Экономическая функция государства теоретико правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теоретических взглядов на сущность экономической функции государства связано с изменением влияния государства на экономику. В отечественной науке нет единой концепции по поводу функций и роли государства, а, следовательно, возможности определить необходимые объемы государственных финансовых ресурсов. Отсутствие четкой и научно-обоснованной стратегии развития государственных финансов в России привело к неэффективному решению многих социально-экономических проблем, особенно резко проявившихся в условия финансового кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и виды экономических функций государства
§1.1. Понятие и сущность основных функций государства……………………8
§1.2.Эволюция взглядов на роль государства в экономике……………………9
§1.3.Виды экономических функций государства……………………………14
Глава II. Государственное регулирование как реализация экономических функций государства
§2.1.Определение границ государственного регулирования экономики……22
§2.2.Цели, инструменты и методы осуществления государственного регулирования экономики………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КОМАРОВ ГОРДЕЙ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 45.53 Кб (Скачать файл)

необходимость создания иных критериев, которые определяли бы масштаб государственного вмешательства. Ответ на поставленный вопрос (различается ли модель оптимального государства для разных обществ) зависит от того, имеются ли капитальные различия среди людей, принадлежащих к разным общественным организациям. По своей сути сама природа человека предопределяет похожие варианты мотивации, поэтому и модель оптимального государства для всех обществ в большинстве своем одинакова. Политика, которая построена на противоположном мнении (к примеру, на тезисе о том, что в неразвитых, бедных странах органы власти должны в большей степени вмешиваться в экономический сектор, потому что бедные крестьяне практически не реагируют на стандартные экономические стимулы) стала одной из ключевых причин неспособности государств третьего мира выбраться из нищеты. Серьезный просчет совершили марксисты, полагавшие, что устранение частной собственности позволит создать более совершенного, так называемого, «нового человека». К последним заблуждениям следует отнести концепцию, согласно которой необходимость повышения интенсивности мер государственного регулирования в беднейших странах мира обосновывается информационными несовершенствами их рынков (то есть низкой образованностью населения). В развивающихся государствах властное регулирование значительно превышает уровень, который можно было бы оправдать необходимостью повышения эффективности функционирования экономики, потому подобные рекомендации вызывают как привило недоумение.

Разберемся, что же можно считать ключевым критерием оптимального государства? Среди ученых, а также в литературе нет единой точки зрения по этому вопросу. Правда большинство специалистов сводится к концепции «общественного блага». Для непосредственного обеспечения социума подобными «благами» нельзя не обойтись без налогообложения, следовательно, требуется и принуждение со стороны государства. Если смотреть на вещи реально, то в повседневной жизни, возможно, присутствует намного меньше «общественных благ», чем это принято считать. Из этого следует необходимость сузить рамки деятельности государства. Некоторые блага, называемые «общественными», на самом деле, скорее всего, являются частными, и в ведении государства они оказались из-за вмешательства в экономику, ликвидировавшее или подорвавшее возможности добровольного частного финансирования. Другими словами, трактовки понятия «общественное благо» в любом случае представляют собой оправдание уже свершенного факта — увеличения полномочий государства. Таким образом, невозможно дать единой рекомендации по поводу определения границ государственного регулирования в области экономики, известно только, что границы не должны быть слишком широкими или слишком узкими.

Формулы, которая бы позволила определить минимальный масштаб необходимой деятельности и отдачи государства, разумеется, не существует и не может существовать. Такой критический вывод следует признать справедливой оценкой имеющихся в научной литературе представлений об оптимальных масштабах деятельности государства. Данную формулу каждое государство в отдельности ищет самостоятельно, исходя из внутригосударственных социально-экономических и правовых критериев и условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2.Цели, инструменты и методы осуществления государственного регулирования экономики.

