Юридическая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:05, дипломная работа

Краткое описание

Анализ юридической практики - необходимое условие правильного решения правотворческих проблем, укрепления законности в процессе правоприменения и правореализации.
Именно понятие ''юридическая практика'' дает возможность уяснить связи юридических норм с жизнью и их взаимозависимость. Ориентировка в той или иной степени на практику помогает законодателю осуществлять эффективное использование юридических средств в управлении обществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1. ГЛАВА 1. Понятие и сущность юридической практики.
7
1.1. Понятие и сущность юридической практики. 7
1.2. Структура юридической практики. 14
1.3. Виды и функции юридической практики.
24
2. ГЛАВА 2. Субъекты юридической практики
30
2.1. Субъекты законодательной практики. 30
2.2. Субъекты судебной практики. 35
2.3. Субъекты прокурорско-следственной практики.
43
3. ГЛАВА 3. Проблемы юридической практики, пути их разрешения.
51
3.1. Проблемы юридической практики, их виды. 51
3.2. Понятие и сущность конкуренции норм уголов-ного права. Причины их возникновения. 59
3.3. Способы разрешения коллизий норм уголовного права.
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Вложенные файлы: 1 файл

дип.раб. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА..DOC

— 991.50 Кб (Скачать файл)

Анализ отмеченных и других выделяемых в литературе функций показывает, что принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают творчески-преобразующий характер юридической практики, не охватывают многие ее созидательные аспекты и направления, опуская важные критерии классификации. Не обращается внимания, скажем, на тот факт, что практически в каждой подвергнутой рассмотрению функции целесообразно выделить ряд подфункций, обозначающих (в отличие от функций, отражающих наиболее общее, ведущее направление, в котором прежде всего выражаются сущность, природа и роль практики в правовой системе общества) некоторые особые, специфические стороны влияния юридической практики на социальную действительность. Например, в правотворческой функции практики вычленить правообразующую, правоизменяющую и правопрекращающую ее подфункции.

Одним из существенных критериев  классификации рассматриваемых  функций является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, политическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую и другие функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической практики в обществе.

Наиболее ярко сущность и правовое назначение практики проявляются в  ее специфических функциях, где за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований либо полученный результат. К такого рода функциям в первую очередь относятся те, которые определяют конкретный тип (вид, подвид) практики – правотворческой, правоприменительной, праворазъяснителъной и др. Это, однако, не означает, что та или иная из обозначенных функций присуща только одноименной разновидности практики: она характерна и для всех других разновидностей. Правоприменительная практика, например, сигнализирует правотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и неэффективности, становясь таким образом необходимой основой для создания норм права и даже нормативных актов.

По способам воздействия на реальную действительность можно выделять регистрационно-удостоверительную (закрепительную), регулятивно-ориентационную и правоохранительную функции практики. Регистрационно-удостоверительная функция предполагает юридическое закрепление существующих и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверение прав и законных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение, официальное регистрирование и свидетельствование фактов общественной жизни, официальное оформление и закрепление сложившегося правового опыта (так, ежегодно только нотариат удостоверяет несколько десятков миллионов сделок, обязательств и документов). Регулятивно-ориентационная функция выражается в осуществлении централизованного и автономного, нормативного и индивидуального упорядочения общественных отношений.

Содержание правоохранительной функции практики нагляднее всего можно раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную, правовосстановительную, компенсационную, карательную. Правообеспечительная подфункция – одно из важных, но не единственных направлений правоохраны. Поэтому их отождествление, допускаемое порой в литературе, не совсем верно. В данном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридической практики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение поставленных целей, осуществление требований правовых предписаний. Эта подфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими методами воздействия на общественную жизнь.

Юридическая практика – важный канал  общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений, осуществляемого с помощью правотворческих, правоприменительных, пра-воразъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических средств и мер.

Правовосстановителъная подфункция связана с разработкой и закреплением в законодательном или ином порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, правоотношений, прав и законных интересов граждан и организаций.

Значение компенсационной  подфункции заключается в том, что все разновидности юридической практики должны быть нацелены на возмещение любого материального, имущественного или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу и государству в целом.

Суть карательной подфункции юридической практики проявляется в формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении, конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного, организационного и иного характера.

По времени действия функции юридической практики можно  подразделить на постоянные и временные. Определенное значение имеет и классификация ее функций на основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо и важно, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической практики (например, на экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида, подвида) практики одни направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения – правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной практики) являются производными, сопутствующими.

Таким образом, если каждая функция (подфункция) показывает отдельное направление, сторону, аспект социально-преобразующей природы юридической практики, то взятые вместе они дают более или менее цельное представление о месте и роли этой практики в правовой системе общества.

 

 

2. ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ  ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

2.1. Субъекты законодательной практики.

