Юридическая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:05, дипломная работа

Краткое описание

Анализ юридической практики - необходимое условие правильного решения правотворческих проблем, укрепления законности в процессе правоприменения и правореализации.
Именно понятие ''юридическая практика'' дает возможность уяснить связи юридических норм с жизнью и их взаимозависимость. Ориентировка в той или иной степени на практику помогает законодателю осуществлять эффективное использование юридических средств в управлении обществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1. ГЛАВА 1. Понятие и сущность юридической практики.
7
1.1. Понятие и сущность юридической практики. 7
1.2. Структура юридической практики. 14
1.3. Виды и функции юридической практики.
24
2. ГЛАВА 2. Субъекты юридической практики
30
2.1. Субъекты законодательной практики. 30
2.2. Субъекты судебной практики. 35
2.3. Субъекты прокурорско-следственной практики.
43
3. ГЛАВА 3. Проблемы юридической практики, пути их разрешения.
51
3.1. Проблемы юридической практики, их виды. 51
3.2. Понятие и сущность конкуренции норм уголов-ного права. Причины их возникновения. 59
3.3. Способы разрешения коллизий норм уголовного права.
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Вложенные файлы: 1 файл

дип.раб. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА..DOC

— 991.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, она является научной основой определения  основных направлений и способов совершенствования законодательства, необходимых для защиты прав и свобод гражданина, государственного суверенитета, решения задач интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве. Данный документ имеет значение и для практики нормотворчества в Республике Беларусь, поскольку в его основе лежит правовой опыт, накопленный нормотворческими органами Республики Беларусь.

Концепция воплотила в себе последние  достижения белорусской правовой науки и нормотворческой практики. Именно соединение достижений юридической мысли и опыта практического нормотворчества, полученных за последнее десятилетие, их совмещение с задачами, которые решает наше государство в социальной, экономической и культурной сферах, должны заложить прочный фундамент для создания законодательства, отвечающего интересам общества в целом и каждого его члена в отдельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что процесс нормотворчества протекает еще недостаточно эффективно, в законодательной практике имеют место определенные недостатки. К их числу можно отнести: ненадлежащее качество нормативных правовых актов, множественность действующего законодательства в конкретных сферах его применения, наличие пробелов и коллизий, отсутствие взаимосвязи и согласованности нормативных правовых актов, наличие фактов неоправданного расширения ведомственного нормотворчества, которое зачастую изменяет смысл актов, обладающих большей юридической силой, игнорирование научной технологии подготовки нормативных правовых актов и т. п. [29, с.38].

Наличие вышеперечисленных  недостатков вызывает необходимость  их глубокого всестороннего анализа  и определения правовых средств, позволяющих их преодолевать. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь способствует решению этой важнейшей практической задачи.

Таким образом, реализация положений  Концепции в повседневной нормотворческой  деятельности позволит обеспечить повышение  эффективности деятельности субъектов законодательной практики, будет способствовать согласованности действий всех нормотворческих органов страны, системно и на научной основе решать проблемы совершенствования национального законодательства, способствовать его стабилизации.

 

 

2.2. Субъекты  судебной практики.

 

Судебная практика занимает важное место среди других видов юридической практики. Она выступает относительно самостоятельным объективным явлением. И как каждое объективное явление, она имеет свое, только ей присущее содержание, свои, только ей присущие формы, а также своих субъектов практики. Судебная практика представляет собой единство того вида судебной деятельности по применению правовых норм и разрешению юридических дел, который связан с выработкой правоположений и специфического результата, итога этой деятельности, закрепленного в судебных актах.

Субъектами судебной практики являются суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь.

В системе органов Республики Беларусь  суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти.

Правовой статус судов определен главой 6 Конституции  Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 13.01.1995 N 3514-XII  ''О судоустройстве и статусе судей'', Законом Республики Беларусь от 09.12.1998 N 217-З"О хозяйственных судах в Республике Беларусь'', Законом Республики Беларусь от 30.03.1994 N 2914-XII ''О Конституционном суде Республики Беларусь''.

 Судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства [17, с. 22].

Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона:

1. Судебная власть осуществляется  специальными государственными  органами - судами (ст. 109 Конституции  Республики Беларусь). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое положение суда в государственном механизме. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повышенные требования относительно и профессиональной подготовки, и моральных качеств.

2. Исключительность судебной  власти - признак, тесно связанный  с предыдущим. Судебную власть  вправе осуществлять только суды. Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается.