Современные экономические системы представляет собой единение рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы и объем воздействия государства на сектор экономики изменяются с развитием социума. В различных научных концепциях постоянно уделяется значительное внимание изучению и анализу экономической роли государства. Исходя из его сущности и общественных реалий, определяются цели государственного регулирования. Экономика как наука включает в себя на глобальном уровне основную цель регулирования и прикладные задачи. В каждом государстве такой замысел сводится в идеале к экономической и социальной стабильности, достижению

максимального уровня благосостояния целого общества, укреплению существующего строя как внутри страны, так и за рубежом, и непосредственно к адаптации его к изменяющимся условиям. Но ее реализация может осуществляться только через достижение прикладных задач, к которым относятся:

- рост экономического потенциала,

- внешнеэкономическое равновесие,

- стабильная занятость,

- контроль уровня цен и устойчивость  национальной валюты.

Основной задачей в совокупности данных целей считается обеспечение экономического роста. При его обеспечении возможно достижение и другой важнейшей цели – установление полной занятости. Суть ее должна заключаться в том, чтобы было осуществлено максимально возможное и стабильное (в долгосрочном плане) использования всего трудоспособного населения. На практике подобные задачи могут быть вполне решены при помощи создания рабочих мест и иных методов борьбы с безработицей. Использование подобных мер на пути развития страны принято именовать политикой обеспечивающей занятость населения. Уровень цен должен находиться на одной отметке, а вместе с ней и национальная валюта  именно эти факторы являются условием стабильности экономики. Потому достижение поставленной цели является самым значимым ориентиром в государственной деятельности. При искоренении выше обозначенных проблем будет достигнуто равновесие в национальном хозяйстве. Определяя предмет госрегулирования на конкретном отрезке времени, государство встречает некоторые трудности с противоречивостью задач. Поэтому, пожалуй одним из самых сложных вопросов гос. регулирования, является подбор оптимальной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Опыт развитых стран демонстрирует наиболее разумный вариант – использование метода постоянного и мягкого маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противодействующих целей является оптимальным путем решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

В теории и практике госрегулирования ключевое место занимает механизм властного регулирования. Законодательные и нормативно-правовые документы, которые издаются государством, являются некоторыми из инструментов управления. В первую очередь, здесь имеется в виду законодательство в области промышленности и банковском деле, при помощи которого государство поддерживает определенную структуру (уровень монополизации рынка, таможенные механизмы, обуславливающие  границы национальных систем государственного регулирования, законодательство в области труда, которое в свою очередь, контролирует или регламентирует условия найма работников, а также стандарты, регулирующие эксплуатацию окружающего среды). Материальной базой (и одним из важнейших инструментов государственного регулирования) являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Орудиями которыми активно оперирует государство при регулировании  является  денежно-кредитная, структурная, финансовая промышленная и научно-техническая политики. Необходимо отдать должное и социальной политике, которая в свою очередь имеет не второстепенное значение в вопросе государственного регулирования. Данная политика способна предоставиться справедливое распределение доходов, а также социальную безопасность.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть отличия, специфика применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Государство выполняет также выполняет и  регулятивные функции, прибегая к  различным методам воздействия. Они классифицируют по критериям разного плана. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия - это принуждение субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном выборе, а на предписаниях государства. Прямые методы зачастую имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения результата. Однако у них есть и недостатки, такие как нарушение естественного развития рыночных процессов.

В противовес прямым методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому,

чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, соответствующие целям экономической политики (пример: программирование, предоставление рыночному сектору определённой информации). Основным недостатком косвенных методов является определенный временной провал, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования также имеют свою классификацию. Их можно разделить на административные и экономические. Административные методы в свою очередь подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения. Все они основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер – создание определенных правил в рыночной экономике. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой даже расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания. И в том и другом случае он оставляет за собой право на свободное принятие собственного решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучение выбранной темы немало важно в изменяющихся условиях и ставит перед нами ряд вопросов. Во-первых, насколько важна государственная финансовая политика. Исходя из вышеизложенного можно достаточно уверенно говорить о том, что  не контролируемая экономика, не только не принесёт никаких плодов, но может даже разрушить государство изнутри. В этой работе вопросу экономических функций государства уделено центральное место. Для его наиболее полноценного исследования   был произведён анализ сущности, генезиса, видов и способов реализации экономической функции государства, что и являлось целью написанной работы.

