверждая этот тезис, М.Г. Жук пишет: ''Основным органом дознания в практике выступает милиция. Ее важнейшая задача – предупреждение и пресечение преступлений, быстрое и полное их раскрытие, содействие устранению причин, порождающих правонарушения'' [24, с. 74].

Предварительное расследование уголовных  дел в Республике Беларусь осуществляют органы предварительного следствия. Органы предварительного следствия – это специальные государственные органы, созданные для проведения предварительного расследования. В пределах своей компетенции они осуществляют установленную законом деятельность по сбору, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, предъявляют обвинение лицам, в отношении которых имеются достаточные доказательства их виновности в совершении преступления [19, с.15].

Должностным лицом, которое  непосредственно осуществляет предварительное расследование уголовных дел, является следователь прокуратуры (военной, транспортной), Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности, органов финансовых расследований, причем полномочия и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности.

Следователь обязан принять исчерпывающие  меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, привлечению в качестве обвиняемого лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства о совершении им общественно опасного деяния, т.е. осуществлять уголовное преследование такого лица, и, после окончания предварительного расследования, передать, в установленном порядке, дело прокурору для направления в суд.

Перечень уголовных дел, по которым  обязательно проведение предварительного следствия, а также подследственность конкретных категорий дел следователям различной ведомственной принадлежности регулируется уголовно-процессуальным законодательством. Уголовно-процессуальный закон наделяет следователя широкими полномочиями, что позволяет ему самостоятельно принимать все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных действий. Лишь в некоторых случаях его решения приобретают законную силу после получения санкции или согласия прокурора.

Наиболее многочисленным аппаратом  следователей располагает в Республике Беларусь Министерство внутренних дел. Именно на это ведомство ложится основная нагрузка по количеству расследованных и направленных в суд уголовных дел.

Под раскрытием преступления в узком смысле понимают установление события преступления и лиц, виновных в его совершении. В широком  смысле преступление считается раскрытым с момента вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении лица или лиц, которому (которым) было предъявлено обвинение в ходе предварительного следствия.

Сложность раскрытия преступления в каждом случае индивидуальна и  зависит от ряда факторов объективного и субъективного характера (время, место и другие объективные условия совершения преступления, искусство маскировки преступника, субъективные качества следователя и т. д.). Наиболее часто самым трудоемким оказывается установление, например, орудия преступления, способа и времени совершения криминального деяния, личности преступника и сведений о нем.

Информация о работе Юридическая практика