3. Независимость, самостоятельность  и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 110 Конституции Республики Беларусь). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону [24, с.12].

4. Судебная власть  осуществляется путем судопроизводства. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции Республики Беларусь   законов Республики Беларусь, нормативных актов Президента Республики Беларусь, палат Парламента и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; гражданское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административное - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; хозяйственное - разрешение хозяйственных дел.

5. Судебная власть осуществляется  на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь  "О Конституционном Суде Республики Беларусь". Уголовное, гражданское и хозяйственное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Хозяйственным процессуальным кодексами.

6. Властный характер  полномочий суда - один из самых  существенных признаков судебной  власти. Все требования и распоряжения  суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений  [16, с.32].

Суд, осуществляющий государственную  власть, является государственным органом.  Конституция Республики Беларусь  и Закон "О судоустройстве и статусе судей'' предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Республики Беларусь, суды общей юрисдикции, хозяйственные суды.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные  и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает  уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного.

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Республики Беларусь. Систему судов составляют:

1) Конституционный Суд Республики  Беларусь;

2) суды общей юрисдикции, возглавляемые  Верховным Судом Республики Беларусь;

3) хозяйственные суды во главе  с Высшим Хозяйственным Судом  Республики Беларусь.

И Конституционный Суд  Республики Беларусь, и суды общей  юрисдикции, и хозяйственный суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. Каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда Республики Беларусь, областных и Минского городского суда, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят также специализированные военные суды, возглавляемые Белорусским военным судом.

Система хозяйственных судов включает Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и хозяйственные суды областей и города Минска.

 

Осуществление правосудия является главным  содержанием судебной власти, важнейшей  судебной функцией. Первое свойство правосудия - осуществление правосудия только судом.

Вторым свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Рассмотрение дела происходит в форме судебных заседаний, которое происходит непрерывно, устно и открыто. В судебном заседании участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Ведущее место принадлежит суду. При разрешении дела суд применяет норму материального права к конкретному правоотношению. Осуществляющие правосудие судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Завершается судебное заседание вынесением приговора (по уголовным делам) или решения (по гражданским). Приговор или решение должны быть законны и обоснованны, иначе они могут быть отменены кассационной или надзорной инстанциями.

Третьей характерной чертой правосудия является то, что оно осуществляется определенными способами, указанными в законе. Такими способами являются:

1) рассмотрение и разрешение  в судебном заседании гражданских  дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;

2) рассмотрения в судебных заседаниях  уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных;

3) рассмотрение хозяйственных (экономических)  споров;

4) осуществление контроля за  конституционностью нормативных  правовых актов в государстве.

Рассмотрим более подробно основные особенности судебной практики по уголовным делам. Прежде всего, обратимся к статистическим данным о деятельности судов в 2002 и 2003 гг.

Статистические данные показывают, что в 2003 году в производстве судов находилось 64577 уголовных, 184991 гражданское и 328258 административных дел [26, с.18]. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число поступивших в суды дел увеличилось: уголовных – на 8803 (17,1%), гражданских – на 4903 (3%), административных – на 39387 (13,6%).

Окончено производство по 59589 уголовным, 169275 гражданским и 328258 административным делам (в 2002 г. – 51789, 163012 и 288871 соответственно).

Рост числа поступивших в  районные (городские) суды дел повлек увеличение среднемесячной нагрузки на судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел и материалов. Среднемесячное поступление дел на одного работающего судью районного (городского) суда возросло с 35 до 37,1 дела (8,4 уголовных дел, 23,0 – гражданских и 5,7 – материалов). Больше всего нагрузка возросла на судей г. Минска – с 37,3 до 41,8 дел в месяц на одного судью, Минской области – с 33,8 до 36,6 [45, с. 8].

Работа судов в 2003 году проводилась в сложной криминогенной обстановке. Рост числа зарегистрированных в республике преступлений составил 13,8%.

Основную категорию  оконченных судами республики уголовных  дел, как и в предыдущие годы, составляют преступления против собственности – 28219, или 47,4% дел, из них кражи – 17947 (63,6%). Уголовные дела о совершении преступлений против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних составили 14,3% (8540 дел); 8,7% (5161 дело) – преступления против жизни и здоровья граждан; 7,9% (4699 дел) – преступления против общественного порядка и общественной нравственности, из них 98,6% – хулиганство; 5,5% (3290 дел) – преступления против правосудия; 4,9% – преступления против здоровья населения, из которых 97,4% приходится на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Информация о работе Юридическая практика