Во-вторых, действительно ли возможно найти некое оптимальное применение этой политике, «золотой середины», в сфере государственного влияния  на экономику. Но при этом стоит отметить, что экономическое вмешательство государства в экномику должно быть как можно меньше.  Государство не должно ввязываться в некоторые сферы экономики, которые попусту не "потерпят" подобного. Это не столько ненужно, сколько вредно для экономики. В начале XXI века человечество стоит перед задачей, как гармонично соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В любом просвещенном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при положительном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека, где функционирует правовое государство.

В-третьих, какие механизмы существуют и какими оперирует государство в процессе регулирования экономики. Чтобы ответить на данные вопросы была изучена литература, касающаяся задач, методов и способов осуществления гос. регулирования.. Это позволило установить главную цель государственного регулирования в любом государстве – сохранение благополучия своих граждан при нормальном функционировании социально ориентированной рыночной экономики.

Из всего вышеизложенного сам собой напрашивается вывод, которой в полной мере можно считать главным в проделанной работе: государство и экономика неотделимы друг от друга в своём функционировании. Более того, экономика – основа государства, но не стоит забывать о стремлении к созданию ориентации на социум в любом государстве, которое считает себя правовым. невозможно представить осуществление государством других функций без выполнения им экономических обязанностей, ведь экономика как бы там ни было, явление социальное и строится на отношениях различного рода и уровня.

В работе ясно показано то, что прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: как государство, так и рынок занимают в социально-экономической системе определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

Таким образом, проведя анализ литературы по данной теме, ответив на главные вопросы исследования, можно с уверенностью сказать, что цели и задачи, поставленные в начале работы, успешно выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Анцупов В. В. Экономическая функция государства. / Автореферат кандидатской диссертации – Красноярск, 2004. – 35 стр.

Бабенышев А. Государство должно исчезнуть / Бабенышев А. / Новая газета: 2002. № 45 – М. – 20 стр.

Бальцерович Л. Навстречу ограниченному государству / Перевод с английского М.: Новое издательство, 2007. — 92 стр.

Экономика. Учебник / Под редакцией доктора эк. наук, профессора А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 1996 – 658 стр.

Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под редакцией В.А. Кучинского. – Мн.: Амалфея, 2002. – 656 cтр.

Государственное регулирование экономики. Уч. пособие / Под редакцией доктора эк. наук, профессора Власова Г.Н. и кандидата эк. наук, доцента Желтова А.М. – Нижний Новгород, 1998. – 128 стр.

Государственное регулирование экономики: Учебник для вузов/Под ред. Кушлина ВИ Волгина НА-М: ОАО НПО Экономика2000. – 432 стр.

Общая теория права, учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Юристъ, 1996 – 472 стр.

Максуров А.А. Экономическая функция координационной юридической практики

// (электронный ресурс) http://www.maksurov.ru/science/24.php

А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калининградский ун-т. – Калининград, 1997. – 63 стр.

М.В. Новиков. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций / Таганрогский ун-т. – Таганрог, 2000. – 356 стр.

Райзберг Б.А. Основы экономики: учеб. пособие . М.: ИНФРА-М, 2003. 408 стр.

Тамбовцев В.Л. «Государство и экономика». – М.: Магистр, 1997. – 260 стр.

Шади Иршиэд Аль-Сараиех. Государственное управление в условиях новой экономики (теоретико-методологические основы)//Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук //Мн.: БГУ, 2006 – 115 стр

 


Информация о работе Экономическая функция государства теоретико правовой аспект