 

Одним из видов юридической  практики, как уже отмечалось, является законодательная практика, то есть юридическая деятельность, связанная с подготовкой проекта и принятием нормативного правового акта, содержащего нормы права, а также сами нормативные правовые акты как итог, результат данной деятельности.

Законодательная практика делится  на два вида:

1.) Законотворческая практика, то  есть практика, связанная с подготовкой и принятием законов, то есть нормативных правовых актов, закрепляющих принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

2.) Иная нормотворческая практика, то есть практика, связанная с  подготовкой и принятием иных нормативно-правовых актов.

Особенностью законодательной  практики является то, что сам законодательный (нормотворческий) процесс строго регламентирован и состоит из расположенных в определенной последовательности стадий. Субъекты законодательной практики, виды и иерархия по юридической силе нормативных правовых актов как результатов (итогов) этой практики, процедура осуществления нормотворческой деятельности определены в Законе от 10.01.2000 N 361-З ''О нормативных правовых актах Республики Беларусь'' [5]. Так, в соответствии со ст. 1 данного Закона под нормотворческой деятельностью понимается  научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов. Субъектами нормотворческой деятельности являются физические или юридические лица, принимающие участие в нормотворческой деятельности. Нормотворческая деятельность осуществляется в рамках нормотворческого процесса - нормотворческой деятельности нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие. Нормотворческим органом (должностным лицом) считается  государственный орган (должностное лицо), уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты.

Закон выделяет следующих  субъектов нормотворческой практики (нормотворческих органов) и принимаемые (издаваемые) ими нормативные правовые акты как результаты практики:

1) Парламент Республики Беларусь - Национальное Собрание Республики Беларусь (Палата представителей и Совет Республики) - законы Республики Беларусь, постановления Палаты Представителей, постановления Совета Республики.

2) Президент Республики Беларусь - декреты и указы. Декрет - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений. Указ - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

3) Совет Министров Республики  Беларусь - постановления. Данными  постановлениями утверждаются также иные нормативные правовые акты (положения, уставы, правила и т.п.).

4) Министерства, иные республиканские  органы государственного управления  Республики Беларусь - постановления  и приказы. Иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами.

5) Национальный банк Республики  Беларусь - постановления Правления Национального банка и постановления Совета директоров Национального банка.

6) Местные Советы депутатов,  исполнительные и распорядительные  органы - решения.

7) Конституционный Суд Республики  Беларусь - заключения и решения.

8) Верховный Суд Республики Беларусь  и Высший Хозяйственный Суд  Республики Беларусь - постановления пленумов.

9) Генеральный прокурор Республики  Беларусь - приказы, указания, распоряжения.

Деятельность  указанных субъектов должна осуществляться в строгом соответствии с принципами нормотворческой деятельности, которые  закреплены в ст. 7 Закона Республики Беларусь ''О нормативных правовых актах Республики Беларусь'': а) конституционности;  б) соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов; в) приоритета общепризнанных принципов международного права;    г) защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;    д) научности.

Нормотворческая деятельность субъектов законодательной практики осуществляется в форме нормотворческого процесса с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

1) планирование нормотворческой  деятельности, которое включает  в себя разработку государственных  программ и ежегодных планов  подготовки проектов нормативных правовых актов;

2) нормотворческая  инициатива - официальное направление  субъектом нормотворческой деятельности  в нормотворческий орган (должностному  лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части;

3) подготовка  проекта нормативного правового  акта, включающая:        а) рассмотрение нормотворческого  предложения и принятие решения  по подготовке проекта; б) организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки;   в) сбор необходимых материалов и информации;   г) разработку концепции проекта;   д) составление текста проекта;       е) согласование проекта;      ж) проведение юридической и иных необходимых экспертиз;

4) принятие (издание)  нормативного правового акта;

5) включение  нормативного правового акта  в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6) опубликование нормативного  правового акта - доведение его  до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Следует отметить, что некоторые  ученые (Г.А. Василевич) считают, что  к стадиям нормотворческого процесса следует также отнести прогнозирование последствий принятия нормативных актов, а также обсуждение проекта нормативного правового акта, так как нормотворческая инициатива должна реализовываться в виде внесения соответствующего проекта [18, с.122].

В настоящее время  в республике приняты меры по обеспечению единства нормотворческого процесса, повышению его эффективности. Сюда следует отнести принятие Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", других нормативных правовых актов, предусматривающих комплекс мер по упорядочению процесса подготовки, рассмотрения проектов нормативных правовых актов, взаимодействия различных субъектов в ходе этой работы.

Важным шагом в определении  стратегии нормотворчества на современном этапе, усилению эффективности нормотворческой практики стало принятие Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205. Данная Концепция устанавливает долгосрочные перспективы развития законодательства как правовой основы построения демократического правового социального государства.

Информация о работе Юридическая практика